Система органов государственной власти.
Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично-развивающимся государством.
Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению деятельности обще-французского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства.
Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.
Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Во-первых, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы. Во-вторых, в период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена религиозных войн, правительство, с целью привлечения влиятельной знати на свою сторону, передало ей некоторые важные посты в государственном аппарате, которые впоследствие стали достоянием отдельных аристократических семей[6].
Проблемы, возникшие при формировании старого государственного аппарата, были решены путем создания новой системы государственных органов. Важнейшие посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии. В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.
Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.
Основной опорой для всего государственного устройства являлись финансы, которые в основной своей массе формировались из налогов.
Несмотря на объединение Франции и ликвидацию раздробленности, продолжали существовать внутренние таможни. Фискальные меры позволяли правительству собирать значительные средства от пошлин не только за счет границ, но и внутри страны.
В пользу короля взимались судебные платежи, штрафы, различные сборы, средства от продажи прав на производство определенных видов продукции (таких как порох, соль) и т.д.
Судебная система.
В период абсолютной монархии во Франции установилось несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городское, церковные. Суды нередко дублировали друг друга, устанавливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.
В рассматриваемое время продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Королевская юстиция получила право принимать к судебному производству любые дела из некоролевского суда на любой стадии рассмотрения. Исключение составляли некоторые церковные дела.
Королевский суд состоял из трех инстанций: судов превотальных, бельяжных и судов парламентов. Особыми полномочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого наряду с советниками входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король. Государственный совет тоже имел не малое значение, он был одновременно высшим органом управления и высшим судом, наделенным правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права, разрешал споры о подсудности[7]. Наряду с общими судами функционировали специальные суды. Практически каждое государственное ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивающие ведомственные интересы. Были военные, морские и таможенные суды.
В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля. Короли выдавали своим приближенным бланки приказов, где не были указаны имена. Обладатель такого приказа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму.
Заключение.
Абсолютизм был последним этапом в развитии французского феодального государства.
Возникновение абсолютизма было вызвано объективными причинами развития государства и общества:
· зарождение новых капиталистических отношений, вызванных ростом городов, производства, новых экономических институтов,
· появление нового класса буржуазии вследствие имущественной дифференциации 3-го сословия;
· архаичность феодальной собственности на землю тормозило экономический прогресс. В силу этого новый класс был заинтересован в сильной власти короля, ограничившей зависимость от феодала.
Процесс утверждения абсолютизма во Франции начался в конце XV в. Произошла централизация королевской власти, которой подчинялась вся территория государства. В XVI в абсолютизм во Франции носил прогрессивный характер: 1) способствовал территориальному объединению Франции как единого государства; 2) устанавливал единые принципы экономического развития, судебной системы, административного управления.
Великие просветители XVII-XVIII вв. Вольтер, Руссо в своих трудах не только критиковали абсолютизм, но и выработали новую концепцию государственной власти, основанную на ее разделении.
В XVIII в. абсолютизм стал тормозом общественного прогресса. Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. (1789-94 гг.) уничтожила абсолютный строй - монархия прекратили существование.
Список использованной литературы.
1. Батыр К.И. История феодального государства Франции. М., 1975 – 174 с.
2. Всемирная история. Энциклопедия. Том4. – М.: Издательство социальной-экономической литературы, 1958 – 500 с.
3. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. – М.: Эксмо, 2002 – 368 с.
4. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. К.И. Батыра. – М.: Проспект, 2006 – 283 с.
5. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: Юристъ, 1995 – 192 с.
6. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.
7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. – М.: Кнорус, 2001 – 204 с., 215 с.
[1] Всемирная история. Энциклопедия. Том4. – М.: Издательство социальной-экономической литературы, 1958 – 500 с.
[2] Батыр К.И. История феодального государства Франции. М., 1975 – 174 с.
[3] Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. – М.: Эксмо, 2002 – 368 с.
[4] История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. К.И. Батыра. – М.: Проспект, 2006 – 283 с.
[5] История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: Юристъ, 1995 – 192 с.
[6] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. – М.: Кнорус, 2001 – 204 с.
[7] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. – М.: Кнорус, 2001 – 215 с.