Оценка наличия противоречий Концепции с действующим законодательством, деловыми и культурными традициями и механизмы преодоления этих противоречий
Концепция стандартизации в её предполагаемом варианте не содержит видимых противоречий с действующим законодательством. В то же время, её создание и реализация связана с целым рядом рисков иного характера.
Во-первых, это риск запаздывания мероприятий по реализации Концепции. Задача создания электронного правительства относится к типу проектов, в которых фазы концептуальной проработки и реализации намеченного существенно разбалансированы как по срокам (концептуальная проработка требует гораздо меньшего времени), так и по инвестициям (электронное правительство по затратам сопоставимо с инфраструктурными проектами). В связи с этим возникает опасность «долгостроя» или «незавершенного строительства». С учетом того, что объект Концепции относится к областям максимально быстрого изменения, любой планируемый продукт должен в максимальной степени соответствовать требованиям адаптивности.
Во-вторых, риск несогласованности настоящей Концепции с другими концепциями, составляющими инфраструктуру электронного правительства. Необходимо минимизироватьнастоящий риск за счет координации содержания различных частей Концепции электронного государства.
В-третьих, риск отсутствия востребованности результатов реализации Концепции – обновленных и регламентированных административно-управленческих процессов. Проблема обусловлена, с одной стороны, спецификой российской административной культуры, для которой характерен:
- приоритет инструкций и личных отношений над формальными правилами,
- склонность давать ужесточенную трактовку правилам в своих интересах,
- приписывание большой значимости иерархической, управляемой из единого центра бюрократии, а не процессам, приводящим к удовлетворенности целевой группы;
- устойчивые традиции корпоративного духа;
- отрицательное, во многом циничное отношение к потребителям государственных услуг.
Административная культура граждан Российской Федерации в свою очередь, отличается следующими особенностями:
- непритязательным отношением к качеству государственных услуг,
- недоверие формальным нормам,
- нежелание и неготовность обжаловать решения, рассматриваемые как несправедливые или незаконные.
Указанный риск должен быть минимизирован за счет целенаправленной политики создания спроса на административный регламенты со стороны государственных служащих и граждан.
В-четвертых, риск пассивного сопротивления мероприятиям реформы со стороны государственных и муниципальных служащих минимизируется использованием для реализации Концепции методов управления изменениями.
Внедрение новых технологий управления будет не только восприниматься государственными служащими, но и приводить к перераспределению полномочий, как формальных, так и неформальных. Описание процессов может восприниматься государственными служащими как попытка обнаружить некачественность их работы и подвергнуть тем или иным взысканиям. Внедрение оптимизированных моделей административных процессов с этой точки зрения может представляться как попытка лишить устойчивых рынков торговли властными полномочиями, или перераспределить полномочия.
Реализация мероприятий Концепции должна координироваться вневедомственным органом управления, который несет непосредственную ответственность за достижение планируемых результатов реализации Концепции.
Должно быть определено дополнительное денежное содержание государственных служащих, которые будут участвовать в описании административно-управленческих процессов.
Необходимо провести дополнительную работу по подготовке к решению конкретных задач реализации Концепции в виде тренингов по освоению новых методик и технологий описания и оптимизации административно-управленческих процессов, создаваемых в результате реализации Концепции.
Необходимо создать систему накопления информации о лучших практиках и поощрения их распространения, а также внедрить систему постоянно действующего мониторинга результативности мероприятий реализации Концепции. Мониторинг будет проводиться, в том числе, с участием структур гражданского общества. Необходимо обеспечить также информационную открытость результатов мониторинга.