Глава 8. русская империя в xviii в. 9 страница
В январе 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о мире и дружбе: он закреплял право России на северную часть Курильских островов; остров Сахалин объявлялся совместным владением. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому остров Сахалин признавался исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова.
В июне 1858 г. было заключено русско-китайское (Тяньцзиньское) соглашение, по которому Россия получила право вести с Китаем торговлю не только на суше, но и на море, посылать своих консулов в порты Китая, иметь постоянного представителя в Пекине.
По Айгуньскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский
край. При поддержке правительства началось освоение юга Дальнего Востока, где вскоре возникли города Благовещенск, Владивосток.
Именно при Александре II была продана Аляска. Испытывая финансовые трудности, желая заручиться поддержкой США против своего соперника Англии, не в силах сохранить экономический и политический контроль над этими территориями (свыше 1,5 млн.. кв. км), в 1867 г. Россия уступила их США за 7,2 млн.. долларов (около 14 млн.. рублей).
Участие России в формировании военно-политических блоков. До середины 80-х гг. внешняя политика России во многом определялась принадлежностью к «Союзу трех императоров» (1873) и укреплением этого союза (договоры 1881, 1884 гг.). Усиление Германии в Европе привело к охлаждению отношений России с союзом. В 1879—1882 гг. Германия заключила военные союзы с Австро-Венгрией и Италией — возник Тройственный союз, направленный против Франции. Активная политика Германии и Австро-Венгрии на Балканах, экономические противоречия между Россией и Германией склонили Россию к союзу с Францией. В 1892 г. между двумя странами подписывается секретная военная конвенция (ратифицирована в 1894 г.), направленная против Германии. Этим была заложена основа Антанты, противостоящей Тройственному союзу. После заключения союзного договора с Францией Александр III стал именоваться в официальной литературе Миротворцем.
Таким образом, вторая половина XIX в. была отмечена успехами во внешней политике: решение Балканского вопроса, окончание войны на Кавказе, участие в формировании военно-политических блоков и освоение Средней Азии и Дальнего Востока.
Общественные движения во второй половине XIX в. Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х гг. XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось сближение разных идейных направлений. С другой стороны, реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было снижение политической активности широких народных масс. Народ сохранял веру в «доброго» царя. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро прекратились, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Политическую инертность проявляла и буржуазия.
В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении — консерваторы, либералы, радикалы. Кроме того, начинается формирование революционного движения.
Социальную основу консервативного направления составляли реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм остался в идеологических рамках теории «официальной народности».
Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ.
В социально-экономической — за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения.
Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единения славянских народов вокруг России.
В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.
Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. И. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.
Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция.
Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, продолжению реформ и расширению прав и функций местных органов самоуправления — земств.
Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Долгоруков и др.). Их организационной опорой были научные общества, земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы»),
Особенности российского либерализма:
6) близость к консерватизму;
7) дворянский характер (из-за политической слабости буржуазии);
8) отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству;
9) объединение либералов с консерваторами против радикалов.
Радикальное направление во второй половине XIX в. было представлено
выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян.
Особенности российского радикализма:
— значительное влияние на его развитие оказывала реакционная политика правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций);
10) в самой России могли существовать только тайные организации;
11) теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.
В истории радикального направления второй половины XIX в. исследователи выделяют три этапа:
60-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;
70-е гг. — оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников;
3) 80—90-е гг. — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были революционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.
Родоначальниками теории «русского социализма» А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским были сформулированы основные положения народнической идеологии. Народничество — направление общественной мысли и общественное движение (значительное влияние на которое оказали идеи Ш. Фурье, П. Ж. Пру- дона, К. А. Сен-Симона, Р. Оуэна), основанное на следующих положениях: 1) капитализм (в том числе в России) — это упадок, регресс; 2) можно сразу построить справедливое общество — социализм, минуя капитализм; при этом важная роль отводилась общине (лидеры народников считали общину идеалом общественного устройства).
Сторонником стихийного развития и безгосударственного устройства общества был М. А. Бакунин (1814—1976) — бунтарское или анархистское направление народничества. Революционер европейского масштаба, деятель I Интернационала, участник революций 1848—1849 гг., он предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, — необходим был только толчок. Расчет делался на революционную интеллигенцию, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.
Главная работа, в которой Бакунин изложил свои взгляды, — «Государственность и анархия». Его учение, получившее название анархизма, безвластия, возрождало древнее противоречие идеалов общины и государственной власти. Бакунин требовал немедленного уничтожения государства и вечевой демократии снизу доверху. «Народ — прирожденный бунтарь, враг государства. Для организации революции ему надо лишь помочь объединиться». Сторонник пропагандистского направления — П. JI. Лавров (1823—1900), преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член «Земли и воли», редактор журналов «Вперед!» и «Вестник «Народной воли». Он считал, что для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, ,чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Однако, по его мнению, массы народа инертны. Чтобы начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интеллигенты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Они должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проложив тем самым дорогу к социальной революции. Именно на изменение строя общества, а не на формы политической власти обращал внимание Лавров.
П. Н. Ткачев (1844—1885) — теоретик заговорщического направления народничества, из дворян, окончил Петербургский университет, сотрудничал
во многих журналах. С 1873 г. за границей издавал журнал « Набат». Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров. Лозунгу социальной революции он противопоставил лозунг политической революции, создания нового, революционного государства, которое возьмет в свои руки промышленность, банки, транспорт, средства связи. Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу власти. Он был прямым противником анархизма. Многие его идеи позднее проявились в практике народовольцев и большевиков.
Народнические кружки начала 60-х гг. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор. Кружок Н. А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Он был схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена.
В конце 60-х гг. бывший учитель С. Г. Нечаев (1850—1881) создал тайную организацию под символическим названием «Топор, или Народная расправа» (1869). В составленном им «Катехезисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции. Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, исповедуя правило: «Цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента И. И. Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву). Этим стиралась граница между революционной борьбой и преступлением, во многом предвосхищалась практика большевизма.
Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. «Хождение в народ» показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами помогали арестовывать «смутьянов», «врагов царя». Часть народников такое поведение крестьян толкнуло назад, к террористической борьбе.
В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и валя» (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, созданной в 1862 г. при участии Н. Г. Чернышевского для объединения революционных сил и подготовки крестьянского восстания и прекратившей свое существование в 1864 г.).
В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий *Земля и воля» распадается на две организации — «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская) и «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, О. В. Аптекман). После убийства Александра И народнические организации были практически разгромлены, а идеология народничества находилась в глубоком кризисе.
Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создания ра-
бочих организаций. В 1975 г. в Одессе возник «Южнороссийский союз рабочих» (руководитель Е. О. Заславский), а в 1878 г. в Петербурге — «Северный союз русских рабочих» (В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народников.
В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения.
В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. В начале 80-х гг. в эмиграции Г. В. Плеханов (1856—1918) объединил вокруг себя единомышленников (П. Б. Аксель- род, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) и занялся серьезным изучением марксизма.
Осенью 1883 г. в одной из швейцарских газет появилось объявление о начале издания «Библиотеки современного социализма». С этой работы начала свою деятельность группа «Освобождение труда», издавшая за 20 лет своей деятельности свыше 250 произведений. Ее деятельность оказала значительное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Д. Благоева и М. И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосеева в Поволжье и др.).
Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю. О. Мартов, А. А. Богданов. В 1895 г. был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).