Вопрос: Политическая власть: сущность и структура
Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
Власть в обществе имеет свои параметры:
– масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;
– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;
– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;
– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.
Характерные признаки политической власти:
– верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;
– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;
– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;
– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.
Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.
Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.
Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.
Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.
Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.
Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.
Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.
Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.
Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.
Для демократического общества характерно, что общество может быть и объектом, и субъектом власти. В обществе недемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ – это только объект власти.
Отношение объекта политической власти к ее субъекту может быть различным: от добровольного подчинения до ожесточенного сопротивления. Это зависит от того, какие требования предъявляются объекту, какие методы воздействия. Например, патриархальные традиции формируют покорный, зависимый народ, а традиции демократические – активное в гражданском плане население.
Структура власти
Основными компонентами власти являются: её 1) субъект, 2) объект, 3) средства (ресурсы) и 4) процесс, характеризующийся механизмом взаимодействия между партнерами власти.
1). Субъект (актор) власти - воплощает в себе активное, волетворящее, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, общность людей, организация. Отличительная особенность субъекта власти - стремление, воля к власти как к самоцели или средству достижения других целей, таких как получение высокого дохода, престижной должности, статуса, привилегий и т. п. Помимо желания руководить, субъект власти должен быть готовым брать на себя ответственность, быть компетентным, мудрым, организованным и т. д. Реальные субъекты власти в разной степени наделены всеми этими качествами.
Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер. Обычно их подразделяют на первичные - индивиды, социальные группы, и вторичные - политические организации и движения, партии, политические элиты и политические лидеры. Государство в лице его организаций, учреждений также может рассматриваться в качестве субъекта политической власти. Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные - проводят их в жизнь. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс, своих организаций.
2). Объект власти - личности, социальные группы, на которые распространяется власть, и которые находятся в подчинении у субъекта власти. Власть невозможна без подчинения объекта субъекту. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться (в этом случае власть отсутствует).
В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации (единении) объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти.
Различие между субъектом и объектом власти относительно. Каждый человек или социальная группа в одном отношении может выступать в качестве субъекта власти, в другом - в качестве объекта.
3). Ресурсывласти - совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект. Ресурсы находятся между субъектом и объектом и «материализуют» отношения зависимости между ними.
Ресурсы могут подразделяться в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические (материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т. д.); социальные (статус, должность, престиж, образование, медицинское обслуживание и т. д.); культурно-информационные (знания, информация, а также средства их получения и распространения); принудительные, или силовые, ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами - оружием, тюрьмами и т. д.).
4). Процесс власти характеризуется способами и механизмом осуществления власти, характером взаимодействия между партнерами власти. Способы властвования могут быть различными: демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, деспотическими, либеральными и т. д. Применительно к политической власти это находит свое отражение в существовании различных политических режимов, форм правления в государстве, что и будет подробнее рассмотрено позже в соответствующих темах.