Система административно - государственного управления 1 страница

Восстание Ань Лушаня

Это восстание, произошедшее в средневековом Китае, считается самым кровавым вооруженным конфликтом в истории Земли, после Второй мировой войны. В результате него погибло 36 миллионов китайцев, что составляло в те времена одну шестую часть населения Земного шара. По словам историков, все дороги страны были завалены трупами, а воды рек и озер на долгие месяцы выкрасились в красный цвет от пролитой крови.

Ань Лушань был военачальником, который пытался свергнуть царствующую династию Тан и даже захватил столицу империи, Чанъань, и провозгласил себя первым императором новой династии Янь. Однако, успехам Лушаня помешала болезнь. В результате заболевания диабетом он ослеп и был зарезан собственными сподвижниками. Через шесть лет после смерти Ань Лушаня восстание постепенно утихло, и танский император благополучно вернулся в столицу.

22) Китайская Народная Республика образовалась в ре­зультате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожден­ные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на состоявшемся в но­ябре 1931 г. в Жуйцзине (провинция Цзянси) Всекитай­ском съезде Советов. Съезд образовал Центральный ис­полнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комисса­ров (СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был об­разован Верховный суд. Местными органами власти про­возглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. В новоосвобожденных и приф­ронтовых районах вся власть сосредоточивалась в руках революционных комитетов. Местными судебными органа­ми в Советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств (так обычно называли исполнительные комитеты).

На I Всекитайском съезде Советов был утвержден про­ект Основной конституционной программы КСР. В оконча­тельном виде она была принята на II Всекитайском съезде Советов в 1934 г., провозгласив "демократические свободы для трудящихся", национальное равноправие, равноправие мужчин и женщин, а также право всех народов Китая на самоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельных государств. Была безоговорочно признана независимость Внешней Монголии.

В соответствии с Основной конституционной програм­мой, Положением и Временным законом о выборах в Сове­ты (соответственно 1931 и 1933 гг.) активным и пассивным избирательным правом пользовались "только трудящиеся". Рабочим на выборах в Советы предоставлялись особые преимущества. Выборы депутатов проводились на специаль­ных собраниях по производственно-территориальному прин­ципу: рабочими - на предприятиях, а крестьянами, ремес­ленниками и др. - по месту жительства. Принципы работы Советов устанавливались специальными актами, приняты­ми на I и II съездах Советов (Положением и резолюцией о советском строительстве).

Неблагоприятная военная обстановка, сложившаяся для Красной Армии Китая в южной части страны, потребовала перебазирования вооруженных сил коммунистов в Северо-Западный Китай, которое завершилось в 1936 г. На границе провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся в староосвобожденном районе, где власть коммунистов установилась до прихода основных сил Красной Армии, была создана главная рево­люционная база - Пограничный район Шэньси-Ганьсу-Нинся. Наступил следующий этап китайской революцион­ной войны против японских захватчиков.

В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Ки­тайской Республики, а Красная Армия Китая - в Народно-революционную армию (вскоре она получила наименование 8-я армия, позднее коммунистами была сформирована 4-я Новая армия). На территории освобожденных районов про­возглашался режим, основанный на всеобщем избиратель­ном праве. На время войны в освобожденных районах - антияпонских революционных базах - была прекращена конфискация земель у помещиков. Но это не означало воз­вращения уже конфискованных земель помещикам: всякие попытки в этом направлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политика снижения аренд­ной платы и ссудного процента.

В Пограничном районе Шэньси-Ганьсу-Нинся, а также в других освобожденных районах, где позволяли условия, избирались местные представительные органы - Народно-политические советы. В перерывах между сессиями Сове­тов их функции исполнялись постоянными комитетами. В качестве исполнительных органов формировались прави­тельства (правительственные советы), обладавшие необхо­димым административным аппаратом.

Правительственные органы Пограничного района Шэнь­си-Ганьсу-Нинся и других антияпонских революционных баз принимали документы конституционного характера, назы­вавшиеся административно-политическими или политиче­скими программами. Программы предусматривали меры по укреплению антияпонского единого фронта и улучшению жизни народа, охране его прав, развитию сельскохозяйст­венного и промышленного производства. Они провозглаша­ли равноправие национальностей и полов, проведение по­литики ликвидации неграмотности, реформирование судеб­ной системы и всего государственного аппарата.

