Внутренняя и внешняя политика Юстиниана I.
Заключительный период в истории позднеантичного мира совпал с 30-летним правлением Юстиниана I, когда Восточно-Римская империя достигла апогея своего могущества. Юстиниан родился в крестьянской семье, проживавшей в Македонии. Его дядя Юстин, также бывший крестьянин, вступил в армию и сделал военную карьеру. Возведенный на престол воинами, Юстин I (518—527) приблизил к себе племянника и провозгласил его своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан занял престол как его законный преемник. Новый император обладал блестящим образованием, необыкновенным умом, сильной волей и неистощимой энергией. Всецело преданный римской политической идее, Юстиниан I был убежден в том, что именно ему суждено свыше восстановить единство Римской империи. Вся деятельность императора была подчинена этой цели, на пути к которой он не гнушался никакими средствами, вплоть до актов крайней жестокости.
Под стать Юстиниану была и его жена — императрица Феодора. Бывшая куртизанка и уличная комедиантка, став императрицей (Юстиниан пленился ее красотой), она проявила большой интерес к государственным и церковным делам, участвовала в управлении, принимала послов, вступала порой в контакты (втайне от мужа) с оппозиционными императору кругами и вершила судьбы высших сановников.
Прежде всего император постарался повысить доходы государства, укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией фискальных, социальных и политических мер он еще более ослабил крупное землевладение, окончательно разгромив оппозицию старой сенаторской и куриальской знати. Он лишал ее представителей высоких постов, возвышал преданных ему способных людей незнатного происхождения. Император увеличил размеры земельных владений фиска, как и государственных мастерских и лавок в городах. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых (в обход Ирана) торговых путях на Восток. После овладения тайной производства шелка (по легенде, коконы шелковичного червя были тайно вынесены из Китая монахами-несторианами) шелкоткачество уже при Юстиниане было налажено прежде всего в Сирии и Финикии. Монополия государства на производство и торговлю шелком обеспечивала казне значительный доход.
Некоторым социальным мерам Юстиниана присущи противоречия, характерные вообще самому общественному строю империи в эту эпоху. Преследуя землевладельцев-сенаторов, он в то же время покровительствовал становлению землевладения новой знати и расширению владений церкви. Защищая право частной собственности крестьян, он в то же время изнурял их непомерным налоговым гнетом. Он узаконил колонат и защищал эмфитевтов и в то же время навечно прикреплял к земле свободных колонов. Содействуя развитию торговли и ремесла, император в то же время ввел казенные монополии на торговлю основными продуктами и сдавал их на откуп, что вызвало стремительный рост цен. Поощряя перевод рабов на пекулий и сближая их статус со статусом энапографов, он в то же время не признавал за
рабами никаких прав, определяя их по-прежнему как «говорящие орудия», находящиеся в полной власти господ.
Все это нашло отражение в гигантском «Своде гражданского права», систематизировавшем и отчасти реформировавшем богатое наследие римских юристов. Огромная работа была проведена за 6 лет (528-534). В свод вошли: «Институции» (руководство к пользованию Кодексом), собственно «Кодекс» (законы императоров II — начала VI в.), «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов) и, наконец, «Новеллы» (законы самого Юстиниана).
Среди важнейших идей, положенных в основу свода, были: идея полной частной собственности на землю и все иные доходные объекты (именно это обусловило значительные заимствования из «Кодекса» правом капиталистической эпохи), идея неограниченной власти императора и идея прочного союза государства с христианской церковью. Существенное значение в социальной жизни общества имело признание равенства перед законом всех свободных подданных императора, исповедовавших христианство, независимо от их социального и этнического происхождения, равенство прав наследования, независимо от пола и возраста детей, право на подачу апелляции в более высокую судебную инстанцию вплоть до обращения к императору. Огромную роль в развитии товарно-денежных отношений имело законодательное регулирование таких имущественных отношений, как аренда, кредит, залог, найм. Впрочем, декларация прав и действительность далеко не всегда находились в гармонии. В целом внутренняя политика Юстиниана объективно служила не столько сохранению позднеантичных порядков, сколько их разрушению. В частности, живых носителей старых традиций, сенаторов и куриалов, Юстиниан притеснял в первую очередь.