Правительства. Нет злодея, которого нельзя было бы сделать на что-нибудь

Годным. Мы вправе умертвить, даже в назидание другим, лишь того, кого опасно

Оставлять в живых (69).

Что до права помилования или освобождения виновного от наказания,

положенного по Закону и определенного судьей, то оно принадлежит лишь тому,

кто стоит выше и судьи и Закона, т. е. суверену; но это его право еще не

вполне ясно, да и случаи применения его очень редки. В хорошо управляемом

Государстве казней мало не потому, что часто даруют помилование, а потому,

что здесь мало преступников; в Государстве, клонящемся к упадку,

многочисленность преступлений делает их безнаказанными. В Римской Республике

ни Сенат, ни консулы никогда не пытались применять право помилования; не

делал этого и народ, хотя он иногда и отменял свои собственные решения.

Частые помилования предвещают, что вскоре преступники перестанут в них

нуждаться, а всякому ясно, к чему это ведет. Но я чувствую, что сердце мое

ропщет и удерживает мое перо; предоставим обсуждение этих вопросов человеку

справедливому, который никогда не оступался и сам никогда не нуждался в

прощении.

Глава VI

О ЗАКОНЕ

Общественным соглашением мы дали Политическому организму существование

и жизнь; сейчас речь идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщить

ему движение и наделить волей. Ибо первоначальный акт, посредством которого

этот организм образуется и становится единым, не определяет еще ничего из

того, что он должен делать, чтобы себя сохранить.

{17}То, что есть благо и что соответствует порядку (70), является таковым

По природе вещей и не зависит от соглашений между людьми. Всякая

Справедливость - от Бога, Он один - ее источник; но если бы мы умели

Получать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни в правительстве, ни в

Законах. Несомненно, существует всеобщая справедливость, исходящая лишь от

Разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть

Взаимной. Если рассматривать вещи с человеческой точки зрения, то при

Отсутствии естественной санкции законы справедливости бессильны между

Людьми; они приносят благо лишь бесчестному и несчастье - праведному, если

Этот последний соблюдает их в отношениях со всеми, а никто не соблюдает их в

Своих отношениях с ним. Необходимы, следовательно, соглашения и законы,

Чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету.

В естественном состоянии, где все общее, я ничем не обязан тем, кому я

Ничего не обещал; я признаю чужим лишь то, что мне ненужно. Совсем не так в

Гражданском состоянии, где все права определены Законом.

Но что же такое, в конце концов, закон? До тех пор, пока люди не

перестанут вкладывать в это слово лишь метафизические понятия (71), мы в

наших рассуждениях будем, по-прежнему, уж не понимать друг друга; и даже

если объяснят нам, что такое закон природы, это еще не значит, что благодаря

этому мы лучше поймем, что такое закон Государства.

{18} Я уже сказал, что общая воля не может высказаться по поводу предмета

Частного. В самом деле, этот частный предмет находится либо в Государстве,

Либо вне его. Если он вне Государства, то посторонняя ему воля вовсе не

Является общей по отношению к нему; а если этот предмет находится в

Государстве, то он составляет часть Государства: тогда между целыми и частью

Устанавливается такое отношение, которое превращает их в два отдельных

Существа; одно это часть, а целое без части - другое. Но целое минус часть

Вовсе не есть целое; и пока такое отношение существует, нет более целого, а

Есть две неравные части; из чего следует, что воля одной из них вовсе не

Является общею по отношению к другой.

Но когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа, он

Рассматривает лишь самого себя, и если тогда образуется отношение, то это -

Отношение целого предмета, рассматриваемого с одной точки зрения, к целому

Наши рекомендации