Организационные формы управления импортными операциями мелких и средних пред-й
Организация импортных операций. Промышленные фирмы все шире осуществляют непосредственные импортные операции через собственные каналы, минуя посредников. К непосредственному импорту прибегают обычно промышленные фирмы, постоянно закупающие сырье, топливо, материалы, оборудование для своих заводов. Организационные формы осуществления импортных операций, так же как и операций по экспорту, весьма разнообразны и во многом зависят от объема и характера совершаемых операций, структуры управления компанией, наличия собственных источников снабжения, торгово-политических условий, существующих в странах экспортера и импортера.
Собственный импортный аппарат создается в тех случаях, когда компания имеет устойчивые на основе долгосрочных контрактов связи с поставщиками сырья и материалов за границей. Структура импортного аппарата промышленных фирм, так же как и экспортного, зависит в первую очередь от объема и характера совершаемых импортных операций. Импортный аппарат создается как в стране импортера, так и за границей.
Наиболее распространенной формой организации импортного аппарата промышленных фирм в стране импортера являются встроенные импортные отделы. Они создаются внутри отделов снабжения или отделов закупок, которые приобретают товары на внутреннем рынке у местных производителей.
Фирмы с большим объемом импортных операций могут иметь в своем составе специальные импортные отделы, которые обычно делятся на два отделения: закупочное и административное. В функции закупочного отделения входит обработка полученных образцов, подготовка поездок предс авителей за границу для закупки товаров, поддержание связей с закупочными конторами за границей, информация иностранных поставщиков о спросе на данный товар в стране импорта, выдача заказов, ведение корреспонденции. Админи тративное отделение оформляет товары в таможнях, информирует иностранных поставщиков по вопросам тарифов, упаковки и транс ортировки грузов, следит за оформлением финансовых документов, за переводом денег, производит перепродажу импорт рованного товара с поставкой с причала или таможенного склада. Специальный импортный отдел возглавляет управляющий по импорту, который должен хорошо знать товар, торгово-политические условия своей страны и технику торговли.
Чаще всего импортные отделы фирмы расп лагаются в портах, где им удобнее осуществлять транспортно-экспе иторские и таможенные операции.
Заграничное представительство. В крупных центрах, где закупки товаров носят регулярный характер, промышленные фирмы обычно имеют своих постоянных представителей. В больших промышленных центрах иногда создаются закупочные конторы, организуемые на заграничном рынке для приобретения местных товаров непос едственно у прои водителя или у торгово-посре нических фирм. Иногда фирмы командируют своих служащих за границу для приобретения необходимых товаров. Это так называемые вояжеры по закупкам. Особенно часто закупки через вояжеров практикуют предприятия, прио ретающие товары, которые носят сезонный характер, — чай, кофе, каучук, шерсть, специи. Вояжеры по закупкам уста авливают личные контакты с иностранными поставщиками или посредниками, осматривают товар и заключают контракты или направляют предложения своим фирмам. Нередко для заключения контрактов по закупке фирмы направляют за границу одного из своих директоров.
Импортные ассоциации. В ряде случаев предприятия розничной торговли и импортеры сырья объединяются между собой для осущ ствления центра изованных закупок и организуют общую импортную контору — ассоциацию. Через такие ассоциации американские фирмы импортируют часы, каучук, шкуры, кожи, меха, джут, белье, алкогольные напитки, оливковое масло, чай и прочие товары. Примерами таких закупочных ассоциаций в США могут служить "Ассошиэйтед мерч ндайзинг корп.", "Ассошиэйтед импортез оф фуд продактс", "Америкэн спайс трейд ассошиэйшн". Широкое распр странение импортные ассоциации получили во Франции (в особенности это касается импорта пром шленного сырья, потр бителями которого выступают крупные промышленные фирмы). Например, асбест ввозится во Францию искл чительно через ассоциацию "Сосьете групман франсэ д'Амьянт", созданную четырьмя крупнейшими потр бителями асбеста; марганцевая руда — через импортную ассоциацию "Сосьете де манганез", созданную семью ее потр бителями — крупнейшими металлу гическими компаниями Франции. Импорт чугуна во Францию осуще твляется через импортную ассоциацию "Сосьетэ контуар де фонт", фосфатов — через "Контуар де фосфат", хромовой руды — через "Сосьетэ де хром э де феррохром".
Ассоциации позволяют их участникам получать выгоды от закупки товаров крупными партиями, отказываться от услуг торговых посредников. Такие ассоциации действуют на коммерческой основе, причем члены этих ассоциаций платят одинаковые ежегодные взносы в оплату предо тавляемых им услуг. Иногда импортные ассоциации создаются для устранения конкуренции между импортерами своей страны.