Председатель тов. клейман. 3 страница
[...]
Такой порядок существовал в районах все время. И тогда это считалось обычным, нормальным. Ни от Кораблева, ни от оперсостава я не слышал осуждения такой системы.
Вопрос сеид. Ширину: В отношении тройки более подробно расскажите, кто докладывал дела на тройку, сколько дел в один прием пропускали, был ли такой факт, когда в один день рассмотрено 1000 дел,
как фактически приходилось докладывать, заседала ли тройка в полном составе или докладывали одному начальнику.
Ответ: Мне лично пришлось раза три заходить на заседания тройки. Из районов приезжали, докладывали тоже и из оперативных отделов. Так один раз, когда я был, заседали Кораблев, секретарь обкома Спивак и областной прокурор. Докладчик читал суть дела, освещал основные моменты дела. Сколько дел могли просмотреть в один вечер, я не скажу Вам, но тысячи дел, конечно, не могли просмотреть. Читали, конечно, часа 2-3, может и больше... Прокурор или секретарь обкома могли задать докладчику пару вопросов, но в этих случаях, которые я наблюдал, решал по сути лишь Кораблев...
[...]
Ответ: Не могу согласиться с таким утверждением, что тройка заседала в тех случаях, когда накоплялись дела. Это заявление мое не просто, как справка, оно имеет другое значение. В тот период был отпущен лимит на каждую область. В Винницкую область примерно была цифра 3000, надо было эту цифру реализовать. Я приехал и застал такое положение, что при наличии такой цифры, надо ее освоить, отсюда тут могли подходить огульно и арестовывать. [...]
Кораблев приехал из Ленинграда, Винница считалась провинцией, и с его стороны к руководящим работникам проскальзывало пренебрежительное отношение [...].
Что касается в особенности по партизанам, нужно прямо сказать, что каких-нибудь материалов, характеризующих наличие а/с подполья, абсолютно не было, если бы они были, мы докладывали бы в свое время, оно было бы ликвидировано, во всяком случае, не дожидаясь специальных указаний и директив, но что касается роли Кораблева, то он требовал нажима, и с его стороны был высокий нажим. Мы, как зашпаренные, бегали тогда.
[...]
Кораблев требовал дополнительные лимиты по Винницкой области для проведения операции. По этому вопросу он звонил в Киев, говорил с наркомом.
Вопрос обе. Кораблеву: Вы подтверждаете дополнительные показания свидетеля Ширина.
Ответ:
[...]
Не отрицая своей вины в необоснованных арестах, я считаю, что в основном аресты решались в отделах, а я лишь утверждал постановление, зачастую не проверяя фактического материала. По части вообще моей требовательности, безусловно, я требовал работу и этого я не отрицаю, требовал от отделов, а соответственно от тех руководителей, которые были в этих отделах, поскольку с меня требовали,
поэтому я требовал, и, по-моему, каждый чекист понимал, что нужно инициативнее работать, так что в этом отношении я ничего особенного не нахожу. Теперь в отношении лимитов. Я помню лимиты, я один раз просил дополнительно. Это было вызвано наличием соответствующего количества арестованных троечных контингентов. Я помню, было совещание в Киеве в Наркомате, проводил совещание Успенский. На этом совещании Успенский заявил, что некоторые области могут получить дополнительный лимит за счет перераспределения лимита троечных контингентов, и спросил, кому дополнительно нужны лимиты, дайте мне сведения, сколько вам нужно, мы дадим вам требуемое количество. В соответствии с этой установкой, я собрал данные, сколько потребуется дополнительно и послал соответствующую телеграмму в Наркомат.
Лошицький О. Лаборатория. Hoei документы й свгдчення про масовг penpecii 1937-1938 роте на Втниччыт // 3 apxieie ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 1998. № 1/2 (7/8). С. 187-198.
8. Выхолощенная реабилитация
8.1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ1
Процесс реабилитации жертв политических репрессий 30-х гг. XX в. напрямую связан с десталинизацией, начатой первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым в 1956 г.2 Именно при нем реабилитация играла значительную, пусть даже и противоречивую, общественно-политическую роль3. Зачастую пересмотр дел или юридическая (формальная) реабилитация, означавшая только прекращение исполнения приговора, восстановление гражданских прав и окончание «географической дискриминации» (термин, введенный Марком Эли. — Авт.) в соответствии с паспортной системой, сопровождались дополнительным учетом социальных аспектов — восстановлением доброго имени и первоначального социального положения4.
