Информационные технологии и системы в муниципальном управлении

Комплексная автоматизированная система в муниципальном управлении. Муниципальная информационная система. Компоненты МИС. Функции и структура МИС.

Комплексная автоматизированная система в муниципальномуправлении представляет собой набор автоматизированныхинформационных систем различных служб и подразделений органов
государственной власти и местного самоуправления,интегрированных между собой и позволяющих повысить
эффективность управления инфраструктурой муниципальногообразования в целом.

Назовем этот комплекс муниципальной информационной системой.
Определение:
Муниципальная информационная система (далее – МИС)представляет собой совокупность методологических, организационных, нормативно-правовых, программных,технических и информационных средств, призванных повыситьэффективность управления инфраструктурой муниципальногообразования на основе применения информационных технологий.

МИС призвана обеспечить поддержкумаксимально обоснованных управленческихрешений по развитию территории муниципальногообразования на основе оперативногопредоставления всем субъектам,
осуществляющим свою деятельность натерритории муниципального образования, полной
объективной информации о территориальныхресурсах, объектах недвижимости, инженерной и
транспортной инфраструктуре, информации о ееразвитии и планируемых изменениях в
территориально - временном аспекте.

Компоненты МИС
Методологическое обеспечение
Разработка концепции, документов и стандартов на создание,эксплуатацию и развитие МИС, а также ее подсистем.
Организационное обеспечение
Координация деятельности Администрации муниципальногообразования с организациями-поставщиками и потребителямиинформации и разработка распорядительных документов,регламентирующих работы по эксплуатации МИС

Нормативно-правовое обеспечение
Создание нормативных актов, определяющих правовой статусбаз данных, регламентирующих информационное взаимодействиеслужб и должностных лиц, которые являются пользователями системы.

Компоненты МИС
Программное обеспечение
Совокупность программных средств, решающих задачиавтоматизации соответствующих служб и ведомств Администрациигорода.

Техническое обеспечение
Совокупность аппаратных средств и сетей связи.

Информационные ресурсы:
ЕЦКО
Адресный реестр
Сведения действующей градостроительной документации
Сведения ИСОГД
Сведения об объектах недвижимости и земельных участках

Функции и структура МИС
МГИС
ГИС ЖКХ
СЭД
АИСОГД
АИС
«ИМУЩЕСТВО»
Интернет-портал
Автоматизация
технологических
процессов

Функции и структура МИС: МГИС

ГИС в составе МИС муниципального
образования обеспечивает:формирование единой цифровой картографической основы, а также
специализированных тематических баз пространственных данных;
совместное использование векторных карт и реестровых илитематических данных;
визуализацию пространственных данных в форме картографическогоизображения;
обработку накопленных данных различными методами и интерпретациюрезультатов такой обработки в виде тематических карт, гистограмм,таблиц и других графических изображений;
изготовление графических документов;

Функции и структура МИС: ГИС ЖКХ
Специализированные ГИС инженерных коммуникаций
позволяют решать следующие задачи:
•Быстрый доступ всех отделов и служб предприятия к достоверной
информации по объектам инженерных коммуникаций.
•Полную паспортизацию объектов сети
•Автоматическое формирование отчетов по любому из объектов сети, сводные
отчеты по всей сети в целом или по части территории (по кварталам, по
районам).
•Контроль текущего состояния инженерной сети и оперативное реагирование
на ее изменения.
•Решение топологических и коммутационных задач :
•быстрый поиск запорной арматуры для изоляции аварийного участка;
•поиск кратчайшего пути между объектами сети;
•определение потребителей, которые будут изолированы при изменении
состояния сети.
•Автоматизацию работы диспетчерской службы.
•Проведение инженерных расчетов.
•Непрерывный и полный контроль состояния сети

Функции и структура МИС: СЭД
СЭД – автоматизированнаяинформационная системаэлектронногодокументооборота предназначена для
автоматизациидеятельностиподразделений,осуществляемой впроцессе работы сдокументами общего
делопроизводства.

Функции и структура МИС: АИСОГДЦентрализованный учетобъектов недвижимости и
контроль соответствияместоположениязарегистрированному адресуПС«Приватизация»

Преимущества внедрения МИСФинансово-экономические
Официальное предоставление сведений за деньги гражданам и
юридическим лицам (пример – АИСОГД).
Сокращение «лишних сотрудников»
Определяется функциональная загрузка сотрудников, и дажецелесообразность наличия некоторых отделов
Самостоятельная разработка и актуализацияградостроительной документации (пример – Ярославль)
Снижение трудозатрат
Повышение инвестиционной привлекательноститерритории

9 Работа с населением, общественными организациями, гражданами и предприятиями, расположенными на территории муниципального образования

Понятия, содержание и принципы права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Общие и специфические особенности работы с обращениями граждан в исполнительных органах местного самоуправления.

