Тема № 15: Россия в период дворцовых переворотов

№ 42. Из исторического источника.

«... Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию россий­ского народа мы... обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежден­ный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1)Ни с кем войны не всчинять.

2)Миру не заключать.

3)Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4)В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к
знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под
ведением Верховного тайного совета.

5)У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6)Вотчины и деревни не жаловать.

7)В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Вер­
ховного тайного совета не производить.

8)Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных сво­
их подданных в неотменной своей милости содержать.

... А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

С1. К какому веку относится этот документ? Кем он был первона­чально подписан? Укажите его название.

С2.Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Ука­жите не менее двух целей.

С3.Используя знания курса истории, объясните, почему данные обе­щания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.

№ 43. Из работы историка Н.И. Павленко.

«...Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, Так и потомков: почему намерение «верховников» ограничить самодержа­вие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией В победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия — она насту­пила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимуще­ственно выходцами из аристократии, причем представителями двух фами­лий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали ин­тересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их пре­амбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализа­ции которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязатель­ство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удов­летворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретно­го монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное даёт основание считать «затейку верховников» олигархиче­ской, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия «верховников»...»

С1. С каким периодом российской истории связаны описанные в до­кументе факты? Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать?

С2.Как автор оценивает «затейку верховников»? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

С3.Используя текст документа и знание курса истории, ответьте, какова была главная цель кондиций и почему её не удалось реа­лизовать. Укажите не менее трёх причин.

№ 44. Из донесения первого испанского посла в России де Лирия.

«...Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-нибудь предписывал законы их государыне, которая должна быть такой же са­модержавною, как и её предшественники. Шум дошел до того, что царица была принуждена пригрозить им; но они все упали к ногам её и сказали: «Мы верные подданные вашего величества, верно служили вашим пред­шественникам и пожертвуем нашу жизнь на службу вашему величеству, но не можем терпеть тирании над вами. Прикажите нам, ваше величество, и мы повергнем к вашим ногам головы тиранов». Тогда царица приказа­ла им, чтоб они повиновались генерал-лейтенанту и подполковнику гвар­дии Салтыкову, который во главе их провозгласил царицу самодержавною государыней. Призванное дворянство сделало то же. Так всеобщий голос провозгласил царицу такой же самодержавною, какими были её предше­ственники. Это было страшным ударом для Верховного совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать ни­кого к царице, ни говорить с ней, ни делать какого-нибудь внушения».

С1. В какие годы происходили описанные события? О какой царице и каком историческом событии идёт речь?

С2. В чём заключалась суть возникшего конфликта? Каков был глав­ный итог описанного события?

С3.Почему гвардия и служилое дворянство не поддержали состав­ленный документ и выступили против его подписания импера­трицей? Назовите не менее трёх причин.

Тема №16: Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм.. Жалованные грамоты дворянству и го­родам. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Осо­бенности экономики России второй половины XVIII в. Расцвет крепостничества

№ 78. (С4)

Назовите не менее двух реформ, осуществленных Екатериной II, и укажите не менее трех итогов ее правления, которые могут положи­тельно охарактеризовать время ее царствования.

№79.(С4)

Назовите основные задачи политики просвещенного абсолютизма, проводимой Екатериной II (не менее трех задач). Приведите не менее трех примеров проявления этой политики.

№ 45. Из труда историка В.Н. Балязина.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правле­нием Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской дер­жавой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими похода­ми А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

С1. О каком столетии идёт речь в документе? Что имел в виду ис­торик, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?

С2.Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития.

С3.Привлекая знания из курса истории и текст документа, объяс­ните, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II. Назовите не менее трёх примеров преемственно­сти царствований.

№ 46. Из работы историка А.Б. Каменского.

«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бескон­трольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших дол­говременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо се­рьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось Почти полностью реализовать задуманную программу значительных пре­образований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам...

Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный ха­рактер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные меропри­ятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разоритель­ным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское го­сударство становилось богаче, а жизнь подданных — зажиточнее».

С1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Ка­ковы были обстоятельства воцарения Екатерины II?

С2.Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Ека­терины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А. Б. Каменский подтверждает свою оценку.

С3.Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле политики «просвещённого аб­солютизма».

№ 47. Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки мно­гопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...

Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способ­ности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

...Императрица вошла в историю России как выдающийся государ­ственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осу­ществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» госу­дарства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.

...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия осно­вой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

С1. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период?

С2.Используя текст документа и знания по истории, отметьте, ка­кие реформы были проведены Екатериной II. Назовите не менее четырёх реформ.

С3.Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её лич­ности помогли, по мнению современников и историков, совер­шить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? Приведите не менее четырёх положений.

№80.(С5)

Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II:

Политика Екатерины II была непоследовательной, ее замыслы и деяния нередко расходились между собой.

Наши рекомендации