Что касается общественной реабилитации, то она выражалась в упоминании фамилий соответствующих лиц в печати, словарях и специальной литературе. Посмертная же реабилитация касалась казненных или умерших в лагерях и тюрьмах5.
1 Сердечная благодарность Марку Эли за критические замечания и дополнения к этой главе.
2 Первые шаги по реабилитации жертв сталинского режима были предприняты еще в 1953 г., но именно на XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г., официально был взят курс на десталинизацию.
3 О политике реабилитации во время хрущевской «оттепели» см.: Goudoever van А. P. The Limits of Destalinization. Political Rehabilitation in the Soviet Union since Stalin. London; Sydney, 1986; Petrov N. Die Bewaltigung der Stalinistischen Vergangenheit // Zarusky J. Stalin und die Deutschen. Neue Beitrage der Forschung. Mtinchen, 2006; Junge M. Bucharins Rehabilitierung. Historisches Gedachtnis in der Sowjetunion 1953-1991. Berlin, 1999. Критический взгляд на политику реабилитации в отношении заключенных лагерей, которые в основном были только амнистированы, см.: Elie М. Unmogliche Rehabilitation. Die Revisionskommissionen 1956 und die Unsicherheiten des Tauwetters // Osteuropa. 2007. № 6. S. 369-385. См. также его диссертацию: Elie М. Les anciens detenus du Goulag. Liberations massives, rehabilitations dans l'URSS poststalinenne, 1953-1964.
4 Марк Эли отмечает в этой связи, что это не означало автоматического восстановления в партии.
5 См.: Goudoever van А. P. The Limits of Destalinization. Political Rehabilitation in the Soviet Union since Stalin... P. 7-9.
По утверждению Марка Эли, материальной компенсации в форме возмещения утраченной заработной платы, собственности и трудового стажа не было, однако имело место неформальное предпочтение при распределении квартир, медицинском обслуживании и предоставлении пенсии1.
Следует отметить, что понятие «реабилитация» не является изобретением эры Хрущева. Оно обсуждалось уже в 1939-1941 гг. в связи с расследованием нарушений «социалистической законности». В частности, рядовой сотрудник госбезопасности Поляков, присутствовавший на партсобрании сотрудников УНКВД по Сталинской области, в конце января 1939 г. выдвинул требование: «Троечные дела мы должны пересмотреть через призму партийности, невиновных реабилитировать, виновных судить»2. Прокурор СССР М. И. Панкратьев направил 3 октября 1939 г. военному прокурору Туркменской ССР разрешение, в соответствии с которым «вопрос о реабилитации незаконно осужденных к ВМН можно ставить в каждом отдельном случае перед наркомом внутренних] дел СССР и прокуратурой Союза»3.
К сожалению, источники, касающиеся процесса реабилитации 1920-1930-х гг., практически отсутствуют, а в современной историографии указанная проблема не была объектом специальных исследований4. В связи с этим в данной главе применительно к 1939-1941 гг. обобщены и дополнены архивными материалами уже ранее опубликованные документы.
1 См.: Junge М. Bucharins Rehabilitierung. Historisches Gedachtnis in der Sowjetunion 1953-1991. S. 92.
2 См. документ № 206 в настоящем издании.
3 См.: «Докладная записка военного прокурора войск НКВД Туркменского погранокруга Кошарского прокурору СССР М. И. Панкратьеву и исполняющему обязанности главного военного прокурора РККА Гаврилову об итогах следствия по делам "О нарушениях социалистической законности в органах НКВД Туркменской ССР"» от 23 сентября 1939 г. // История сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х — первая половина 1950-х годов... Т. 1. С. 340-359.
4 В репрезентативной публикации источников под названием «Реабилитация. Как это было» нельзя найти документы, относящиеся к 1939-1941 гг. Более новая, уже цитированная вторичная литература также не рассматривает детально эти годы. Сравните: Реабилитация. Как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы...; Adler N. Overleven па de Goelag. Het lot van Stalins slachtoffers na hun kamptijd. Amsterdam, 2006. См. также уже цитированную литературу. Исключением является исследование: Chinsky P. Micro-histoire de la Grande Terreur...
