Правительства. Нет злодея, которого нельзя было бы сделать на что-нибудь
Годным. Мы вправе умертвить, даже в назидание другим, лишь того, кого опасно
Оставлять в живых (69).
Что до права помилования или освобождения виновного от наказания,
положенного по Закону и определенного судьей, то оно принадлежит лишь тому,
кто стоит выше и судьи и Закона, т. е. суверену; но это его право еще не
вполне ясно, да и случаи применения его очень редки. В хорошо управляемом
Государстве казней мало не потому, что часто даруют помилование, а потому,
что здесь мало преступников; в Государстве, клонящемся к упадку,
многочисленность преступлений делает их безнаказанными. В Римской Республике
ни Сенат, ни консулы никогда не пытались применять право помилования; не
делал этого и народ, хотя он иногда и отменял свои собственные решения.
Частые помилования предвещают, что вскоре преступники перестанут в них
нуждаться, а всякому ясно, к чему это ведет. Но я чувствую, что сердце мое
ропщет и удерживает мое перо; предоставим обсуждение этих вопросов человеку
справедливому, который никогда не оступался и сам никогда не нуждался в
прощении.
Глава VI
О ЗАКОНЕ
Общественным соглашением мы дали Политическому организму существование
и жизнь; сейчас речь идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщить
ему движение и наделить волей. Ибо первоначальный акт, посредством которого
этот организм образуется и становится единым, не определяет еще ничего из
того, что он должен делать, чтобы себя сохранить.
{17}То, что есть благо и что соответствует порядку (70), является таковым
По природе вещей и не зависит от соглашений между людьми. Всякая
Справедливость - от Бога, Он один - ее источник; но если бы мы умели
Получать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни в правительстве, ни в
Законах. Несомненно, существует всеобщая справедливость, исходящая лишь от
Разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть
Взаимной. Если рассматривать вещи с человеческой точки зрения, то при
Отсутствии естественной санкции законы справедливости бессильны между
Людьми; они приносят благо лишь бесчестному и несчастье - праведному, если
Этот последний соблюдает их в отношениях со всеми, а никто не соблюдает их в
Своих отношениях с ним. Необходимы, следовательно, соглашения и законы,
Чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету.
В естественном состоянии, где все общее, я ничем не обязан тем, кому я
Ничего не обещал; я признаю чужим лишь то, что мне ненужно. Совсем не так в
Гражданском состоянии, где все права определены Законом.
Но что же такое, в конце концов, закон? До тех пор, пока люди не
перестанут вкладывать в это слово лишь метафизические понятия (71), мы в
наших рассуждениях будем, по-прежнему, уж не понимать друг друга; и даже
если объяснят нам, что такое закон природы, это еще не значит, что благодаря
этому мы лучше поймем, что такое закон Государства.
{18} Я уже сказал, что общая воля не может высказаться по поводу предмета
Частного. В самом деле, этот частный предмет находится либо в Государстве,
Либо вне его. Если он вне Государства, то посторонняя ему воля вовсе не
Является общей по отношению к нему; а если этот предмет находится в
Государстве, то он составляет часть Государства: тогда между целыми и частью
Устанавливается такое отношение, которое превращает их в два отдельных
Существа; одно это часть, а целое без части - другое. Но целое минус часть
Вовсе не есть целое; и пока такое отношение существует, нет более целого, а
Есть две неравные части; из чего следует, что воля одной из них вовсе не
Является общею по отношению к другой.
Но когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа, он
Рассматривает лишь самого себя, и если тогда образуется отношение, то это -
Отношение целого предмета, рассматриваемого с одной точки зрения, к целому