Население является структурно неоднородным образованием, полу­чающим свою определенность лишь на период проведения обществен­но значимых мероприятий: выборов, сбора налогов, получения соци­альных субсидий и пр.

Население территориального образования можно разделить на ус­ловные виды, соответствующие уровням в системе ГМУ. Гос. уровню соответ­ствует категория «народ», региональному - «общество», мун. - «общность».

Власть способна предложить следующие формы работы с населением.

1. Проведение общегородских конференций и круглых столов с пред­ставителями различных соц. групп, общественностью.

2. Формирование открытых для населения баз данных по основным направлениям работы местных органов власти, размещаемых на интернет-сайтах, в информационных бюллетенях и пр.

3. Создание отдела по приему жалоб и предложений от населения; обеспечение оперативного реагирования на них.

К основным задачам общественных приемных относится:

- проведение постоянной информационно-разъяснительной работы среди населения о деят-ти главы мун. образования, администрации мун. образовании.

- организация рассмотрения устных и письменных обращений граждан и общественных объединений.

- оказание гражданам помощи по рассмотрению их обращений в органы гос. власти и местного самоуправления в мун. образовании, учреждения, предприятия и общественные объединения по вопросам, относящимся к компетенции указанных органов.

- анализ и обобщение обращений граждан, информирование главы мун. образования по основным вопросам, содержащимся в обращениях ежеквартально.

- оказание консультативной, в том числе и правовой помощи гражданам.

Руководители и должностные лица органов и организаций обязаны проводить личный прием граждан. Периодичность и продолжительность личного приема граждан определяются указанными органами и организациями самостоятельно в соответствии с требованиями фед. законов и законов субъектов РФ. Предварительная запись граждан на личный прием проводится до окончания времени приема.

Если в полномочия должностного лица не входит рассмотрение обращения гражданина или принятие по нему решения, то гражданину должны быть разъяснены причины отказа в личном приеме, с указанием органа или организации, должностного лица, правомочного рассмотреть соответствующее обращение или принять по нему решение.

У малых предприятий на старте две глобальные проблемы – помещение и финансы.

Первый проект – создание бизнес-инкубаторов. Это помещения площадью 1,5-2 тыс. кв. м., где размещаются малые предприятия. Бизнес-инкубаторы оказывают консалтинговые услуги, бухгалтерские, юридические, в том числе учат разрабатывать и бизнес-планы. Второй проект – поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Предполагается два варианта поддержки:

1. Субсидирование процентной ставки. Государство компенсирует 50% ставки, под которую бизнес получил в банке кредит под экспортный контракт. Т. о. удешевляются кредитные ресурсы.

2. Помощь при выходе на внешний рынок. Зачастую для этого требуются сертификаты, лицензии, подтверждения соответствия, которые стоят немалых денег. Государство готово компенсировать малому бизнесу 50% таких затрат.

Третье направление - поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Рынок микрокредитов составляет порядка 350 млн.

Четвертый проект – поддержка малых инновационных компаний. Суть его в том, что центр вместе с регионами создает несколько фондов, через которые с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании будет осуществляться инвестирование в малые инновационные компании.

К основным направлениям работы территориального общественного самоуправления (ТОС) можно отнести следующие:

· привлечение населения к участию в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению прилегающей территории, охране общественного порядка;

· проведение общественных работ на самоуправляемой территории;

· организация досуга населения, содействие развитию народного творчества, проведение культурно-массовых и спортивных меро­приятий;

· создание условий для организации воспитания, занятости и до­суга молодежи;

· защита всеми доступными средствами конституционных прав и свобод граждан, оказание помощи социально незащищенным слоям населения.

Пресс-релиз - специально подготовленная информация, распространяемая администрацией для возможного опубликования в печати. Пресс-релиз - это информация, поэтому она должна писаться в обезличенной форме. Пресс-релиз пишется по поводу какой-либо новости, события, которые непременно должны быть отражены, и называются они информационным поводом.

