Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: 1)... 2)... | Аргументы в опровержение: 1)... 2)... |
№ 49. Из закона о порядке наследования престола (5 апреля 1797г.).
«Мы, Павел, наследник, Цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня... по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, который по любви к отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем всё его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына...
По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сём роде, но в женском поколении последнее царствовавшего, как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому, однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло...
Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».
С1. Какой порядок наследования престола действовал в Российской империи до принятия данного закона и кем он был определен?
С2. В чём император видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола? Укажите не менее двух аргументов.
С3. Чем было обусловлено принятие данного закона 1797 г.? В чём его суть? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.
№ 17: Социальные движения XVIII в. Е. Пугачёв. Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий
№85.(С4)
Назовите не менее трех народных выступлений, произошедших в XVIII в., и укажите их причины (не менее трех).
№ 86. (С4)
Назовите не менее трех причин восстания под предводительством Е. И. Пугачёва. Укажите не менее двух мероприятий правительства, направленных на ликвидацию привилегий яицкого казачества.
№ 48. Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года.
«Жалуем сим именным указом... всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей..., повелеваем сим... указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах — оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь...»
С1. В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачёва? Кто был правителем в этот период?
С2.Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачёва? Как в документе предлагалось решить судьбу дворянства?
С3.Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачёв? Назовите не менее трёх положений.
№ 87. (С4)
Назовите два основных направления внешней политики Российской Империи во второй половине XVIII в. Укажите не менее трех примеров, иллюстрирующих попытки решения внешнеполитических проблем России.
№88. (С4)
Назовите не менее трех итогов внешней политики России во второй половине XVIII века. Приведите не менее трех примеров военных триумфов России этого периода времени.
№89. (С4)
Назовите не менее трех ключевых событий освоения русскими землепроходцами и мореходами Сибири и Дальнего Востока в XVI—XVIII вв. Каково было значение этих открытий"/ Укажите не менее трех итогов.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы
С1 - СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда историка В.Н. Балязина
«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С.Пушкина, в этом веке Россия «вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».
В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А.В.Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».
С1. О каком столетии идет речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?
C2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основании текста документа и знания истории?
C3. Привлекая знания по курсу истории и текст документа, объясните, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II?
Из исторического источника.
«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, ко и крайнем и всевозможном распространении православные нашел веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни о себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне ужеучрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и безоного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
...А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
С1. К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был первоначально подписан?
С2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.
С3. Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.
С4. На протяжении всего времени своего правления Пётр I проводил активную внутреннюю и внешнюю политику, создавая современное государство. Ни мало усилий он приложил к тому, чтобы сохранить созданное, желая обеспечить преемственность и стабильность дальнейшего развития политической системы и страны в целом.
Чем можно объяснить, что после его смерти начинается противоречивая «эпоха дворцовых переворотов», в рамках которой России пришлось пережить период политической нестабильности и унизительное для национального достоинства время «бироновщины»? Приведите не менее трёх объяснений.
С4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России во второй половине XVIII в. Каковы были её итоги и последствия?
С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1730 г. члены Верховного тайного совета решили ограничить самодержавную власть и предъявили Анне Иоанновне «кондиции». Каково было отношение дворянства к «затейке верховников»? Назовите не менее двух положений.
Каковы были результаты действий верховников? Укажите не менее двух.
С5. Ряд историков (В.О. Ключевский, С. М Соловьев, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Приведите по два аргумента за и против данной точки зрени
ОТВЕТЫ на ЗАДАНИЯ
Задания А | Верный ответ |
1 (знание дат, хронологии) | |
1 (знание фактов) | |
1 (знание понятий, терминов) | |
1 (причинно-следственные связи) | |
1 (работа с источниками) | |
ОТВЕТЫ на ЗАДАНИЯ группы В
Задания В | Верный ответ |
1 (последовательность событий) | БВАГД |
БАВДГ | |
БДВАГ | |
БАВДГ | |
1 Задания на систематизацию исторической информации (множественный выбор) | |
1 Задания на систематизацию исторической информации (соответствие) | |
1 (поиск информации в источнике) | Екатерина Вторая |
Уложенная | |
Пётр III | |
Пугачёв | |
Анна Иоанновна | |
Самодержавие | |
1 Задания на знание основных фактов, процессов, явлений. Написание пропущенного слова (словосочетания) | «Просвещённого абсолютизма» |
1 Задания на систематизацию исторической информации (исключение неверного ответа) | Белые слободы |
1 Задания на систематизацию исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблицах) |