В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Ре­шающую помощь китайскому народу в победном завершении антияпонской войны оказал Советский Союз.

Главной революционной базой коммунистов стал Северо-Восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гра­жданской войне (1946-1949 гг.) Гоминьдан потерпел пора­жение.

В 1948-1949 гг. в важнейших экономических, полити­ческих и культурных центрах страны была установлена ре­волюционная власть, главной опорой которой стала Народ­но-освободительная армия Китая (НОАК) (такое наимено­вание приняли в период новой гражданской войны воору­женные силы китайских коммунистов). Главной формой ре­волюционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались непосредственно фрон­товыми военными и политическими органами. ВКК были весь период военного контроля главными органами власти на местах. Им были подчинены все другие местные органы, в том числе и правительственные, при них формировались военные трибуналы, приговоры которых обычно обжалова­нию не подлежали. ВКК издали большое количество норма­тивных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах.

В процессе ликвидации гоминьдановской администра­ции ВКК создавали новую власть: местные народные пра­вительства и массовые представительные органы - конфе­ренции народных представителей. От народно-политических советов периода антияпонской войны они отличались как по социальному составу, так и по функциям. Делегатами конференций не могли быть помещики и представители бюрократической буржуазии*. Функции же конференций были скорее совещательными, полномочия местных собра­ний народных представителей они стали постепенно при­нимать на себя позднее, уже в 50-е годы.

* Бюрократическая буржуазия - социальная общность капита­листического типа, господство которой основано не на частной, а на государственной собственности.

Весной-летом 1949 г. организационно оформился На­родный политический консультативный совет Китая. К осе­ни этого года в руках Гоминьдана оставался только один крупный город - Гуанчжоу (Кантон). Наступило время объ­единения освобожденных районов страны в единое государ­ство. В процессе объединения революционных сил и обра­зования Китайской Народной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных освобожденных районов. Народные пра­вительства были созданы в ранее освобожденных Северо-Восточном и Северном Китае. Военно-административные комитеты были созданы в Северо-Западном, Восточном, Южно-Центральном и Юго-Западном Китае.

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания на­родных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учреди­тельного собрания республики.

Сессия приняла Общую (совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон об организа­ции Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия.

Общая программа считалась временной конституцией страны. Она провозгласила КНР "государством новой демо­кратии". В качестве основы экономического развития стра­ны программой провозглашался государственный сектор хозяйства. Вместе с тем определялись пути развития кооперативного, мелкотоварного, государственно-капиталисти­ческого и частнокапиталистического секторов. Прямо о пе­реходе к социализму в Общей программе не говорилось.

Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс, представляющих все националь­ности страны, и пр. Принцип национального самоопределе­ния населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в фор­ме создания территориальных автономий.

Общая программа являлась отправным пунктом законо­дательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту про­грамму. В соответствии со ст. 17 Общей программы все преж­нее китайское законодательство отменялось.

Сессия ВСНП избрала Центральный народный прави­тельственный совет (ЦНПС), который был в восстановитель­ный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия выс­шего органа государственной власти (законодательство, ра­тификация международных договоров, утверждение бюд­жета и отчета о его исполнении, назначение высших долж­ностных лиц государства, решение вопросов войны и мира и т. д.). Пленарная сессия НПКСК, взявшая на себя функ­ции ВСНП, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими государственны­ми полномочиями наделен не был. Функции главы государ­ства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика предконституционного периода 1949-1954 гг. (до 1952 г. включительно это был восстановительный период) создали председателю ЦНП особое положение в государст­венной структуре - выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП стал Председа­тель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета.

ЦНПС образовал ряд высших государственных орга­нов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Админи­стративный совет - высший орган государственного управ­ления, Народно-революционный военный совет - орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.

Административный совет в общем занимал в государ­ственной структуре КНР положение правительства, однако он отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят Временный за­кон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Ад­министративный совет был ответственен перед председате­лем ЦНП.

В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобо­жденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти на­ряду с собраниями народных представителей. Однако, по­скольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного перио­да, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК.

