Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение НП и правоприменительных актов.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное гос-вом и направленное на урегулирование общ.отношений.

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный ПА, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой гос-ва; акты применения права носят индивидуальный характер; правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру: вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить на: акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают: акты представительных органов; акты исполнительных органов; акты правоохранительных органов; акты гос.контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); акты органов МСУ.

По функциональному признаку выделяют: акты-регламентаторы; правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования различают: акты конституционно-правовые; акты административно-правовые; акты уголовно-правовые; акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений: на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии); на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

По способу принятия акты применения права систематизируют: на принятые коллегиально; принятые единолично.

По характеру решения ПА бывают: запрещающие; обязывающие; управомочивающие.

По своему юридическому значению: на основные; вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени: акты однократного действия (наложение штрафа); длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Соотнесение понятий НА и акта применения права.

По своей волевой сущности НА воплощает в себе волю законодателя, в то время как акт применения права осуществляет эту волю, дает основу ее реализации. Т.о., НА относится к положительному законодательству, а акт правоприменения более тяготеет к конкретному правоотношению.

По юридической природе НА содержит общее предписание универсального плана, оно может относиться к неопределенному кругу лиц, быть обязательным для всех (Конституция) или регулировать отношения с участием лиц определенной категории (законы о регулировании правового положения отдельных категорий лиц: инвалидов, участников военных действий). Акт применения права представляет собой конкретизированное предписание, рассчитанное на определенный казус и определенное лицо. Кроме того, он носит характер однократного, разового действия.

Одной из наиболее ярких характеристик НА является то, что он принимается органами гос.власти как результат нормотворчества, знаменуя его заключительную стадию. Правоприменительный акт издается органами суда, контроля, надзора, администрацией, должностными лицами в ходе оперативно – исполнительной, организаторской, контрольно – ревизионной деятельности.

По юридической форме закон, нормативный указ, постановление, приказ всегда требуют письменной формы с соблюдением четко определенных реквизитов и структуры, а также опубликования. Ненормативный акт может быть как в письменной, так и в устной форме, не требует официального опубликования, имеет свой порядок вынесения и оформления.

Т.о. НА выступает главным правовым регулятором общественных отношений, который носит самостоятельный характер и является основной составной частью правовой системы. Акт применения права является необходимым проводником нормативно – правового воздействия, подзаконен и не несет в себе нормы права как таковой.

Наши рекомендации