Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства.

Вопрос о понятии государства является одним из основополагающих и остродискуссионных в теории государства. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названный вопрос прямо или опосредованно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Наличие в современной политической науке множества определений понятия «государство» позволяет осуществлять их своеобразное упорядочение. Остановимся, прежде всего, на классификациях, предложенных отечественными юристами-теоретиками.

6. Сущность - это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности.

Сущность явления остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития.

На сегодняшний день в юридической науке сформировалось два подхода к сущности государства:

общесоциальный;

классовый.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств

7. Типология государства включает основные сущностные признаки, которые раскрывают особенности возникновения, развития и функционирования государства.

Тип государства- наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

8. Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества. В основе формационного подхода лежит понятие “общественно-экономическая формация”, которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. В основе цивилизационного подхода лежит понятие “цивилизация”. Цивилизацию - «социокультурную» систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регули-руемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей”. Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным. Формационный подход является традиционным для марксистского обще-ствоведения, в котором “общественная формация” - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.




9.

9. Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru

10. Форма государства — такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства




.

11. Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

Характер формы правления зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления.

12. Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:

1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;

2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом

.

13. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенций между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой пост главы государства занимает лицо в порядке престолонаследия. Монархии: Великобритания, Испания, Швеция, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Норвегия, Саудовская Аравия, Малайзия, Япония, Морокко и т.д. Монархии Канада, Австралия, Новая Зеландия, поскольку главой этих государств считается королева Великобритании. Монархии бывают абсолютными и ограниченными. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью. Если монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления приобретает характер ограниченной монархии. Разновидностями ее являются дуалистическая и парламентарные монархии. Дуалистическая монархия – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии наряду с монархом имеются и иные высшие органы государственной власти – правительство и парламент. Законодательные функции принадлежат парламенту и монарху, исполнительные – монарху и правительству. Сегодня дуалистической монархией считается Кувейт и Непал. Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что в ней роль монарха номинальная; ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству, формируемому парламентом. Эта современная форма монархии. Таковы большинство монархии современности. Особой разновидностью монархий являются нетрадиционные монархии: Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия. Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий – эмиратов (Шарджи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ. Малайзия состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархии из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет

14.

Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru

15.

Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru

16.

Демократический политический режим - это один из видов политических режимов, для которого характерны: народный суверенитет; равенство, гарантированность и неотчуждаемость прав человека и гражданина; избираемость органов государственной власти; реальное разделение властей; определенная система выборов, основанная на принципах равенства и всеобщности избирательного права; многопартийная политическая система; возможность свободного функционирования политических, социальных, религиозных объединений и организаций; система доверительных отношений между органами государственной власти, а также между государством и его гражданами; политический плюрализм; гласность и независимость СМИ; непрерывный контроль общества за деятельностью государственных органов; компромиссный, основанный на равноправии сторон уровень политической культуры.

17. 18.

Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru

18.

Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru

19.

Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru

20. Понятие и классификация функций государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства:

Объект– сфера общественных отношений;

Содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей;

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.

21. 22.

Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. - student2.ru


Наши рекомендации