Расцвет великого княжества литовского: от гедимина до витовта
Период с 1315 по 1430 годы считается апогеем Великого Литовского княжения в российской истории. К этому времени происходят большие значительные изменения в государственном строе данного государства. Оно превращается в феодальную империю с многомиллионным населением и формально-юридической доктриной объединения под своей властью всех русских земель. Теперь вся Европа должна была считаться с мнением Великого княжества Литовского.
Всё это началось при Великом князе Литовском Гедимине (1315-1341 гг.). Из политической сферы Литвы исчезает военная демократия, правление страной переходит в руки одного великого княжеского рода, которые являются потомками Рюриковичей. Новой столицей стал город Вильно. Но что Новогрудок, что Вильно, везде большинство населения составляли славяне, что не давало политического преимущества литовской знати.
В 1322 году Гедимин принимал посольство Риги, которое просило помощи в борьбе с Тевтонским Орденом. Великий князь обещался принять католичество и крестить государство по западному обычаю в обмен на то, что римский понтифик запретит тевтонцам нападать на земли Литвы. Но зная, какие литовцы, вероотступники папа Ян XIIне спешил с принятием решения. В августе 1323 года представительство Тевтонского ордена вновь прибыло к Гедимину с вопросом о принятии католичества. Он заявил, что не вправе оказывать влияние на решение о вероисповедании своих подданных. Папское посольство снова прибыло к Гедимину уже 3 июля 1324 года. Князь, как и прежде, настаивал на доктрине веротерпимости и официально заявлял: «Я готов уважать Папу, ибо он старший за меня и господина архиепископа я также уважаю, как отца, ибо он старший за меня, а моих сверстников я буду уважать, как братьев, а тех, кто моложе меня, как сыновей. Я не запрещаю христианам служить Богу по их обычаям. Русским – по своему, мы служим Богу по нашему обычаю, и у всех один Бог».[27]
Гедимин своего рода выступил предводителем, который занялся объединением русских земель в период феодальной раздробленности и ордынского ига. В 1318 году путём брака его сына Ольгерда с дочерью витебского князя Ярослава Васильевича Марией Гедимин присоединил мирно Витебское княжество. В 1326 году уже Минск и Смоленск находились под властью Литвы, а князья Василий и Федор Святославович находились в посольстве у Гедимина. В 1340 году земля Брестская во главе с сыном князя Наримонтом вошла в состав ВКЛ. Так, к 1341 году в составе Литвы были Полоцкая, Пинская, Минская, Витебская, Брестская земли, большая часть Галицко-Волынского княжества и др. Все эти присоединения велись дипломатическим путём. В итоге было уничтожено Галицко-Волынское княжество. Данное событие возымело большое значения в политической ситуации того времени, ведь представляло большую опасность для всех земель Восточной Европы и Золотой Орды. Великое княжество Литовское стало доминировать в западной части своего региона. Гедимин считал, что престол и титул Великого князя Литовского является самым вышестоящим званием на территории Литовско-Русского государства. В качестве фундамента легитимности своего правления он выбрал положение о сохранности самобытности местного населения во всех сферах общества. Умер Гедимин в 1341 году по Байербургом, однако, есть версия, что его отравили собственные люди из-за религиозных споров.
Стоит снова вернуться к Золотой Орде. Она опасалась возвышения Великого княжества Литовского, поэтому продолжала попытки по внедрению второго Великого княжения. Для этого Орда посеяла раздор между Москвой и Тверью, из которого в 1322 победителем вышла Москва вместе с Иваном IДанииловичем Калитой. В летописи говорилось, что он «получил княжение Великое надо всею русскою землёю, яко же и праотец Всеволод Юрьевич».[28]
Одним из минусов института власти в ВКЛ являлся тот факт, что не было четкого порядка престолонаследия. После смерти Гедимина, государство могла распасться на множество частей. В течение 6 лет с помощью военной силы наследники решали этот спор. Но в итоге новым Великим князем Литовским стал Ольгерд. Вообще, поначалу Гедимин завещал трон Евнутию, сыну от полоцкой княгини Евы. Тот в свою очередь оказался слабым правителем и не сумел удержать власть в руках. В 1345 году Ольгерд и Кейстут вступили в Вильно. Ольгерд по праву старшинства занял Великий Литовский престол. Он продолжил политику своего отца по присоединению различных земель к Великому княжеству Литовскому. В 1358 году он присоединил Мстислав, в 1359 г. – Брянское княжество. Будучи хорошим военачальником, в 1363 году имел блистательные победы над войском Крымской Орды.В состав ВКЛ на момент правления Ольгерда добавились Звенигород, Путивль, Очаков, земли Днепра, Южного Буга, Киевское, Черниговское, Новгород-Северское княжества. Ольгерда прозвали освободителем земель русских от монголо-татарского ига. Сам же он принимает титул «великого князя Литовского, Русского, дедичаКревского, Витебского, Полоцкого и иных».[29]Ольгерд также боролся с влиянием церкви на его единоличную власть. Его соперником в вопросе объединения русских земель стало Владимирское княжество. Он сумел заполучить и это Великое княжение очень хитрым правовым путём. После смерти своей жены Марии Витебской он женится на Ульяне Тверской и становится наследником Великого Владимирского княжения, то есть фактически владыкой всей Северо-Восточной Руси.
