Глава 8. русская империя в xviii в. 9 страница

В январе 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский дого­вор о мире и дружбе: он закреплял право России на северную часть Куриль­ских островов; остров Сахалин объявлялся совместным владением. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому остров Сахалин признавался исключительно российским. В качестве ком­пенсации Япония получила Курильские острова.

В июне 1858 г. было заключено русско-китайское (Тяньцзиньское) согла­шение, по которому Россия получила право вести с Китаем торговлю не толь­ко на суше, но и на море, посылать своих консулов в порты Китая, иметь по­стоянного представителя в Пекине.

По Айгуньскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский

край. При поддержке правительства началось освоение юга Дальнего Восто­ка, где вскоре возникли города Благовещенск, Владивосток.

Именно при Александре II была продана Аляска. Испытывая финансовые трудности, желая заручиться поддержкой США против своего соперника Англии, не в силах сохранить экономический и политический контроль над этими территориями (свыше 1,5 млн.. кв. км), в 1867 г. Россия уступила их США за 7,2 млн.. долларов (около 14 млн.. рублей).

Участие России в формировании военно-политических блоков. До середины 80-х гг. внешняя политика России во многом определялась принадлежностью к «Союзу трех императоров» (1873) и укреплением этого союза (договоры 1881, 1884 гг.). Усиление Германии в Европе привело к охлаждению отноше­ний России с союзом. В 1879—1882 гг. Германия заключила военные союзы с Австро-Венгрией и Италией — возник Тройственный союз, направленный против Франции. Активная политика Германии и Австро-Венгрии на Балка­нах, экономические противоречия между Россией и Германией склонили Россию к союзу с Францией. В 1892 г. между двумя странами подписывается секретная военная конвенция (ратифицирована в 1894 г.), направленная про­тив Германии. Этим была заложена основа Антанты, противостоящей Трой­ственному союзу. После заключения союзного договора с Францией Алек­сандр III стал именоваться в официальной литературе Миротворцем.

Таким образом, вторая половина XIX в. была отмечена успехами во внеш­ней политике: решение Балканского вопроса, окончание войны на Кавказе, участие в формировании военно-политических блоков и освоение Средней Азии и Дальнего Востока.

Общественные движения во второй половине XIX в. Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х гг. XIX в. (период подготовки крестьян­ской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось сближение разных идейных направлений. С другой стороны, реализация ре­формы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было снижение политической активности широких народных масс. Народ сохранял веру в «доброго» царя. Крестьянские волнения, вспыхнув­шие после 1861 г., быстро прекратились, рабочее движение находилось в за­чаточном состоянии. Политическую инертность проявляла и буржуазия.

В пореформенный период получают окончательное оформление три на­правления в общественном движении — консерваторы, либералы, радикалы. Кроме того, начинается формирование революционного движения.

Социальную основу консервативного направления составляли реакцион­ное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм остался в идеологических рамках теории «официальной на­родности».

Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение са­модержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ.

В социально-экономической — за укрепление позиций дворянства, сохра­нение помещичьего землевладения.

Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единения сла­вянских народов вокруг России.

В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. И. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрок­ратический аппарат, церковь и реакционная печать.

Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция.

Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократи­ческих свобод, продолжению реформ и расширению прав и функций мест­ных органов самоуправления — земств.

Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Долгоруков и др.). Их организационной опорой были научные общества, земства, журналы («Русская мысль», «Вест­ник Европы»),

Особенности российского либерализма:

6) близость к консерватизму;

7) дворянский характер (из-за политической слабости буржуазии);

8) отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству;

9) объединение либералов с консерваторами против радикалов.

Радикальное направление во второй половине XIX в. было представлено

выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять ин­тересы рабочих и крестьян.

Особенности российского радикализма:

— значительное влияние на его развитие оказывала реакционная полити­ка правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собра­ний и организаций);

10) в самой России могли существовать только тайные организации;

11) теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.

В истории радикального направления второй половины XIX в. исследова­тели выделяют три этапа:

60-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

70-е гг. — оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников;

3) 80—90-е гг. — активизация либеральных народников и начало распрост­ранения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демок­ратические группы.

Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были рево­люционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: ду­ховенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.

