Особенности эволюции современных политических систем.
Современная политическая система России формировалась на фоне глобальных социальных изменений, происходящих в обществе с разрушением советской модели управления государством. В упрощённом хронологическом виде этот процесс можно представить так: 1989–1991 гг. – разрушение и деградация советской системы, становление органов РСФСР в новом качестве; 1991–1993 гг. – период начала становления органов власти Российской Федерации, принятие новой Конституции и предшествующий этому кризис власти; 1993–2000 гг. – период становления федеративной республики и органов власти, многопартийность, конкурентная борьба политических партий;2000–2008 гг. – процесс усовершенствования модели политического устройства, корректировка выборного законодательства, снижение количества игроков на политическом поле; 2008 г. – по настоящее время – поиск новой конфигурации политической системы (внесение поправок в Конституцию, продлевающих срок полномочий президента и Государственной Думы, введение нормы подотчётности правительства перед парламентом, новации в избирательном законодательстве и др.) (Степанченко, В. Вектор трансформации политической системы России: феномен малопартийности / Власт
В государственно организованном обществе кроме собственно государства действуют и иные социальные институты: политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации, различные политические движения и т.д.
Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.
Фактор, формирующий, образующий политическую систему, есть власть и отношения по ее поводу. Современная теория государства рассматривает политическую систему общества как объективно складывающееся единство различных социальных институтов, взаимных связей определенного характера.
Наука знает два типа социальной среды, формирующих политические системы:
Первая базируется на распределительной основе (общества "азиатского способа производства", социалистические общества сталинского типа); Вторая - на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Этот тип сейчас наиболее распространен как либерально-демократическая модель общественного развития.
В теории государства основное внимание уделяется взаимодействию государства с иными социальными институтами.
Взаимодействие государства с политическими партиями:
Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему. Партийная система - это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.
Будучи важным звеном политической системы общества, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества. В странах с демократической политической системой признается политическое многообразие, многопартийность. Более того, им предоставлено право формирования высших органов государства путем проведения своих сторонников в парламент или в состав правительства.
Обществу известны две разновидности партийных систем. Одна из них основана на монополии правящих партий. Это достигается либо путем запрета деятельности оппозиционных партий, либо безраздельным господством тех из них, которые получают мощную организационную и финансовую поддержку. Другая - характеризуется пестрым многопартийным разнообразием. К власти приходит партия, победившая на парламентских выборах. Эта партийная система олицетворяет действительный политический плюрализм, существующий в обществе.
Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы
для захвата власти или при присвоении властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:
Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребыванию в ней.
Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке.
Организация и деятельность партий не должны ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.
Решения политических партий не имеют обязующей силы для органов государства.
Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.
Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается.
Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную и религиозную рознь и нетерпимость.
Взаимоотношения государства с национальными движениями:
Национальные движения представляют собой менее формализованные общественные формирования, чем политические партии. Это различные союзы, соборы, фонды и т.д.
В департизированном и деидеологизированном государстве цели и задачи национальных движений воспринимаются аппаратом государства не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия.
Взаимоотношения государства с профсоюзами и другими общественными организациями:
Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.
Различают независимые профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством.
Взаимоотношения государства и церкви:
История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-моралистические. В большинстве политических систем современности государства отделилось от церкви. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы и автономии религии. В целом церковь в таких системах - важный элемент, хотя в Конституции РФ это не признается
Вопрос №34