Первоначально представительные органы формирова­лись ВКК и местными народными правительствами, кото­рые в свою очередь назначались сверху. Затем они посте­пенно становились выборными органами.

Характерной чертой юстиции восстановительного пе­риода было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной ре­формы. Формально они считались палатами (коллегиями) уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию входили не только дела, связанные с проведением земель­ной реформы, но также и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и полови­на членов трибуналов избирались уездными или городски­ми народными правительствами, другая половина избира­лась конференциями народных представителей или деле­гировалась народными организациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. При­говоры народных трибуналов подлежали утверждению на­родных правительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов.

В марте 1952 г. Административным советом были учре­ждены народные трибуналы на период массовой кампании "сань фань" ("против трех зол" - коррупции, расточитель­ства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воин­ских частях и соединениях, от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, включая смерт­ную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Предсе­дателями трибуналов были руководители учреждений и вое­начальники. Народные трибуналы в городах создавались го­родскими народными правительствами и во время прове­дения в 1952-1953 гг. массовой кампании "у фань" ("про­тив пяти зол" - подкупа работников госаппарата, хище­ний, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государст­венными заказами, выкрадывания секретной государствен­ной экономической информации). Председателями трибу­налов назначались, как правило, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они пре­дусматривали смертную казнь или длительное лишение сво­боды (от десяти лет и более), подлежали утверждению вы­шестоящими правительственными органами.

В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организаци­онное положение народных судов КНР, Временное органи­зационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.

Временное организационное положение народных су­дов КНР исходило из прежней практики освобожденных районов (да и из китайской традиции) включения народных судов в структуру местных правительств. Местные народ­ные прокуратуры также были включены в местные прави­тельства и находились, таким образом, как и суды, в двой­ном подчинении - своим вышестоящим органам и местным народным правительствам. Временное организационное по­ложение народных судов КНР предусматривало создание института народных заседателей, но право принятия су­дебного решения оставалось за судьями, а заседатели мог­ли лишь "помогать в расследовании дела, принимать уча­стие в судебном разбирательстве и высказывать свое мне­ние по рассматриваемому делу" (ст. 6). В законе ничего не говорилось о праве обвиняемого на защиту.

23) Древнейший Китай. Шан-Иньское государство.

В V-III тыс. до н.э. бассейн среднего течения Хуанхэ занимала этнокультурная общность, характеризующаяся археологическими культурами яншао и луншань (в которую переросла культура яншао). На луншаньском этапе (вторая пол. III тыс. до н.э.) возникает имущественная дифференциация. Яншаоско-луншаньские племена и были той основой, из которой впоследствии выросла историческая общность древних китайцев.

Согласно древнекитайской историко-литературной традиции первой наследственной династей правителей Китая была династия Ся (по традиционной хронологии - конец III - начало II тыс. до н.э.), основанная неким Ци. Китайская традиция приписывает Ци в сыновья мифологическому культурному герою, Великому Юю, спасшему людей от всемирного потопа, тем самым «сшивая» начало династийного, то есть исторического прошлого своей страны, с мифологическим прошлым божественных перволюдей и культурных героев (переосмысленных как древнейшие, ненаследственные правители страны, предшествующие цепочке ее династий). При заведомой неисторичности такого приема, предание о самой династии Ся, скорее всего, достоверно, и за ним стоят два взаимосвязанных явления: создание какого-то раннего объединения племен луншаньского ареала вокруг одного из таких племен - «ся», и начало передачи власти вождей по наследству взамен былым выборам.

Заведомо исторический характер, подтвержденный аутентичными письменными и археологическими данными, носит правление следующей династии китайской традиции - Шан (Инь). По преданию, последний правитель Ся был зверски жесток; Чэн Тан, вождь племени шан, одного из зависимых от Ся племен, возглавил недовольных, уничтожил весь клан Ся и сплотил вокруг шанцев остальные племена. Так возникло шанское политическое образование, просуществовавшее до 1027 г. до н.э. Племя шан неоднократно переселялось по равнинам в среднем течении Хуанхэ, пока при правителе Пань Гэне не остановилось в районе современного Аньяна, где была основана новая столица - Великий Город Шан (ок. 1300 г.). С этого времени династия получает второе название - Инь (видимо, так назывался правящий род) и начинается заключительный период шанской истории (XIV-XI вв.), представленный археологическими находками и ценнейшими иероглифическими гадательными надписями - первыми памятниками древнекитайской письменности. Широкое распространение в этот период получила бронза, однако она не применялась в главной сфере производства - земледелии, а использовалась для изготовления оружия и предметов ритуала.

