Формирование и методы государственной инновационной политики России
Государственная инновационная политика является комплексом мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, улучшение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:
· разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
· определение основных направлений государственной поддержки инноваций;
· осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.
В инновационной политике существует две стороны: стратегическая и тактическая. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.
Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.
Представляется целесообразным объединение наиболее перспективных инновационных программ в федеральную инновационную программу, утверждаемую наряду с федеральными научно-технической и инвестиционной программами и служащей «мостиком» между ними. Федеральная инновационная программа позволит открыть дорогу для реализации наиболее эффективных научно-технических достижений и повысить инновационный уровень инвестиций. В расходной части федерального бюджета можно бы выделить специальную статью «Инновации и инновационная деятельность», за счет которой осуществлялось бы долевое (с привлечением частного и иностранного капитала) финансирование федеральной инновационной программы и поддерживался малый и средний инновационный базис. На финансирование базисных инноваций стоило бы направлять значительную часть бюджета развития. Аналогичные программы нужно иметь и на региональном уровне, а со временем — и в рамках СНГ. В 2008 г. действовали всего две федеральные инновационные целевые программы, да и те носили частный характер (сертификация и метрология, инжиниринговая сеть).
Потребуется поиск эффективных целевых организационных форм (институциональных структур) для осуществления инновационных программ. В развитых странах для этого активно используются венчурные фонды. В них концентрируются средства крупных корпораций, банков, страховых компаний, государственных органов, отбираются перспективные инновационные программы и для их осуществления выделяются прямые инвестиции (при участии венчурного фонда в управлении реализацией программы). В России накапливается первый опыт функционирования зарубежных и отечественных венчурных фондов. Под эгидой ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) создано 11 региональных венчурных фондов с объявленным капиталом 520 млн долл. однако они пока в малой мере поддерживают инновационные проекты. Венчурный фонд создан в Чувашской республике. Администрации Новгородской области, Валдайского района и Российская финансовая корпорация создали Валдайский венчурный фонд для реализации программы формирования рекреационно-производственного комплекса. Венчурный альянс создан Мосбизнесбанком. Завершается формирование венчурного фонда «Россинновация». Можно ожидать, что в ближайшее время пройдет волна формирования региональных и специализированных инновационно-венчурных фондов. Было бы целесообразно создать аналогичный фонд на федеральном уровне для поддержки государственной инновационной программы и методологической помощи региональным, специализированным и международным венчурным фондам.
Актуальной задачей является правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего эту важнейшую и сложнейшую сферу хозяйственной деятельности. По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (аналогичный проект подготовлен в Совете Федерации). Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он будет внесен в Государственную Думу.