1368 и 1370 года ознаменованы походами Ольгерда на земли Московского княжества. Он не хотел никакого военного конфликта и пояснял свои походы так: «Не желаю разлития крови людской, не за тем пришел, чтобы уничтожение расширить, ибо хочу справедливости и оставаться приятелем князя Дмитрия».[30]И действительно Ольгерд был только за мирное присоединение русских земель, которые должны были сами признавать власть литовских князей. Москва же хотела только союза с Великим княжеством Литовским во многих вопросах, в том числе в вопросе защиты от влияния католичества в Восточной Европе и в вопросе отражения ига Золотой Орды. Тем более не было никакого смысла начинать, по сути, крупномасштабную гражданскую войну, которой могли воспользоваться враги. Москва и Литва, не желая сдаваться перед натиском Золотой Орды, признали юридический статус двух равновеликих княжений.[31]
Умер Ольгерд 18 ноября 1377 года, а перед этим постригся в монахи. Удивительно то, что она стал первым за столетнюю историю ВКЛ правителем, который умер своей смертью. Именно при нем очень сильно усилилось Литовско-Русское государство. После его смерти к власти пришёл Ягайло (1377-1392 гг.). Власть ему досталась от отца, хоть он и не был старшим из сыновей, что нарушило традицию порядка престолонаследия. Власти литовские и русские приняли выбор Ольгерда, а вот его старшие сыновья нет. Опекуном Ягайло стал Кейстут. Они разделили между собой фактическое управление государством. Не желая возвышения Кейстута и его власти, Ягайло заключает союзы с ханом Мамаем и Тевтонским орденом, из-за чего в 1381 году Кейстут штурмует Вильно и низвергает Ягайло. В его власти остались лишь его родовые земли. Поверженный вновь обращается к помощи Ордена и в 1382 году берёт штурмом Вильно. Во время этой «операции» был убит Кейстут, а его сын Витовт брошен в тюрьму под землёй. Власть Ягайло была непрочно закреплена, ведь Москва желала видеть на престоле не его, а Витовта. Для укрепления своей единоличной власти Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и принимает польский трон в обмен на принятие католичества и присоединение Великого княжества Литовского к Королевству Польскому. Так 15 августа 1385 года была подписана Кревская уния, которая узаконила данный брак и фактически создало самое мощное государство Восточной Европы того времени. Но Ягайло не смог получить полноту власти, так как традиционно и исторически сложилось, что род Гедиминовичей не признавал власть католической церкви и всегда ей противостоял.[32]Также если сравнивать ВКЛ и Королевство Польское, то первое было намного развитее, чем второе. Поэтому очень часто приходилось решать именно проблемы польской земли, нежели литовской.
Важную роль сыграла победа русских в Куликовской битве. Тем самым Московское княжество утвердило себя в роли политического лидера на внешнеполитической арене Восточной Европы.[33] Но видно, что власть Ягайло не имела опоры. Даже тот факт, что когда в 1381 году хан Тохтамыш давал Литовскому князю ярлык на Великое княжение, русские проигнорировали этот факт, так как поддерживали Кейстута, которого считали более законным правителем.
