Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
Все требования можно разделить на 3 группы:Общие требования законности. Специальные требования. Организационно-технические требования. К общим требованиям относят:Соответствие Конституции с законом и вышестоящим актом органов управления; Соответствие компетенции органа или лица издающего акты; Соответствие акта управления в форме, установленной для него законом; Соответствие акта установленному для него порядку принятия; Официальное опубликование правового акта или доведение его до сведения адресата; Эконом и юрид обоснованность правового акта; Недопустимость нарушения актом конституционных прав и свобод граждан; Наличие в правовом акте установленных законом реквизитов (название органа; название акта; место и дата издания; регистрационный номер; должность лица, уполномоченного подписать акт; фамилия уполномоченного лица). Данные требования распространяются на любые виды правовых актов, не зависимо кто, где, когда их издает. Специальные требования, установлены для отдельных видов правовых актов:В ряде случаев правовой акт должен быть издан в строго установленные для него сроки (постановления об админ взыскании в срок до 2 месяцев). В ряде случаев правовой акт требует предварительного согласования с уполномоченным гос-ным органом (указ президента о назначении премьер-министра предварительно согласовывается с Палатой представителей). В ряде случае правовой акт после своего издания должен быть утвержден уполномоченным гос-ным органом (указ президента о введении чрезвычайного положения утверждается Советом республики). Ряд правовых актов обязаны проходить юрид экспертизу (в Министерстве юстиции, в администрации президента, в Конституционном суде). Ряд правовых актов должны включаться в национальный и иные реестры. Ряд правовых актов должны содержать ссылки на иные правовые акты для иллюстрации их правовой основы и взаимосвязи. К организационно-техническим требованиям относят следующие:Правовой акт должен быть изложен юрид грамотным языком и не содержать двусмысленных толкований. Правовой акт не должен содержать орфографических, синтаксических и иных ошибок и исправлений. Правовые акты должны быть изданы в печатном виде на спец бланках и формулярах. Правовые акты должны быть структурированы на разделы, части, главы, статьи, параграфы для удобства работы с ними, восприятия и ссылок. Правовой акт должен содержать четкие оттиски печати, штампов, разборчивые подписи.
8. Порядок принятия правовых актов управления.
Подготовленный проект следует согласовать с
соответствующими структурными подразделениями и организациями министерства, а в необходимых случаях - с заинтересованными
министерствами. Проект считается согласованным при наличии виз. При несогласии визирующего с содержанием проекта он письменно излагает свои возражения и предложения по спорным положениям проекта. Подготовленный проект передается в юрид отдел (службу) министерства, кот проверяет его соответствие законодательству и визирует проект. В случае несоответствия данного проекта законодательству юрид отдел (служба) дает заключение с предложениями о
законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. Доработка проекта в соответствии с указаниями руководства министерства осуществляется, как правило, теми структурными подразделениями, кот первоначально разрабатывали проект. Спорные и несогласованные вопросы проекта вносятся на рассмотрение
руководства министерства. По отдельным наиболее важным и спорным вопросам правового регулирования проекты правовых актов целесообразно вносить на рассмотрение коллегии министерства. При представлении руководству министерства (ведомства) проекта правового акта к нему прилагаются соответствующие материалы (объяснительная записка, расчеты). Правовой акт считается принятым с момента его подписания (утверждения) в установленном порядке руководителем министерства либо по его поручению заместителем руководителя. Правовые акты, изданные совместно с др министерствами, считаются принятыми с момента их подписания
руководителями министерств либо по их поручению заместителями руководителей.
9.Административные процедуры как действие юрид характера: понятие, правовое регулирование, принципы осуществления.
Админ процедура – действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению, изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или др документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, гос-ных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности. Законодательство об админ процедурах:Законодательство об админ процедурах основывается на Конституции РБ и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ определяются:наименования админ процедур;
уполномоченные органы; исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления админ процедур; сроки осуществления админ процедур; сроки действия справок или др документов, выдаваемых при осуществлении админ процедур; размер платы, взимаемой при осуществлении админ процедур, или порядок ее определения. Законодательными актами утверждаются перечни админ процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан. Законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ утверждаются перечни админ процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении юрид лиц и индивидуальных предпринимателей. Делегирование Советом Министров РБ др гос-ным органам, иным гос-ным организациям полномочий на принятие (издание) НПА. При подготовке проектов НПА должна оцениваться обоснованность включения в них норм, содержащих доп. админ процедуры или усложняющих уже существующие. Если международным договором РБ установлены иные правила, чем те, кот содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Основными принципами осуществления админ процедур являются:
законность – осуществление уполномоченным органом админ процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об админ процедурах; равенство заинтересованных лиц перед законом – при осуществлении админ процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к полит партиям и иным общественным объединениям, а юрид лица – независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения; приоритет интересов заинтересованных лиц – в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта админ решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц; открытость админ процедуры – предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей; оперативность и доступность админ процедуры – осуществление админ процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления админ процедуры; заявительный принцип одного окна – обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления админ процедуры, кот могут быть представлены только заинтересованным лицом; сотрудничество при осуществлении админ процедур – взаимодействие уполномоченных органов с др гос-ными органами, иными организациями при осуществлении админ процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления админ процедур, а также в др формах.
10. Участники административных процедур: их права и обязанности. Подведомственность административных процедур.
Подведомственность админ процедур.1. Админ процедуры осуществляются уполномоченным органом по месту жительства (месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной) – для граждан или месту нахождения – для юрид лиц, за исключением админ процедур, указанных в части 2 настоящего пункта. Админ процедуры в отношении недвижимого имущества осуществляются уполномоченным органом по месту нахождения недвижимого имущества. Законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ могут быть определены иные правила подведомственности админ процедур. 2. Законодательством об админ процедурах полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче админ решений, принятых уполномоченными органами, могут делегироваться др гос-ным органам, иным организациям.