Методические рекомендации по изучению дисциплины. И организации самостоятельной работы студентов
И организации самостоятельной работы студентов
Качество подготовки к занятиям напрямую зависит от активного, сбалансированного посещения студентом лекций и семинаров, предусмотренных для наилучшего усвоения дисциплины.
Посещение лекционного курса в методическом отношении позволяет студенту:
1) познакомиться с тематикой курса в концептуальном, систематическом виде; представить всё проблемное поле дисциплины в одном контексте;
2) усвоить максимум информации в «сжатом» (в формате лекции) виде;
3) при подготовке к семинарским занятиям использовать полученную на лекции информацию; по образцу преподнесения этой информации лектором самому постараться представить ответы на поставленные вопросы максимально точно, кратко и ёмко.
Посещение студентом семинарских (практических) занятий требует большой активности с его стороны. Назначение семинарского занятия и его польза для студента-юриста:
1) формируется специфическая (теоретическая) культура мышления;
2) формируются и развиваются способности к обобщению, анализу, восприятию нового материала и полученной информации;
3) воспитываются способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Методические рекомендации при подготовке к семинарским занятиям и формам итоговой аттестации (зачет):
1) внимательно ознакомиться с тематикой лекционного курса, планами практических занятий, контрольными вопросами по темам курса для промежуточной аттестации и самоконтроля в ходе изучения дисциплины и контрольными вопросами итоговой аттестации;
2) внимательно прочитать конспект лекции;
3) серьёзно отнестись к изучению основной (учебной) литературы по данной дисциплине;
4) использовать в максимально доступном объеме дополнительную литературу, фигурирующую в данном курсе;
5) пользоваться дополнительными средствами информации (указанные электронные ресурсы);
6) посещать предлагаемые преподавателем консультации;
7) активно избирать в качестве самостоятельной работы, предлагаемые в курсе темы докладов, эссе, рефератов.
Реализация компетентностного подхода предусматривает обязательное использование активных и интерактивных форм обучения. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» – в рамках предлагаемого учебного курса обязательно использование таких технологий как групповая дискуссия, семинары в режиме диалога, работа студенческих исследовательских групп, технология создания портфолио и др.
Основной объем самостоятельной работы осуществляется в виде подготовки к семинарским (практическим) занятиям, тестированию, контрольным работам, написанию рефератов и эссе по предлагаемым преподавателем темам в рамках разделов курса. Поощряется составление студентом словаря специальной и общенаучной терминологии, самостоятельный поиск литературы к предлагаемым разделам дисциплины.
Лекции и семинарские занятия могут быть дополнены коллоквиумами и мини-конференциями с использованием фото-, видеоматериалов и электронных презентаций; обращением к Интернет-ресурсам при подготовке к семинарам, промежуточной и итоговой аттестации и выполнении творческих заданий, при проведении компьютерного тестирования. Важной формой осуществления самостоятельной работы студентов является подготовка и участие в ежегодной областной олимпиаде по культурологии.
Задания для самостоятельной работы
ЗАНЯТИЕ 1.История политических учений.
Вопросы:
1. Политическая мысль Древнего мира.
2. Политическая теория Средневековья.
3. Политические учения Нового времени.
4. Политические теории CC века.
5. Основные направления развития политической мысли России.
Литература
1. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4.
2. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.
3. Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2 т. М., 1991. Т. 2.
4. Макиавелли Н. Государь. М., 1989.
5. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Гардарики, 2001.
6. История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 1994. Вып. 1.
ЗАНЯТИЕ 2-3.Современные политологические школы и теории.
Вопросы:
1. Демократия в исторической ретроспективе: античные, средневековые, классические либеральные демократии.
2. Нормативный подход к демократии. Классификация демократий
3. Эмпирический подход к демократии. Многообразие современных демократических режимов.
4. Современная транзитология.
5. Основные методологические направления современной политологии: нормативизм, институционализм, бихевиоризм, структурно-функциональный анализ, теория рационального выбора.
Литература
1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. 1997. №6. С. 174-183.
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993
3. Бессонов В. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.,1993
4. Бусова Н.А. Делиберативная модель демократии и политика интересов // Вопросы философии, 2002. №5
5. Бутенко А.П. Наука и политика // Социально-гуманитарные знания. 1999. №3. С. 58-71.
6. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. Гл.1.
7. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию: концептуальный и методологический аспекты // Политические исследования. 1992. №1-2.
8. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1994. Гл. 1.
9. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Политические исследования. 1996. №4. С. 157-169.
10. Карл т., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы (Размышления по поводу применимости транзитологической парадигмы // Полис, 2004. № 4.
11. Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992
12. Ховстидтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. М.,1992.
ЗАНЯТИЕ 4.Гражданское общество.
Вопросы:
1. Истоки концепции правового государства. Ценности и принципы правового государства. Поиск путей реализации правого государства в Российской Федерации.
2. Понятие гражданского общества и его характеристика.Концепция гражданского общества. Основы, принципы, условия и факторы его становления и развития.
3. Соотношение правового государства и гражданского общества: взаимодействие и взаимосвязь. Механизмы защиты прав человека.
Литература
1. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №7.
2. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995.
3. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному обществу // Политические исследования. 1993. №5.
4. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство.// Политические исследования. 1992.№ 1-2.
5. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Политические исследования. 1996. №5. С. 107-119.
6. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Политические исследования. 1998. №1. С. 137-148.
ЗАНЯТИЕ 5-6.Политическая власть и политическая система.
Вопросы:
- Понятие власти. Субъекты и объекты власти. Власть как отношение и как институт.
- Основные концепции власти.
- Политическая система общества, ее основные элементы и функции.
- Типология политических систем.
Литература
- Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или Воссоздание презумпции виновности // Полис, 2006. № 3
- Вебер М. Харизматическое господство // Социс,1989. № 5
- Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // Полис, 2001 . № 2
- Каменская Г.В., Родионов А.А. Политические системы современности. М.,1994
- Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2001
- Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л.,1991
- Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис, 2000. № 1
- Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Природа государства и типология политико-правовых режимов сквозь призму «Мифа ХХ века» // Философия права, 2005. № 2
- Першин Н.И. Политическая система: теория, структура, функции. Волгоград, 1994
10. Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества // Вопросы философии, 2002. № 2
11. Хайек Ф. Дорога к рабству.М.,1991
12. Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М.,1993
13. Шевелев В. Диктаторы и боги: Чаушеску, Пиночет, Мао Дзэдун, Пол Пот. Ростов н/Д., 1997
14. Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2001
15. Шпак А.В. неклассическая традиция толкования «власти», «силы» и «насилия» // Философия права, 2005. № 1
16. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000
ЗАНЯТИЕ 7.Политическое лидерство и политическая элита.
Вопросы:
1. Понятие "политический лидер". Типология политического лидерства.
2. Авторитет политического лидера.
3. Социальные качества и функции политического лидера.
4. Понятие политической элиты.
5. Концепции политической элиты.
Литература
1. Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Государство и право. 1993. №5.
2. Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2.
3. Дорожкина Т.Н. Речевой имидж политического лидера // Социологические исследования. 1997. №8.
4. Бадовский Д.В. Трансформация политической элиты в России // Политические исследования. 1994. №6.
5. Ледон Дж. П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. №3.
6. Лэйн Д. Перемены в России: роль политической элиты // Социологические исследования. 1996. №4.
7. Магомедов А. Политические элиты российской провинции // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №4.
8. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. №10, 12.
9. Соловьев А.И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом? // Политические исследования. 1999. №2. С. 65-80.
ЗАНЯТИЕ 8.Политические конфликты и способы их разрешения.
Вопросы:
1. Современные теории политического конфликта.
2. Типология политических конфликтов.
3. Политические конфликты в современной России.
Литература
1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.
2. Дмитриев А. В. О социальной дезинтеграции и конфликте // Социологические исследования. 1992. № 3.
3. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта// Социологические исследования. 1993. № 7.
4. Здразомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. № 8.
5. Козлова О.Н. Развитие идеологий и политические конфликты // Социологические исследования. 1993. № 4.
6. Михайлов В. А. Принцип "воронки" или механизм развертывания межнационального конфликта // Социологические исследования. 1993. № 5.
7. Преториус Р. Теории конфликта // Полис. 1991. № 5.
8. Социальный конфликт: современные исследования / Редкол.: Н. Л. Поляков и др. М., 1991.
9. Тишков В. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993.