Шан-Иньское объединение было раннеклассовым государством, но это раннее государство не разрушало разграничения племенных и родовых структур, сохранявшихся в полной неприкосновенности и служивших главными составными частями общества. Государственность выражалась в том, что власть правителя носила автократический характер и не зависела от институтов родоплеменного самоуправления; ван имел право повелевать любым человеком, находящимся на его землях. Классовый характер общества проявлялся в налоговой и отработочной эксплуатации основной массы населения со стороны правителя, а также в выделении неравноправных сословий внутри племени. Во всем этом проявился один из самых важных феноменов всей истории Китая - устойчивость и значение родовых структур; даже впоследствии, с полной потерей ими властного и хозяйственного значения и распространением частной собственности, род тысячелетиями оставался главной ячейкой в сфере собственно социальных отношений. Особенно ярко это выражалось в типичных для Китая наказаниях родственников за проступок одного из них; за тяжелое политическое преступление глав рода, согласно стандартным правовым нормам, мог быть уничтожен весь род, и именно так оформлялись обычно династические перевороты. Другим примером является неизменное деление китайцами своей истории на династические циклы, то есть на периоды правления членов одного рода.

Ядром Иньского государства была территория племени шан. Судя по находком в аньянских гробницах, у шанцев этого времени выделялись четыре довольно четко отграниченных друг от друга по сословному и имущественному положению страты: род правителя (вместе с его представителями хоронили и часть их челяди), знать, рядовые общинники и бесправные лица, оказавшиеся вне общинно-родовых структур. Государственная эксплуатация самих шанцев выражалась, по-видимому, в привлечении их к отработкам на полях правителя и храмов и иным общественным работам.

Правитель - ван - осуществлял военную, исполнительную и высшую жреческую власть, считаясь главным посредником между людьми и космическими силам, уполномоченным последними на управление страной. Только он мог осуществлять гадания, выясняющие волю божества (таковые предпринимались при принятии почти любого решения), и его участие в той или иной деятельности магически способствовало ее успеху и часто рассматривалось как его необходимое условие. Поэтому все жизнеобеспечивающие сельскохозяйственные работы начинались только по специальному приказу вана, который, в свою очередь, отдавал его только после выяснения воли богов на этот счет посредством гадания. Представление о том, что статусу правителя имманентно присуще уникальное свойство служить проводником космической жизнеобеспечивающей энергии на землю, без чего приходит в упадок вся жизнь, сохранялось впоследствии на протяжение тысячелетий (правда, правитель исполнял свою роль такого проводника тем хуже, чем безответственнее относился к своим обязанностям; с какого-то момента китайская официальная общественная норма требовала устранить и заменить такого правителя силами его подданных. Благоговение питали, строго говоря, к институту его власти, а не к личности ее носителя). О единоличном характере власти вана говорит его стандартный эпитет вана - «единственный среди людей». При ване сформировался примитивный государственный аппарат и зародыш постоянной армии - колесничная дружина, воевавшая во главе пешего племенного ополчения. Ван, его двор и дружина, то есть верхушка общества в целом, существовали за счет отработок шанцев на их полях, дани зависимых племен и, вероятно, привлечения труда лиц, втянувшихся в частную зависимость от них.

Главными государственными делами в древнекитайской традиции считались жертвоприношения и войны. Так обстояли дела уже в иньскую эпоху. Войны велись за расширение круга зависимых племен, платящих дань иньскому вану, и ради массового угона пленных. Последние предназначались для жертвоприношений усопшим предкам, а не для обращения в рабство, институт которого еще не сформировался (у иньцев не было даже специального термина для обозначения рабов).

Вожди племен, признававших зависимость от иньского вана, получали от него титулы, номинально включавшие их в административную структуру возглавляемого им государства, и должны были регулярно являться в Великий Город Шан с дарами, присылать туда дань, предоставлять вану свои племенные ополчения и информировать его о положении дел на своих границах. Внутренние проблемы они решали самостоятельно.

