О походе хана Ахмата на Русь в 1480 году

Из «Повести о стоянии на Угре»

Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами (золотоордынские бояре) и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром (правитель Литвы) ‑ ибо король и направил его против великого князя (Московской Руси), желая сокрушить христианство. Князь великий… стал у Коломны, а сына своего… Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других ‑ по берегу (реки Оки).

…Ахмат (узнав это) пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. (…)

Царь (Ахмат) же со всеми татарами пошел по Литовской земле… и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал ‑ были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский (крымский хан, союзник Ивана III)), королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.

И пришли татары, начали стрелять, а наши ‑ в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие ‑ на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. (…)

И пришли тогда братья к великому князю… Князь же великий принял их с любовью… чтобы, соединившись, вступить в битву с противником.

…Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали…

Царь (Ахмат) же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Иван, и Орду взял, и его убил.

И так избавил Бог и пречистая Русскую землю от нехристей. (…)

О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство. (…)

Повесть о стоянии на Угре / Перевод Я. С. Лурье // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982. С. 514-521.

Тема: Московская Русь

Из Судебника Ивана III (1497 года)

Лета 7006-го месяца септемвриа уложил Князь Великий Иван Васильевич Всея Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и околничим

1. Судите суд бояром и околничим. А на суде должны быть у бояр и у околничих дьяки. А взяток бояром, и околничим, и диаком от суда и от пострадавшего не брать; так же и всякому судье взятки от суда не брать никому. А судом не мстить никому.

2. А какой жалобник (проситель) к боярину придет, и ему жалобников от себе не отсылать, а давать всем жалобникам разъяснение во всем. А которого жалобника не примут, то сказать великому князю.

3. А иметь боярину и дьяку в суде от рублеваго дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа (истец) или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а дьяку восемь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину иметь по тому росчету.

4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А будут судиться из – за поля, а у поля не стояв, померяться, боярину с рубля два алтына, а дьяку восемь денег; а околничему, и дьяку, и неделщикам (выбранный или назначенный человек, исполняющий поручения суда по неделям) пошлин полевых нет

5. А у поля стоя померятся, и боярину и дьяку иметь по тому же расчету пошлины свои; а окольничему (высший после боярина чин в государственном управлении; как правило, великокняжеский судья) четверть и дьяку четыре алтыны с деньгой, а неделщику четверть.

6. А побьются на поле в заемном деле или в бою, и боярину с дьяком взять на убитом противень против исцева; а околничему полтина, а дьяку четверть, а неделщику полтина.

7. А побьются на поле в поджеге, или в душегубстве, или в разбое, или в татьбе (воровстве), да околничему на убитом полтина да доспех, а дьяку четверть, а неделщику полтина. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.

8. О ТАТБЕ (воровстве). А донесут на кого татбу (воров), или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет известен разбойник, и боярину того велеть казнить смертной казнью, а истцам велеть выплатить из его имущества, а что еще у казненного останется, то боярину и дьяку взять себе.

9. А государскому убойце (убийца своего господина) и крамольнику, церковному татю (вор, обокравший церковь), и головному (убийца), и подымщику, и зажигалнику (поджигатель), ведомому лихому человеку живота не давать, казнить его смертной казнью.

10. О ТАТЕХ (о ворах). А котораго татя поймают с какою ни будь татбою (украденным) впервые, кроме церковные татбы и головные, а прежде в воровстве замечен не был, тогда его казнить торговой казнью, бить кнутом да истцу его сбережения отдать, да судье его продать. А не будет у того татя имущества, чем истцу заплатить, тогда его бив кнутом, да истцу его выдать в его гибели головою на продажу, а судье не иметь ничего на нем.

11. А поймают татя на втором воровстве, то казнить его смертной казнью, а истцу заплатить из его имущества, а оставшееся его имущество отдать судье.

12. О ПОЛИЧНОМ. А с поличным его приведут впервые, а покажут на него человек пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой, и прежде того неоднократно совершал кражи, того казнить смертною казнью, а истцу заплатить из его имущества.

13. О ТАТИНЫХ РЕЧЕХ. А на кого тать покажет, надо того пытать.

Из Судебника Ивана IV Грозного (1550 года).

Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси [с] своею братьею и з боярами сесь Судебник уложил, как судити боярам, и окольничьим, и дворецким, и казначеям, и дьякам и всяким приказным людям, и по городам наместникам, и по волостям волостелям, и тиунам и всяким судьям.

1 Судом царя и великого князя судить боярам, и окольничим, и дворецким, и казначеям и дьякам. Судить не по дружески и не мстить никому, и обещаний денежных вознаграждений в суде делать, также и судье денег в суде не брать.

2. Тот боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк который будет судить, а обвинит кого не по суду, а по ошибке, или подпишет решение суда, а затем откроется правда, и боярину, и дворецкому, и окольничему, и казначею, и дьяку в том наказания не будет; а истцу суд взятое возвратит.

3. Тот боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде деньги возьмет и обвинит не по суду, а за взятку, и это откроется, следует взыскать с него штраф в размере суммы частного иска, а пошлины царя и великого князя, и судебные расходы следует взыскать в тройном размере.

4. Тот дьяк, который запишет дело не по суду, не так как на суде было, без боярского, или без дворецкого ведома, и откроется, что он от этого взятку взял, его следует бить кнутом и посадить в тюрьму.

5. Подьячий, который запишет не по суду за обещание денежного вознаграждения без приказа дьяка, того подьячего наказать битьем кнута.

8. Чиновник, осуществляющий судебное разбирательство имеет право взять себе пошлину от суммы штрафа с виновного. Если же он возьмет большую сумму, то если это откроется, чиновник должен выплатить штраф в тройном размере. Если кто – то пожалуется, что с него взяли деньги сверх пошлины, а затем откроется, что это ложь, жалобщика следует бить кнутом и посадить в тюрьму.

26. Регламентируются штрафы за оскорбления и нанесенные увечья. Так посадские люди должны были платить пять рублей, а крестьяне один рубль. При получении травм, следовало определить степень их серьезности, а уже потом назначать сумму штрафа.

61. К смертной казни приговаривались убийца своего хозяина, изменники, воры, обокравшие церковь, убийцы, поджигатели и люди, подбросившие другому вещь со злым умыслом.

88. А крестьянам отказываться из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного лесу (пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий), за двор полтина и два алтына. А который крестьянин за кем живет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три года проживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы проживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое взимать с ворот.

92. Если человек умрет и у него не окажется сыновей, то все его земли и сбережения должны перейти его дочери. Если же не окажется и дочери, то все его имущество должно перейти ближайшим родственникам умершего.

98. Если появятся дела, которые не найдут своего отражения в данном Судебнике их следует решать самостоятельно, а затем вписать в Судебник новые статьи.

Наши рекомендации