Основные идеи марксизма и проблема человека
Есть причина, которая становится главным фактором в политической борьбе. Это частная собственность. Она порождает не только несправедливость в обществе, но и отчуждение между людьми. Существует несколько форм этого явления. Отчуждение может быть от продуктов производства, от самого труда, и, наконец, друг от друга. Необходимость (по сути, принуждение) работать приводит к увеличению желания иметь (обладать). Единственный выход, который видел Маркс из этого положения – эмансипация человека, создание таких условий, когда он мог бы работать не из потребности, а в удовольствие. Тогда люди из существ, стремящихся обладать, превратятся в настоящих гуманистов. Но философ полагал, что этот выход коренится в политическом решении вопроса: уничтожении частной собственности путем революции пролетариата и наступлении коммунизма. Правда, следует сказать, что Маркс и Энгельс при их четком и систематизированном анализе современной им экономики и социальных отношений очень туманно видели перспективу построения такого общества. Они, скорее, выдвигали его в качестве идеала. Практическую теорию революции и коммунизма породил уже не классический марксизм. Основные идеи, кратко проанализированные в данной статье, были унаследованы многими политическими и философскими течениями и использованы как во благо человечеству, так и во вред ему. Но это уже совсем другая история.
26\
Т.Гоббсом была разработанная концепция естественных прав и общественного соглашения. Сущность концепции естественных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен зариться на естественные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в естественном (то есть додержавному) состоянии. Это состояние Т.Гоббс умов как “войну всех против всех”. Единство государства, общества, правительства, народа – центральная концепция “Левиафану”. Приобретением теории политической культуры стали сформулированы Гоббсом 19 “естественных законов” – правил человеческого сожительства, общественных регуляторов – нормативов, основными среди которых он считал общечеловеческую максиму: “не делать другого того, чего не видел бы, чтобы было сделано относительно тебя”. Превращая моральные (естественные) законы в гражданских, Гоббс фактически лишает мораль ее специфической регулятивной функции, отождествляет ее с политикой. підпорядковуючи ее заданию государственной целесообразности. Не случайно образ “Левиафана” стал именительным для характеристики тоталитарных, антигуманих политических режимов. Власть монарха не подлежит любому контролю, он стоит над законом. Гоббс уверен, что государство – это и есть общество, а общество – это есть государство, которые стоят над человеком. По мнению Гоббса, все, что нужно для спасения, содержится в двух добродетелях: вере в Христа и подчинении законам. Смысл политической концепции Гоббса заключался в разработке сценария авторитарной модернизации, которая предусматривает жестокое ограничение политической свободы при сохранении и гарантировании свободы экономической. Политические идеи Гоббса повлекли влияние на последующее развитие цивилизации.
Джон Локк (1632-1704)
Английский философ и политический мыслитель, развил государственно-правовые концепции Нового времени также, как и Т.Гоббс, разработал концепцию естественных прав и общественного соглашения. Но он подчеркивал мирный характер людей в естественном состоянии, однако не исключал возможность возникновения угрозы существованию естественных прав людей. Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей “минимальные” полномочия, храня при этом индивидуальные особенности.
Государство, по мнению Дж. Локка, возникают там, где свободные люди отказываются от естественного права на самозащиту, на наказание насильников и передают его обществу. Причина, которая вынуждает перейти от естественного состояния к гражданскому, заключается в ненадежности прав в естественном состоянии, где акцент смешивается на субъект реализации, а потому право здесь всегда релятивно, подвластно отдельному субъективному духовые. Цель государства – это сохранение свободы и собственности, государство ставит своим заданием продуцировать законы, карать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и союзную (федеральную). Дж.Локк требовал четкого отделения власти исполнительной от законодательной. Следовательно, Локк выставляет требование четкого распределения власти как основного принципа строительства государства, деятельность которого таким образом, хранит естественное право. Во взглядах Дж.Локка на политический строй общества наблюдается стремление приспособить теорию к той форме правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года.
30\Эволюция либеральной демократии в мире в XX веке
Концептуальная основа понятия либеральной демократии была заложена еще в период буржуазной революции. Либеральная демократия исключает произвол монархов и аристократии и отстаивает равность гражданских и общечеловеческих прав представителей всех сословий общества.