Целью данного раздела является изучение процесса реабилитации, развернувшегося после официального завершения Большого террора 17 ноября 1938 г. В частности, нас интересовали такие вопросы, как, через какие каналы фильтровались жалобы, сколько пересмотров приговоров, вынесенных «кулацкой тройкой», допускалось, каким было соотношение между приговорами, вынесенными тройкой и другими внесудебными органами. Также в центре нашего внимания была проблема: выходил ли юридический пересмотр дел за пределы своей компетенции и был ли заложен фундамент для расширения значения понятия «реабилитация».
8.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПЕРЕСМОТРА ДЕЛ
Резкая критика, звучавшая под контролем партии на собраниях личного состава органов НКВД в адрес работы НКВД и прокуратуры в период Большого террора, питала надежду на то, что руководство страны предпримет соответствующие шаги по реабилитации неправедно осужденных граждан. Однако в официальных циркулярах и директивах понятие «реабилитация» как таковое отсутствовало1. Речь шла только о строгом регулировании процесса пересмотра дел, в обтекаемой форме отражавшегося в кодексах 1922-1926 гг.
В частности, директива № 2709 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского от 26 декабря 1938 г., которую часть исследователей считает санкцией на реабилитацию, развернувшуюся в 1939-1940 гг.2, определяла, как следует органам НКВД и РКМ реагировать на жалобы3 родственников репрессированных или самих осужденных внесудебными органами4.
Со временем эта директива была дополнена многочисленными приказами НКВД и Прокуратуры СССР. Так, приказ № 00116 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии «О порядке рассмотрения жалоб осужденных бывшими тройками НКВД (УНКВД) и УРКМ»
1 По данным Марка Эли, понятие «реабилитация» до начала 1980-х гг. практически отсутствовало в официальной юридической и милицейской литературе или употреблялось как синоним для термина «пересмотр уголовного дела», зафиксированного в уголовном процессе.
2 См.: Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий. М., 2004.
3 Виды и количество поступивших жалоб в Секретариат НКВД УССР за период с сентября по октябрь 1938 г. см.: документ № 209 в настоящем издании.
4 См. документ № 211 в настоящем издании.
от 4 февраля 1939 г. регулировал детали процесса пересмотра приговоров, вынесенных «кулацкой» и милицейской тройками1. Согласно приказу органы НКВД и милиции должны были при поступлении жалобы в течение двух недель опросить свидетелей и проверить «документацию представления», т. е. дело осужденного2. Отдельно в приказе обговаривался процесс отмены приговора3. При этом во избежание всякого политического или социального риска с каждым освобожденным следовало провести индивидуальную беседу, а затем установить наблюдение4. Если же было отказано в пересмотре приговоров, то об этом также следовало сообщить тем, кто подавал жалобу5.
При новой сложившейся ситуации мог начаться даже последующий пересмотр дела. Следует принять во внимание, что пересмотр находился непосредственно в руках тех, кто осуществлял террор, или их преемников. Координацию осуществлял Первый спецотдел НКВД СССР и соответствующие отделы УНКВД республик, краев и областей6.
Функция в случае пересмотра приговора, вынесенного тройкой, заключалась в том, чтобы побудить проконтролировать и затем утвердить пересмотр дел теми, кто осуществлял уголовное преследование7. Лишь в немногих случаях прокуратура проводила собственные доследования8. В принципе от прокуратуры требовали вмешательства
1 См. документ № 213 в настоящем издании. Как правило, различия между «кулацкой тройкой» и «особой тройкой», с 17 сентября 1938 г. осуждавшей контингенты по национальным операциям, отсутствуют.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Только за период с сентября по декабрь 1938 г. были арестованы 332 представителя руководящих кадров. См.: Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности... С. 663.
7 См.: «Заместитель областного прокурора по спецделам Новосибирской области Эпштейн начальнику УНКВД по делу С. И. Кандакова» от [начало ноября] 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 504; «Начальник ДОРКМ НКВД Томской железной дороги Москвин начальнику линотделения железнодорожной милиции Архипову по делу С. И. Кандакова» от 13 ноября 1939 г. // Там же; Дело Кандакова Сергея Ивановича [26 ноября 1937 г. — 29 ноября 1937 г.] // Архив информационного центра государственного управления внутренних дел в Кемеровской области (далее АИЦ ГУВД в Кемеровской области). Ф. 10. Оп. 3. Д. 996. Л. 22-23.
