Методология работы с глоссарием
Упражнение «Дискуссионный конкурс»
Цели:
– Осознать процесс аргументации.
– Подумать о провокационных высказываниях.
– Поставить под вопрос принимаемые всеми мнения.
– Разрушить через игру структуру дискуссии и диалога.
Это задание рекомендуется, когда у группы единое мнение по какому-то вопросу, а нужно продумать новую аргументацию.
Условия:
– Время: 1 – 2 часа.
– Количество участников: 10 – 20 человек.
– Помещение: большая комната для конкурса и отдельные помещения для подготовки.
– Материалы: ручки и бумага для записи аргументов и критериев.
Ход упражнения
В начале новой темы или при переходе к спорному вопросу организаторы проводят дискуссионный конкурс по одной из выбранных тем. Тема должна быть так сформулирована, чтобы была возможна аргументация «за» и «против».
Участники делятся на 3 группы. Одна группа – это жюри, а две другие группы получают задание разработать список аргументов «за» или «против» и потом применить их в дискуссии. Потом две эти группы уходят и собирают аргументы для их актуального положения. Они договариваются, кто произносит какой аргумент и в каком порядке эти аргументы предъявляются во время дискуссии.
Группа жюри договаривается о критериях для оценки выступлений. Исходя из этих критериев, жюри выберет победителя и проигравшего.
Конкурс проводится всей группой и наблюдается жюри. При этом за каждое отдельное выступление дается определенное количество пунктов и потом объявляют группу победителей.
В конце конкурса проводят оценку, в которой все участники получают возможность еще раз перепроверить свои аргументы. Жюри представляет список критериев, по которым они оценивали выступление.
Советы тренерам
Тренеры должны определить продолжительность конкурса и помочь с выбором темы, но не должны вмешиваться в дискуссию. В финальной фазе оценки они могут показать связь с темой семинара и подумать, были ли найдены новые аргументы по теме.
Можно еще раз коснуться важнейших аргументов. Имеет смысл НЕ проводить эту игру в начале семинара. Участники должны уже знать друг друга. Важно подчеркнуть, что в этом конкурсе речь идет не о собственном мнении, а о веском и убедительном аргументе в поддержку выбранной позиции. Это может быть сложным для некоторых участников – таких людей тренеры должны особенно поддержать.
Работа с понятиями
Для того чтобы подвести совместный (промежуточный) итог рабочего процесса, зачастую разрабатываются рабочие дефиниции (понятия). Они воодушевляют участников на выполнение теоретической работы и позволяют выявить полученные знания и определить, что еще осталось неясным. Первые дефиниции зачастую являются предварительными. Поэтому мы предлагаем изменять рабочие понятия в ходе процесса. В результате дальнейшей работы над самостоятельно определенным понятием первоначальное понимание может быть расширено, а сама рабочая дефиниция может стать предпосылкой для изучения чего-то нового.
На первом этапе определения рабочего понятия могут быть использованы такие методы, как «Театр статуй», «Картинка в голове», игра слов (разложить слово на составляющие его части и ассоциировать отдельные из них), игра с ассоциациями и «Работа с биографиями». Таким образом, можно сформировать первые контуры таких понятий, как бессилие, власть/сила, антисемитизм и др. На основе этой первой «коллекции» понятий затем формулируется рабочая дефиниция.
На втором этапе рабочая дефиниция может заполняться различными ракурсами. В какой сфере жизнедеятельности появляется «тема», как она рассматривается с различных точек зрения? Здесь мы рекомендуем обратить внимание – особенно в отношении дефиниции идеологий неравенства – на то, что точки зрения потенциальных жертв должны быть адекватно восприняты. В некоторых случаях может быть использован дополнительный материал (биографии, фильмы и пр.).
На третьем этапе «тема» может быть идентифицирована в ходе семинара, и может быть обдуман вопрос, соответствует ли рабочая дефиниция новым параметрам и не следует ли ее доработать. Дополнительно могут быть сравнены дефиниции других участников. Важным здесь является многообразие определений для того, чтобы представить себе, что понятия в справочниках или из Интернета зачастую могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от контекста или теоретико-политической точки зрения.
Дефинировать, «определять терминологически»: этот глагол был заимствован в XV-XVI вв. в качестве философского термина из лат. definire (по сути «разграничить»).
Он относится к de... [де-], De... и лат. finis «граница» (ср. финал). – См.: дефиниция, «определение понятия» (из лат. definitio); дефинитивный – «заключительный, определенный, окончательный» (XVII в.; из лат. definitivus, по сути «точно обозначающий границы»).