Глава 2. Функции и полномочия Президента РФ
Функции Президента РФ.
Главой государства в России является Президент Российской Федерации. Его публичные права, а также функции и полномочия составляют компетенцию[18]. Рассмотрим основные функции.
Функции главы государства определены статьей 80-й Конституции Российской Федерации. Согласно ей, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Данная функция предполагает, что он должен обеспечить в стране такое положение, при котором все государственные органы выполняют свои конституционные обязанности, не пересекая рамки своей компетенции. Если какой-либо орган власти, федеральный или региональный, начинает действовать за рамками Основного Закона, нарушая права и свободы человека и гражданина, то Президент должен указать на нелегальные поступки органа государственной власти и попросить привести свои действия или изданные акты в соответствие с Конституцией РФ.
Следующая не менее важная функция – это принятие главой государства мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее государственной целостности и независимости, и мер по обеспечению взаимодействия органов государственной власти. В зависимости от сложивший ситуации, Президент определяет нарушение или угрозу для суверенитета и государственной целостности государства. Если происходят события или есть предпосылки, которые угрожают независимости России, то глава государства предпринимает действия, направленные на защиту суверенитета Российской Федерации. Конституция предусматривает введения военного положения в отдельных местностях России или на всей её территории[19].
Функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти одна из важнейших. Де-юре, глава государства не является арбитром во взаимоотношениях трёх ветвей властей, хотя де-факто Президент РФ является таковым. В случаях, когда ветви власти между собой порождают конфликты во взаимоотношениях или не находят согласованных решений, Президент России имеет право применить согласительные процедуры, а также другие меры по преодолению споров. Данная функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ[20].
В соответствии с Основным Законом государства и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, а также в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент представляет Россию в международных отношениях, принимает отзывные и верительные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей, проводит переговоры и подписывает ратификационные грамоты. С главами других государств переговоры проходят во время их визитов в Россию или заграничных поездок главы государства. Активно задействованы и такие способы международного общения, как телефонные разговоры или обмен посланиями. Согласно Конституции, международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Именно Президент подписывает международные договоры. В ходе таких действий вырабатывается внешнеполитическая позиции России. Более того, в нашей стране сложилась практика, при которой основные направления внешней политики глава государства формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию. Текст Послания Федеральному Собранию размещается на официальном интернет-источнике, каждый человек может ознакомиться с ним.
Президент определяет только основные направления внутренней политики. Он устанавливает основные направления внутренней политики путём издания указов и распоряжений. Взгляды главы государства по важнейшим положениям государственной политики предопределяет Послание Президента Федеральному Собранию. Конституцией предусмотрена необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики[21].
Президент, выступая перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует своё видение основных направлений политики государства. Мы считаем, что тем самым глава государства своим авторитетным мнением обозначает в Послании основные ориентиры для Правительства РФ и Федерального Собрания. Позиции главы государства по вопросам, касающихся внутренней политики, учитываются Правительством, Государственной Думой и Советом Федерации при составлении законопроектов. Не стоит забывать, что мнение Президента России оказывают огромное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. Чаще всего Послания Президента представляют собой текст, который не разделён структурно на какие-либо части, но тем не менее, возможно выделить в нём определённые темы[22].
Полномочия Президента РФ
Полномочия – это совокупность прав и обязанностей, которые возложены на главу государства законодателем. Условно все полномочия можно разделить по их направлению. Начнём с полномочий в области обороны.
Президент РФ – Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами России. Он назначает и освобождает от должностей высшее руководство Вооружёнными Силами. Формирует и руководит Советом Безопасности, утверждает военную доктрину, присваивает высшие воинские звания, обращается в Государственную Думу с законодательной инициативой по вопросам военного строительства и других вопросов. Более широкий перечень полномочий Президента в сфере безопасности и обороны регламентируется федеральным законом: объявление приказа Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил о ведении военных действий, принятие решения об использовании Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение планов строительства и развития Вооруженных Сил, плана создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Президент утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний, санкционирует их проведение[23].
Можно выделить следующий полномочия в сфере правового статуса личности: глава государства принимает решения по вопросам о предоставлении гражданства Российской Федерации, а также по вопросам о предоставлении политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания, осуществляет помилование.
Целесообразном подчеркнуть, что возможность реализовывать свои многочисленные полномочия обеспечивается работой Администрации Президента, которая действует на основе Указа Президента РФ. Более того, для более совершенного исполнения своих полномочий, при главе государства функционируют советы и комиссии, носящие совещательный характер. Речь идёт, например, о Совете по противодействию коррупции, развитию гражданского общества и правам человека и о многих других.
В статье 84-й Конституции перечислены полномочия Президента по отношению к законодательной ветви власти. Так, он назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственною Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с пунктом 4-м статьи 111-й Конституции РФ. После трехкратного отклонения кандидатур на пост Председателя Правительства России, глава государства назначает главу исполнительной власти и распускает Государственную Думу, назначив новые выборы. Но гарант Конституции может каждый раз предлагать одного и того же кандидата, что создаёт ситуацию, в которой роль Государственной Думы в процессе назначения Председателя Правительства РФ является фиктивной. Президент России назначает референдум, владеет правом законодательной инициативы, подписывает федеральные законы.
Широки полномочия главы государства в области исполнительной власти. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, назначает и освобождает от должностей всех членов Правительства, в любой момент имеет право принять решение об отставке Правительства, устанавливает перечень федеральных органов исполнительной власти на основе своего Указа. Глава государства назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации. Может председательствовать за заседания Правительства РФ[24].
Анализ понятия «глава государства» свидетельствует о том, что Президент является главным в системе построения триады ветвей власти, что противоречит классическому понимаю теории разделения властей. В соответствии с Конституцией и Федеральным Конституционным Законом «О Правительстве Российской Федерации», Президенту напрямую подчиняются органы исполнительной ветви власти: министерство внутренних дел, министерство юстиции, министерство гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий, федеральная служба безопасности, федеральная служба войск национальной гвардии и другие министерства и службы. Такие полномочия Президента в сфере исполнительной власти приводит к бицефальной системе, то есть к двойному подчинению.
Мы считаем, что таким образом нарушается принцип самостоятельности трёх ветвей власти, закрепленный в статье 10-й Конституции. Фактически, Президент вмешивается в систему исполнительной власти и частично осуществляет руководство ей, не возглавляя исполнительную ветвь власти. Так как глава государства не может сам лично проконтролировать каждую службу и министерство, а Администрация Президента помогает реализовывать функции и полномочия гаранта Конституции, то создаются условия контроля со стороны Администрации Президента[25]. Конституционный суд постановил, что Администрация Президента не является органов государственной власти, а всего лишь государственным органом. Всё это нарушает статью 10-ую и 11-ую Основного Закона.
В полномочия Президента России входит представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда, кандидатур для назначения на должность Генерального Прокурора России, его заместителей. Также представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ.