Общественный и государственный строй Древних Афин.
Общественный строй.Полноправнымиафинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.
Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: 1) право на свободу и личную независимость от другого человека; 2) право на земельный участок на полисной территории; 3) право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; 4) право на ношение оружия и службу в ополчении; 5) право на участие в делах государства; 6) право на почитание и защиту отеческих богов; 7) право на защиту и покровительство афинских законов.
Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.
Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем: 1) беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; 2) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; 3) защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет); 4) повиноваться законам и избранным властям; 5) принимать активное участие в общественной жизни; 6) почитать отеческих богов.
Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.
Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: 1) права гражданства; 2) права приобретать недвижимость; 3) Права заключать браки с афинскими гражданами.
К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.
Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.
Государственное устройство. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;
Основными органами Афинского государства являлись: 1) Народное собрание; 2) Совет пятисот; 3) гелиэя; 4) коллегия стратегов; 5) коллегия архонтов.
Верховным органом власти былоНародное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).
Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.
Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.
К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциямиколлегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенцииколлегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.
Высшим судебным органом былагелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Афинское право.
Источники афинского права: обычаи и писаные законы.Далее появляется писаное право в виде Законов Драконта.
Правовое положение населения Афинского государства. Все население делилось на свободных и рабов, среди свободных выделялись полноправные граждане и метэки. Полноправными считались жители Афин, родители которых являлись гражданами Афинского государства. Только граждане обладали правом участвовать в деятельности народного собрания. Они могли избирать и быть избранными на государственные должности. Среди обязанностей гражданина Афин нужно назвать обязательность военной службы. Богатые граждане несли различного рода повинности в пользу государства. Метэки - это проживавшие в Афинском государстве иностранцы. Они не пользовались политическими правами, им было запрещено приобретать недвижимость. Метэки были обязаны уплачивать различные сборы, призывались на военную службу. Некоторые иностранцы занимали привилегированное положение, их права и обязанности соответствовали статусу полноправных граждан.
Рабы. Рабами становились иностранцы, захваченные в плен во время военных походов; дети, рожденные рабыней. До реформ Солона в рабство можно было попасть за долги. Раб считался вещью, собственностью господина. Ответственность за ущерб, причиненный рабом, возлагалась на хозяина. Хозяин имел право наказать раба плетьми, но смертную казнь рабу мог назначить лишь суд.
Право собственности и обязательственное право. В Афинском государстве было достаточно развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собственника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства. Афиняне различали «вольные» и «невольные» обязательства, возникавшие из договоров и деликтов.
Семья и наследование. Заключение брака считалось одной из обязанностей афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи, заключаемого женихом и главой семьи невесты. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической деятельности. Мужчины обладали большой властью и над своими детьми. Афинянин мог в любое время развестись с женой, а женщина имела право подать заявление о расторжении брака архонту. Афинское право допускало наследование по закону и наследование по завещанию. При отсутствии завещания наследство отца равными частями распределялось между сыновьями. Дочери не допускались к разделу наследства при наличии сыновей. Внебрачные дети также не могли стать наследниками по закону.
Преступления и наказания. За государственную измену, оскорбление богов, присвоение имущества храмов преступнику грозила смертная казнь. Виновному иногда предоставлялось право совершить самоубийство, для этого ему предлагали на выбор яд, меч или веревку. Обман народа оратором на народном собрании, внесение противозаконных предложений на обсуждение собрания карались штрафом. За взяточничество суд мог назначить виновному смертную казнь, выбрать в качестве наказания штраф, конфискацию имущества. Демосфен сообщает, что преступника также лишали политических прав гражданина. Дела об убийстве возбуждались в порядке частного обвинения. Преступник мог заключить с родственниками убитого сделку, уплатить им вознаграждение и освободиться от наказания. Закон предоставлял мужу, заставшему жену и другого мужчину на месте преступления (прелюбодеяния), право убить любовника. Грабителям и разбойникам грозило обращение в рабство.
Судебный процесс.Право возбудить судебное дело принадлежало полноправным гражданам, его были лишены несовершеннолетние, женщины, метэки и рабы. В Афинах существовали две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Выбор того или иного типа процесса зависел от характера правонарушения. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец (обвинитель) был лично заинтересован в исходе дела и добивался материального возмещения своего ущерба. Истец (обвинитель) должен был уплатить судебную пошлину и мог в любое время прекратить процесс. Процесс graphe начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения истец (обвинитель), как правило, не получал никаких материальных выгод, не платил пошлину и был обязан довести дело до постановления судебного решения. Истец (обвинитель) самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик (обвиняемый) по делу мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства, подтверждающие позицию участников спора. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд доказательства запечатывались в специальные сосуды, с тем чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судьи выносили решение.