В иньскую эпоху уже сформировалась концепция, согласно которой собственное государство является центром мира и теоретически имеет мандат от космических сил на управление всей землей; те, кто признают это право, образуют окультуренное пространство, остальная часть мира прозябает в ритуальной нечистоте и варварстве. Эта концепция также сохраняла безраздельное господство в официальной мысли Китая следующих тысяч лет. Государственным культом Шанской державы являлся культ предков (прежде всего предков правящего государя).

Великий Город Шан был окружен стенами шестиметровой толщины и насчитывал много больших дворцов и храмов, возведенных на искусственных платформах, а также ремесленных мастерских, обслуживавших заказы правившей верхушки. Близ города находились гробницы ванов и их ближайших родичей - огромные подземные сооружения, где вместе с ними хоронили множество богатств и десятки людей.

Пик иньского могущества приходится на правление У-дина (ок.1200 г.), предпринявшего обширные завоевания и выстроившего новые дворцы и храмы в Великом Городе Шан.

Одним из племен, соседящих с иньцами с запада, было племя чжоу, то воевавшее с Инь, то признававшее зависимость от него. Когда на престоле оказался последний правитель Инь, считающийся в китайской традиции безответственным, капризным и праздным тираном, вождь чжоусцев У-ван возглавил коалицию западных племен, разгромил иньцев в битве при Муе (1027 г. до н.э.) и захватил территорию иньского государства. С этого времени отсчитывается эпоха династии Чжоу.

24) Общественная система в Китае времён Чжоу состояла в том, что император (ван) утверждал и назначал удельных правителей (чжухоу), которые получали титул гуна и хоу, удельными правителями становились также правители отдельных царств, признававших гегемонию вана. Чжухоу обязаны были регулярно являться ко двору и приносить дары, за что получали от вана также богатые подарки.

В случае слабости или неадекватности центрального правительства чжухоу переставали являться ко двору. Удельные правители постоянно враждовали друг с другом, завоёвывали соседние княжества, и нередко устраивали в своем владении систему, подобную дому Чжоу.

В 403 г. до н. э. правители царств Чжао, Хань, Вэй провозгласили себя ванами, после чего формальная централизованная система отношений нарушилась, с ваном Чжоуского домена вообще перестали считаться.

Общественный строй государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика, присущая обществу полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, была вытеснена системой оседлого земледелия. Строительство ирригационных сооружений потребовало усиления контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Постепенный рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры. Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, чиновник должен был обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, а потому талантливых чиновников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем.


Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс «рыцарей», состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в эпоху Чжоу китайский рыцарь не мог позволить себе какой-либо самостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе; представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Со временем слово «рыцарь» стало означать «ученый». Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы. На нижней ступени социальной лестницы находился «народ», т.е. крестьяне. Помимо производства продуктов питания крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различных волокон для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода также изготавливались крестьянами и обменивались на другие товары на регулярно проводившихся ярмарках. Хотя производство предметов роскоши и торговля ими процветали и ранее, на период Чжоу, судя по немногим уцелевшим образцам, приходится расцвет этого ремесленного искусства.

Упадок могущества Чжоу. Степные народы, часть которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали набеги на северо-западные районы. Меры по укреплению обороны, военные экспедиции и кампании ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Такая нагрузка на императорскую вотчину наряду с ослаблением уз личной преданности снизили прочность позиций императора в его отношениях с феодальными князьями. В поздний период правления династии Чжоу в документальных материалах все более частыми становятся упоминания о случаях отказа от выплаты дани. В период правления императора Юя (781–771 до н.э.) была предпринята попытка восстановить былое императорское величие строительством крупных ирригационных сооружений. Однако привлечение большого контингента населения на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей. В результате западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ близ города Сиань) и убили императора.

Империя Чжоу не смогла оправиться от этого удара. Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань (поэтому более ранний период истории правящей династии Чжоу традиционно называется Западным Чжоу, а более поздний – Восточным Чжоу). В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она продолжала существовать до 256 до н.э. После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу. Со столицей на востоке и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу.

Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень экономического развития в разных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу с феодалами за власть и собственные интересы.Параллельно изменениям в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы разной площади. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы.

Наши рекомендации