Общественный Совет (Общественная палата) является независимым общественно-гос. объединением, выражающим мнение населения мун. образования и обеспечивающим взаимодействие граждан РФ с органами гос. власти мун. образования в целях учета разнообразных потребностей и интересов граждан РФ, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов гос. власт Работа с обращениями граждан в органах муниципальной власти ведется в правовом поле федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 № 59-ФЗ, закона Московской области "О рассмотрении обращений граждан" от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ. В своей работе администрации руководствуется Административным регламентом рассмотрения обращений граждан

Действие Закона Московской области "О рассмотрении обращений граждан" распространяется на все виды обращений граждан, за исключением:

· обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или арбитражными судами; обращений для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Московской области;

· обращений в коммерческие организации, общественные организации, порядок рассмотрения которых определяется законодательством Российской Федерации;

· запросов в архивы, библиотеки, в органы статистики.

В соответствии с Законом обращения граждан могут быть в виде предложений, заявлений, жалоб, ходатайств. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными в письменной форме или в устной форме.

Устная форма обращения - личный прием.

Прием граждан ведут: Глава района, его заместители по предварительной записи в соответствии с графиком, опубликованным в СМИ. Руководители структурных подразделений в порядке живой очереди в соответствии с графиком.

На каждого гражданина, обратившегося на прием к руководителю, заполняется карточка личного приема, в которой указываются дата приема, фамилия, имя, отчество, адрес, место жительства, краткое содержание обращения.

Во время записи специалист консультирует посетителя, разъясняет ему порядок решения его вопроса и вправе по договоренности направить заявителя на беседу в соответствующее подразделение администрации.

Во время личного приема руководителями, каждый гражданин имеет возможность сделать либо устное заявление, либо оставить письменное обращение по существу поднимаемых проблем.

10 Стратегическое планирование развития муниципального образования

Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования. Понятие стратегии, принципы и задачи стратегического планирования в муниципальных образованиях. Этапы разработки стратегического плана.

Реализация упр-х функций на уровне МО осуществляется с использованием стратегического и тактического планирования специально разрабатываемых программ и проектов и четко контролируемого хода их выполнения. В целом стратегия включает в себя:

Глобальные долговременные и локальные цели, определяющие деят-ть МО в целом либо органов МСУ. Цель при этом – идеальное предвосхищение результатов деят-ти, а также это мотив, направляющий и регулирующий эту деятельность.

Стратегические цели определяют будущее состояние отдельных подсистем или системы на длительную перспективу к достижению чего стремится общ-во.

Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественные измерения, но время их достижения ограничены текущим периодом (1 годом).

Технологии, с помощью кот. реализуется достижение стратегических целей.

Ресурсы, использующиеся для достижения стратегических целей.

Система упр-ния, обеспечивающая достижение стратегических целей, в т.ч. местное сообщ-во, как основа составляющая системы управления.

Стратегическое планирование – это систематический процесс, с помощью кот. местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. При стратегическом планировании решаются следующие задачи:

Определение либо корректировка миссии МО.

Внесение плановости в хоз. деят-ть МО.

Обеспечение конкурентно способности на основе реализации долгосрочных программ.

Определение реально осуществимых целей и задач.

Формирование программ и планов действий.

Регулирование развития МО.

Определение приоритетов эконом-го и социального развития.

Адаптация МО и МХ к внешней среде.

Выявление сильных и слабых сторон и индивидуальных особенностей МО.

Инвентаризация и рациональное распределение ресурсов.

Внутренняя координация деят-ти, согласование групповых интересов внутри местного сообщества.

Привлечение инвестиций в экономику МО.

Принципы стратегического планирования:

Системности – выражается в создании позитивной экономической деят-ти на уровне МО в целом (м.б. разработаны отдельные планы для специфических секторов экономики или отдельных отраслей промышленности).

Социальной ориентации, стратегия должна отвечать интересам общественности МО.

Стратегии должны основываться на подходе «снизу-вверх», а не «сверху-вниз».

Стратегия д.б. ориентирована на содействие широкого круга субъектов в ее реализации.

Субъектами процесса стратег. планирования являются: а) органы МСУ; б) население; в) органы гос. власти; г) органы ТОС.

Стратег. планирование направлено прежде всего на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а также их реализацию широкого круга активных лиц, т.е. речь идет о стратег. социальном партнерстве. Стратег. план развития – это своеобразный договор общественного согласия в соответствии с кот. органы МУ, пред-тия и общественные орг-ции принимают на себя определенные обязательства. Это документ, в кот. в форме заданий и показателей отражены осн. цели, намеченных преобразований по развитию МО с учетом внедрения новых технологий и рационального использования ресурсов.

В процессе разработки стратегического плана выполняются следующие содержательные этапы:

1. Анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ);

2. Целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей);

3. Планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).

Наши рекомендации