8 В частности, см. приказ № 473 Прокуратуры СССР от 26 февраля 1939 г. и приказ № 1395 Прокуратуры РСФСР от 1 июля 1939 г. в: Гридунова И. А. Реабилитация // Массовые репрессии в Алтайском крае 1937-1938... М., 2010.
только в случае особо явных нарушений закона. В частности, известны случаи, когда результаты доследования, в особенности опрос свидетелей прокуратурой и органами НКВД, оказывались диаметрально противоположными1.
С целью координации действий 19 февраля 1939 г. состоялась встреча руководящих представителей НКВД и прокуратуры, результатом которой стал приказ № 00156 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского «О мероприятиях по обеспечению выполнения Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г.» от 20 февраля 1939 г., регулировавший контроль прокуратуры за следствием2. Тем самым органам НКВД еще раз было разъяснено, что практика 1937 г. и 1938 г. канула в лету.
При аннулировании приговоров, вынесенных внесудебными органами, перед НКВД и прокуратурой возникла проблема, какую процедуру следовало применять. Разрешение ее усложнялось тем, что, по утверждению Л. П. Берии и А. Я. Вышинского, это с 1927 г. касалось 2,1 млн чел., имевших судимости3.
Берия и Вышинский предлагали аннулировать судимость в течение трех лет после освобождения, при условии хорошего поведения4. Правда, под эти меры не подпадали приговоры, вынесенные по статье 58 (пункты 1-14) УК как РСФСР, так и союзных республик5. Снятие этих судимостей предусматривалось только по решению Особого совещания6. К сожалению, данный процесс остается неисследованным. Но можно предположить, что уже то обстоятельство, что снятие судимости не происходило автоматически, а было возложено на специальный орган в карательном ведомстве и в каждом отдельном случае решение принималось индивидуально, было на практике равнозначно отказу в снятии судимости. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 апреля 1939 г. подтверждало предложения А. Я. Вы
1 Там же.
2 См. документ №213и214в настоящем издании.
3 См.: «Спецсообщение наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о снятии судимости с осужденных внесудебными органами НКВД (с приложением проекта указа Верховного Совета СССР)» от 5 февраля 1939 г. // Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш»... С. 23-24.
4 Эти меры сопровождались двумя постановлениями Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 июля 1939 г. и от 19 октября 1939 г., разрешавшими досрочные освобождения из лагерей и тюрем. См.: «Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Об отмене условно-досрочного освобождения осужденных"» от 16 июня 1939 г. // Там же. С. 106.
5 Там же.
6 Там же.
шинского и Л. П. Берии1. Тем самым политические преступления снова выходили на первое место в своей значимости по сравнению с социальными отклонениями.
Что касается особенностей работы «кулацкой тройки» в Украине и Алтайском крае, то в ходе операции согласно приказу № 00447 через нее прошло огромное количество осужденных по групповым делам. Результатом этого было объединение индивидуальных дел в многотомные, в которых повторялись пункты обвинения. Приказ № 00497 от 8 мая 1939 г.2 учитывал этот факт и отменял в отношении таких дел принцип индивидуального пересмотра. А это означало, что в случае, если только один осужденный по групповому делу обжаловал приговор, то остальные дела должны были быть подвергнуты дополнительному расследованию. На практике, однако, возникла проблема: как следовало поступать с теми, кто был приговорен к расстрелу? За период с 1939 по 1941 г. в рамках приказа № 00447 не нашлось ни группового, ни индивидуального дела, в которых смертный приговор подвергался расследованию или даже пересмотру. В целом остается неясным, могло ли быть вообще по запросам родственников (без одновременной жалобы осужденных) отдано распоряжение о проверке3.
В приказе № 00497 также содержится указание об отмене приговоров в отношении лиц, дела которых ошибочно вместо суда были переданы на рассмотрение «кулацкой тройке», и о проведении судом дополнительного расследования4.
Ярким примером выполнения установок данного приказа является дело С. И. Кандакова, который в качестве «социально опасного элемента» был осужден вместо суда или милицейской тройки «кулацкой»5. В начале ноября 1939 г. прокуратура Новосибирской области вынесла протест по данному делу6. Хотя железнодорожная ми
1 См. документ № 215 в настоящем издании. Осенью 1939 г. Берия вторично разослал специальную инструкцию НКВД, категорически запрещавшую использование в оперативных целях материалов дел, по которым приговоры были отменены. См. документ № 207 в настоящем издании.
