Методические рекомендации по изучению дисциплины. И организации самостоятельной работы студентов

И организации самостоятельной работы студентов

Качество подготовки к занятиям напрямую зависит от активного, сбалансированного посещения студентом лекций и семинаров, предусмотренных для наилучшего усвоения дисциплины.

Посещение лекционного курса в методическом отношении позволяет студенту:

1) познакомиться с тематикой курса в концептуальном, систематическом виде; представить всё проблемное поле дисциплины в одном контексте;

2) усвоить максимум информации в «сжатом» (в формате лекции) виде;

3) при подготовке к семинарским занятиям использовать полученную на лекции информацию; по образцу преподнесения этой информации лектором самому постараться представить ответы на поставленные вопросы максимально точно, кратко и ёмко.

Посещение студентом семинарских (практических) занятий требует большой активности с его стороны. Назначение семинарского занятия и его польза для студента-юриста:

1) формируется специфическая (теоретическая) культура мышления;

2) формируются и развиваются способности к обобщению, анализу, восприятию нового материала и полученной информации;

3) воспитываются способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Методические рекомендации при подготовке к семинарским занятиям и формам итоговой аттестации (зачет):

1) внимательно ознакомиться с тематикой лекционного курса, планами практических занятий, контрольными вопросами по темам курса для промежуточной аттестации и самоконтроля в ходе изучения дисциплины и контрольными вопросами итоговой аттестации;

2) внимательно прочитать конспект лекции;

3) серьёзно отнестись к изучению основной (учебной) литературы по данной дисциплине;

4) использовать в максимально доступном объеме дополнительную литературу, фигурирующую в данном курсе;

5) пользоваться дополнительными средствами информации (указанные электронные ресурсы);

6) посещать предлагаемые преподавателем консультации;

7) активно избирать в качестве самостоятельной работы, предлагаемые в курсе темы докладов, эссе, рефератов.

Реализация компетентностного подхода предусматривает обязательное использование активных и интерактивных форм обучения. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» – в рамках предлагаемого учебного курса обязательно использование таких технологий как групповая дискуссия, семинары в режиме диалога, работа студенческих исследовательских групп, технология создания портфолио и др.

Основной объем самостоятельной работы осуществляется в виде подготовки к семинарским (практическим) занятиям, тестированию, контрольным работам, написанию рефератов и эссе по предлагаемым преподавателем темам в рамках разделов курса. Поощряется составление студентом словаря специальной и общенаучной терминологии, самостоятельный поиск литературы к предлагаемым разделам дисциплины.

Лекции и семинарские занятия могут быть дополнены коллоквиумами и мини-конференциями с использованием фото-, видеоматериалов и электронных презентаций; обращением к Интернет-ресурсам при подготовке к семинарам, промежуточной и итоговой аттестации и выполнении творческих заданий, при проведении компьютерного тестирования. Важной формой осуществления самостоятельной работы студентов является подготовка и участие в ежегодной областной олимпиаде по культурологии.

Задания для самостоятельной работы

ЗАНЯТИЕ 1.История политических учений.

Вопросы:

1. Политическая мысль Древнего мира.

2. Политическая теория Средневековья.

3. Политические учения Нового времени.

4. Политические теории CC века.

5. Основные направления развития политической мысли России.

Литература

1. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4.

2. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

3. Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2 т. М., 1991. Т. 2.

4. Макиавелли Н. Государь. М., 1989.

5. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Гардарики, 2001.

6. История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 1994. Вып. 1.

ЗАНЯТИЕ 2-3.Современные политологические школы и теории.

Вопросы:

1. Демократия в исторической ретроспективе: античные, средневековые, классические либеральные демократии.

2. Нормативный подход к демократии. Классификация демократий

3. Эмпирический подход к демократии. Многообразие современных демократических режимов.

4. Современная транзитология.

5. Основные методологические направления современной политологии: нормативизм, институционализм, бихевиоризм, структурно-функциональный анализ, теория рационального выбора.

Литература

1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. 1997. №6. С. 174-183.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993

3. Бессонов В. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.,1993

4. Бусова Н.А. Делиберативная модель демократии и политика интересов // Вопросы философии, 2002. №5

5. Бутенко А.П. Наука и политика // Социально-гуманитарные знания. 1999. №3. С. 58-71.

6. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. Гл.1.

7. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию: концептуальный и методологический аспекты // Политические исследования. 1992. №1-2.

8. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1994. Гл. 1.

9. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Политические исследования. 1996. №4. С. 157-169.

10. Карл т., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы (Размышления по поводу применимости транзитологической парадигмы // Полис, 2004. № 4.

11. Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992

12. Ховстидтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. М.,1992.

ЗАНЯТИЕ 4.Гражданское общество.

Вопросы:

1. Истоки концепции правового государства. Ценности и принципы правового государства. Поиск путей реализации правого государства в Российской Федерации.

2. Понятие гражданского общества и его характеристика.Концепция гражданского общества. Основы, принципы, условия и факторы его становления и развития.

3. Соотношение правового государства и гражданского общества: взаимодействие и взаимосвязь. Механизмы защиты прав человека.

Литература

1. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №7.

2. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995.

3. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному обществу // Политические исследования. 1993. №5.

4. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство.// Политические исследования. 1992.№ 1-2.

5. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Политические исследования. 1996. №5. С. 107-119.

6. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Политические исследования. 1998. №1. С. 137-148.


ЗАНЯТИЕ 5-6.Политическая власть и политическая система.

Вопросы:

  1. Понятие власти. Субъекты и объекты власти. Власть как отношение и как институт.
  2. Основные концепции власти.
  3. Политическая система общества, ее основные элементы и функции.
  4. Типология политических систем.

Литература

  1. Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или Воссоздание презумпции виновности // Полис, 2006. № 3
  2. Вебер М. Харизматическое господство // Социс,1989. № 5
  3. Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // Полис, 2001 . № 2
  4. Каменская Г.В., Родионов А.А. Политические системы современности. М.,1994
  5. Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2001
  6. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л.,1991
  7. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис, 2000. № 1
  8. Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Природа государства и типология политико-правовых режимов сквозь призму «Мифа ХХ века» // Философия права, 2005. № 2
  9. Першин Н.И. Политическая система: теория, структура, функции. Волгоград, 1994

10. Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества // Вопросы философии, 2002. № 2

11. Хайек Ф. Дорога к рабству.М.,1991

12. Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М.,1993

13. Шевелев В. Диктаторы и боги: Чаушеску, Пиночет, Мао Дзэдун, Пол Пот. Ростов н/Д., 1997

14. Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2001

15. Шпак А.В. неклассическая традиция толкования «власти», «силы» и «насилия» // Философия права, 2005. № 1

16. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000

ЗАНЯТИЕ 7.Политическое лидерство и политическая элита.

Вопросы:

1. Понятие "политический лидер". Типология политического лидерства.

2. Авторитет политического лидера.

3. Социальные качества и функции политического лидера.

4. Понятие политической элиты.

5. Концепции политической элиты.

Литература

1. Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Государство и право. 1993. №5.

2. Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2.

3. Дорожкина Т.Н. Речевой имидж политического лидера // Социологические исследования. 1997. №8.

4. Бадовский Д.В. Трансформация политической элиты в России // Политические исследования. 1994. №6.

5. Ледон Дж. П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. №3.

6. Лэйн Д. Перемены в России: роль политической элиты // Социологические исследования. 1996. №4.

7. Магомедов А. Политические элиты российской провинции // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №4.

8. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. №10, 12.

9. Соловьев А.И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом? // Политические исследования. 1999. №2. С. 65-80.

ЗАНЯТИЕ 8.Политические конфликты и способы их разрешения.

Вопросы:

1. Современные теории политического конфликта.

2. Типология политических конфликтов.

3. Политические конфликты в современной России.

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологи­ческие исследования. 1994. № 5.

2. Дмитриев А. В. О социальной дезинтеграции и конфликте // Социоло­гические исследования. 1992. № 3.

3. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта// Социологические исследования. 1993. № 7.

4. Здразомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. № 8.

5. Козлова О.Н. Развитие идеологий и политические конфликты // Со­циологические исследования. 1993. № 4.

6. Михайлов В. А. Принцип "воронки" или механизм развертывания меж­национального конфликта // Социологические исследования. 1993. № 5.

7. Преториус Р. Теории конфликта // Полис. 1991. № 5.

8. Социальный конфликт: современные исследования / Редкол.: Н. Л. По­ляков и др. М., 1991.

9. Тишков В. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993.

Наши рекомендации