Факторы, влияющие на качество звукозаписи
При рассмотрении вопросов применения направленных микрофонов в реальных условиях (п. 1.3.3) отмечалось, что работы на открытой местности и в замкнутом пространстве (помещении) различаются более сложными условиями для последнего случая. Рассмотрим его более подробно.
Звукозапись в помещении сопровождается большим количеством акустических помех, связанных, во-первых, с наличием переотраженных волн от внутренней обстановки помещения, а, во-вторых, с наличием шумов, создаваемых как людьми, так и шумами и вибрациями, проникающими в помещение извне (с улицы или из соседних помещений).
Акустическое поле в замкнутом объеме можно представить как сумму составляющих поля «прямого» звука, создаваемого звуковыми волнами, не испытавшими ни одного отражения, и составляющих поля, создаваемых отраженными звуковыми волнами. Поле отраженных звуковых волн почти всегда можно считать близким к диффузному, поэтому его часто называют диффузной составляющей.
Для оценки ее влияния на акустические свойства помещения, а следовательно и качество записи, вводят понятие акустического отношения для установившегося режима. Оно определяется как отношение суммарного уровня отраженных волн к уровню прямой волны.
В реальных условиях акустическое отношение для удаленных от источника звука точек помещения редко бывает меньше единицы, как правило, оно значительно больше, а иногда даже доходит до величины, равной 10...15. То есть уровень отраженных волн в помещении обычно выше уровня прямого звука. При акустическом отношении больше четырех отраженный звук создает недопустимые помехи для регистрации речевой информации.
Пороговое значение расстояния от источника звука, при котором акустическое отношение равно единице, называют радиусом гулкости, так как при большем расстоянии диффузная составляющая становится больше составляющей прямого звука, и в записанном сигнале появляется характерная гулкость.
Однако акустическое отношение полностью не характеризует качество восприятия звука в помещении, так как не все переотраженные сигналы вносят помехи, поэтому вводят еще одно понятие — четкость звучания. Под ним понимают отношение плотности энергии прямого звука (Епр), суммируемой с плотностью отраженных звуковых волн, приходящих в данную точку помещения в течение времени t = 60 мс после прихода прямого звука Еt=60 мс(и потому воспринимаемых с ним слитно), к общей плотности энергии Ет:
То есть четкость звучания характеризует относительную величину всей полезной энергии Епол. В этом ее преимущество перед акустическим отношением. Чем больше четкость звучания, тем меньше влияние помех от запаздывающих лучей из-за явления реверберации. Однако на практике существуют большие трудности по измерению этой величины.
Как отмечалось выше, акустические шумы в помещениях существенно ограничивают динамический диапазон регистрируемой информации, снижают разборчивость речи. Степень их влияния зависит от количества людей в помещении, громкости разговоров, а также уровня шумов, проникающих извне.
В условиях тишины слышны писк комара, жужжание мухи, тиканье часов и другие звуки, а в условиях шума и помех можно не услышать даже громкий разговор. Другими словами, в условиях шума и помех порог слышимости для приема слабого звука возрастает. Это повышение порога слышимости называют акустической маскировкой. Величина маскировки определяется величиной повышения порога слышимости для принимаемого звукового сигнала.
К сожалению, внешние шумы не исчерпывают список помех, возникающих при негласной записи акустической информации. Дело в том, что закамуфлированный в одежде магнитофон записывает все окружающие его шумы, и в первую очередь создаваемые самим оператором, так как он, как правило, ближе всего расположен к микрофону. Так, например, люди дышат, а это значит, что одежда на них постоянно находится в движении — ремень поскрипывает от поднимающейся и опускающейся диафрагмы, пиджак трется о сорочку и т. д. Люди этого не слышат, однако, микрофон, спрятанный в одежде, улавливает все, и записанный разговор будет сопровождать невероятный фоновый шум.
Трудно представить себе, сколько различных звуков сопровождают нас, даже если человек неподвижно застывает в кресле. Работа желудка и та создает помеху качественной записи, если «сосет под ложечкой». Конечно, может быть интересным сидеть и изучать изменения внутренних ритмов организма в зависимости от развития ситуации. Но кто сумеет распознать все прочее?
Самое большое неудобство для диктофонной записи — беседа на ходу. Здесь «фонит» все: рукава, трущиеся по мере размахивания руками, верхняя одежда, содержимое карманов (всякие ключики, мелочь, бумажки — все бряцает, шуршит и скрипит). Окружающие шумы также будут уловлены и записаны. И если в нормальной жизни мы их не слышим, используя данные природой фильтры, то при воспроизведении записи все будет воссоздано в самом неудобном виде.
Рассмотренные факторы являются принципиальными при проведении негласной звукозаписи, и они должны учитываться при выборе места для микрофона звукозаписывающего устройства.