4 марта 1386 года он вступил на королевский польский престол под именем Владислава II. Формально он оставался Великим Князем Литовским, но именовал себя как «наследник Руси».[34]Теперь же предпочтение отдавалось польскому, а не литовскому престолу. Это еще сильнее ослабило и до того шаткое положение Ягайло на троне. Фактически его стали обвинять в государственной измене. Ян Длугош оправдывал несносного правителя так: «Свою отчизну, Литву, семью, братьев так сильно любил, что все богатства и прибыли королевские отдавал на защиту и обогащение Литвы, в то время как Польское королевство, никогда не задумываясь, втягивал в разные войны и обрекал на поражения».[35]Чтобы успевать управлять двумя крупными частями своего государства, в Великом княжестве Литовском он ставит своего наместника Скригайло. Всё также продолжалась борьба с язычеством и переход к католичеству. А тем временем Витовт сумел организовать гражданскую войну против Ягайло и выиграть ее. Свое поражение Ягайло признал 1391 году, потому что не смог заручиться поддержкой русской и литовской знати, которая желала видеть на литовском троне Витовта. И 4 августа 1392 года было подписано Островское соглашение, по которому Витовт признавался Великим Князем Литовским, Русским и Жемонтийским, но при этом признавал себя вассалом Ягайло. Договор ознаменовал окончание трёхлетней гражданской войны. Однако Ягайло не признавал своего поражения, а говорил о том, что видит в Витовте талантливого правителя, который сможет мудро управлять сильным государством.
Витовт за своё 38-летнее правление (1392-1430 гг.) сумел стать одним из самых сильнейших правителей Европы того времени. Хоть он и был вассалом Ягайло, но всё-таки являлся самостоятельным правителем. Он выступал не только как правитель Великого княжества Литовского, но и как один из старейших князей лествичной системы управления, имея права на Гродно, Полоцк, Вильно, Новогрудок и др. Он пытался ослабить влияние на политику княжеских родов. По сути, он уравнял представителей княжеских родов с литовским боярством. Князья же стали рассматриваться как представители Великого Князя Литовского на местах, для упорядочивания центральной власти. Сам процесс централизации государственной власти стал прогрессивным этапом развития общества Великого княжества Литовского. Но Витовт также не соблюдал условия своей зависимости от Ягайло, отказавшись выплачивать ему дань и давая понять, что Великое княжество Литовское - это самостоятельное государство. Однако Священная Римская империя и Папа Римский не могли признать суверенитета ВКЛ, так как юридически оно принадлежало польскому королю.
Витовт старался также утвердить себя на роль государя Всея Руси. Но Московское княжество дало мощный отпор эгоистичному литовцу. Поражение Витовта возымело большой резонанс на Руси. Москва показала и вновь доказало своё превосходство в Восточной Европе. Сам того не понимая, Витовт постепенно стала терять опору власти в войнах с русскими княжествами. Но уже вскоре Витовт почувствовал себя полноправным правителем Русского государства. После своей смерти, князь Дмитрий Иванович завещал Витовту опекунство над сыном Василием – наследником московского престола. В Золотой Орде сразу признали права наследника на Великое княжение. Впоследствии дочь Витовта Софья станет женой Василия Дмитриевича и тем самым Великой княгиней Московской. Витовт стал гарантом исполнения воли великого Дмитрия Донского.
Вспомнив о договоре с Польшей, Витовт возглавляет союзное войско против Тевтонского Ордена в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Орден потерпел ужасное поражение, после чего ему пришлось 11 февраля 1411 года заключить в Торуне договор, по которому тевтонцы лишались всех своих территориальных завоеваний на землях Польши и Литвы. Витовт постепенно стал превосходить своим влиянием Ягайло. Союзный договор 1413 года уже не содержал упоминания о том, что Витовт – вассал Ягайло.[36] На геополитической арене значение Великого княжества Литовского начинает сильно возрастать. Гуситы находят поддержки у Витовта и в 1422 году чехи избирают его своим королём. Император Сигизмунд I предлагает Витовту титул короля и изменение статуса Великого княжества Литовского во всем католическом мире. Однако этому не суждено было сбыться, ведь польская знать не оставляла попыток объединить Польшу и Литву под польской короной. А римский понтифик Мартин V в 1427 году отказал в благословлении из-за того, что Витовт был приверженцем и заручался поддержкой Русской православной церкви.[37]
В 1429 году в Луцке состоялся съезд, который должен был юридически узаконить в правах Великое княжество Литовское с Королевством Польским. Однако на съезде так и не была решена проблема пути католичества и православия в данном государстве. Коронацию новоиспечённого европейского правителя должна была пройти 8 сентября 1430 года, но по неизвестным и противоречивым причинам, послы Сигизмунда I так и не смогли добраться до столицы ВКЛ. После этого Польша предложила Витовту свою корону, так как были уже не рады владычеству Ягайло. Но 27 октября 1430 года Витовт умирает при неизвестных обстоятельствах. Конец его правления ознаменовал начало упадка Великого княжества Литовского.
В течение XIV – первой третиXVвека Великое княжество Литовское достигает апогея своего развития, превратившись в мощную европейскую державу с многомиллионным населением и став одним из двух Великих русских княжений – наследников раннефеодальной империи Киевской Руси.[38]