Родоначальниками теории «русского социализма» А. И. Герценом и Н. Г. Черны­шевским были сформулированы основные положения народнической идео­логии. Народничество — направление общественной мысли и общественное движение (значительное влияние на которое оказали идеи Ш. Фурье, П. Ж. Пру- дона, К. А. Сен-Симона, Р. Оуэна), основанное на следующих положениях: 1) капитализм (в том числе в России) — это упадок, регресс; 2) можно сразу построить справедливое общество — социализм, минуя капитализм; при этом важная роль отводилась общине (лидеры народников считали общину идеалом общественного устройства).

Сторонником стихийного развития и безгосударственного устройства об­щества был М. А. Бакунин (1814—1976) — бунтарское или анархистское на­правление народничества. Революционер европейского масштаба, деятель I Интернационала, участник революций 1848—1849 гг., он предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации по­строенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, об­щины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую рево­люцию, к которой крестьяне якобы были готовы, — необходим был только тол­чок. Расчет делался на революционную интеллигенцию, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.

Главная работа, в которой Бакунин изложил свои взгляды, — «Государ­ственность и анархия». Его учение, получившее название анархизма, безвлас­тия, возрождало древнее противоречие идеалов общины и государственной власти. Бакунин требовал немедленного уничтожения государства и вечевой демократии снизу доверху. «Народ — прирожденный бунтарь, враг государ­ства. Для организации революции ему надо лишь помочь объединиться». Сторонник пропагандистского направления — П. JI. Лавров (1823—1900), преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член «Земли и воли», редактор журналов «Вперед!» и «Вестник «Народной воли». Он счи­тал, что для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, ,чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Однако, по его мнению, массы народа инертны. Чтобы начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интелли­генты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Они должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проло­жив тем самым дорогу к социальной революции. Именно на изменение строя общества, а не на формы политической власти обращал внимание Лавров.

П. Н. Ткачев (1844—1885) — теоретик заговорщического направления на­родничества, из дворян, окончил Петербургский университет, сотрудничал

во многих журналах. С 1873 г. за границей издавал журнал « Набат». Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организаци­ей революционеров. Лозунгу социальной революции он противопоставил ло­зунг политической революции, создания нового, революционного государ­ства, которое возьмет в свои руки промышленность, банки, транспорт, сред­ства связи. Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу влас­ти. Он был прямым противником анархизма. Многие его идеи позднее про­явились в практике народовольцев и большевиков.

Народнические кружки начала 60-х гг. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор. Кружок Н. А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Он был схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена.

В конце 60-х гг. бывший учитель С. Г. Нечаев (1850—1881) создал тайную организацию под символическим названием «Топор, или Народная расправа» (1869). В составленном им «Катехезисе революционера» насилие рассматри­валось как главный способ достижения победы революции. Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, испове­дуя правило: «Цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи револю­ции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента И. И. Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву). Этим стиралась грани­ца между революционной борьбой и преступлением, во многом предвосхи­щалась практика большевизма.

Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалис­тических идей и подготовки крестьянского восстания. «Хождение в народ» показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами по­могали арестовывать «смутьянов», «врагов царя». Часть народников такое по­ведение крестьян толкнуло назад, к террористической борьбе.

В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и валя» (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, созданной в 1862 г. при участии Н. Г. Чернышевского для объединения революционных сил и под­готовки крестьянского восстания и прекратившей свое существование в 1864 г.).

В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий *Земля и воля» распадается на две организации — «Народную волю» (А. И. Же­лябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская) и «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, О. В. Аптекман). После убийства Александра И народниче­ские организации были практически разгромлены, а идеология народниче­ства находилась в глубоком кризисе.

Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создания ра-

бочих организаций. В 1975 г. в Одессе возник «Южнороссийский союз рабочих» (руководитель Е. О. Заславский), а в 1878 г. в Петербурге — «Северный союз русских рабочих» (В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустрой­ство. Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народников.

В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения.

В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть ин­теллигенции обращается к марксизму. В начале 80-х гг. в эмиграции Г. В. Пле­ханов (1856—1918) объединил вокруг себя единомышленников (П. Б. Аксель- род, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) и занялся серьезным изучением марксизма.

Осенью 1883 г. в одной из швейцарских газет появилось объявление о на­чале издания «Библиотеки современного социализма». С этой работы начала свою деятельность группа «Освобождение труда», издавшая за 20 лет своей деятельности свыше 250 произведений. Ее деятельность оказала значитель­ное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Д. Благоева и М. И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосеева в Поволжье и др.).

Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю. О. Мартов, А. А. Богданов. В 1895 г. был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).


Наши рекомендации