2 См. документ № 216 в настоящем издании.
3 См. об этом также в: Khlevniuk О. V. The History of the Gulag... P. 194-195. И. Гридунова подтверждает, что смертные приговоры не отменялись. См.: Гридунова И. Л. Реабилитация // Массовые репрессии в Алтайском крае 1937-1938... М., 2010.
4 См. документ № 216 в настоящем издании.
5 См.: Дело Кандакова Сергея Ивановича // АИЦ ГУВД в Кемеровской области. Ф. 10. Оп. 3. Д. 996.
6 Там же.
лиция Томского узла после пересмотра дела ходатайствовала 21 января 1940 г. о немедленном освобождении Кандакова, а 28 февраля 1940 г. прокурор области А. В. Захаров скрепил эту рекомендацию своей подписью, руководство лагеря 5 мая отказалось освободить заключенного1. Интересно, что и помощник прокурора Новосибирской области Ф. Данилин 10 октября 1940 г. также не выполнил указаний своего начальника, и Кандаков остался в лагере, реабилитирован он был только в 1962 г.2
Завершил бериевскую «оттепель» приказ № 0165 от 23 апреля 1940 г., недвусмысленно отменявший предшествовавшие приказы3. Дифференцированный подход был заменен огульным, согласно которому все приговоры, вынесенные тройкой, включая и милицейскую, подвергались пересмотру только через Особое совещание4. Децентрализованный до сих пор процесс, в ходе которого Первый спецотдел областного или краевого управлений НКВД, а также соответствующий отдел в милиции могли подтвердить пересмотр и начать соответствующие мероприятия, был централизован и тем самым явно регламентирован и замедлен5.
1 Лагерное начальство ссылалось на неопубликованный до сих пор приказ № 00493 НКВД СССР от 23 апреля 1940 г.
2 См.: «Заместитель областного прокурора по спецделам Новосибирской области Эпштейн начальнику УНКВД по делу С. И. Кандакова» от [начало ноября] 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 504; «Начальник ДОРКМ НКВД Томской железной дороги Москвин начальнику линотделения железнодорожной милиции Архипову по делу С. И. Кандакова» от 13 ноября 1939 г. // Там же; Дело Кандакова Сергея Ивановича // АИЦ ГУВД в Кемеровской области. Ф. 10. Оп. 3. Д. 996. Л. 60; «Постановление начальника 1-го отделения ДОРКМ НКВД Томской железной дороги Новосибирской области Иванова об освобождении С. И. Кандакова» от 21 января 1940 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 506; «Справка старшего особоуполномоченного ОУР УРКМ Новосибирской области Молчанова по делу С. И. Кандакова» от 5 мая 1940 г. // Там же. С. 505.
3 См. документ № 219 в настоящем издании.
4 Вероятно, это касалось и аннулирования всех приговоров, вынесенных тройками, включая и вынесенные по социальным отклонениям.
5 Особое совещание, очевидно, было завалено делами, направленными на пересмотр. В мае 1939 г. А. Я. Вышинский жаловался, что за одно собрание рассматриваются 200-300 дел и на каждое дело имеется в среднем одна минута. Он требовал пополнения персонала и увеличения продолжительности заседания. Какого рода дела рассматривались, Вышинский не указывает. См.: «Письмо заместителя председателя СНК СССР А. Я. Вышинского наркому внутренних дел СССР Л. П. Берии об установлении нового порядка созыва Особого совещания» от 31 мая 1939 г. // История сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х — первая половина 1950-х годов... Т. 1. С. 334.
8.3. НОВЫЙ ДУХ В ПРОКУРАТУРЕ
В 1939 г. количество протестов достигло таких угрожающих размеров, что прокуратура могла их рассмотреть, только прилагая значительные усилия1. Так, в одной лишь Новосибирской области в спецотдел областной прокуратуры поступило 15 915 жалоб от осужденных внесудебными органами (двойкой, тройкой, Особым совещанием)2. Прокуратура в 1939 г. обработала из них 12 120 жалоб3. В их числе, однако, только 2363 жалобы касались приговоров, вынесенных тройкой4.
Фактически сразу же начался пересмотр 179 приговоров, вынесенных тройками, о чем был проинформирован Первый спецотдел управления НКВД по Новосибирской области5. В 716 случаях прокуратура призвала НКВД провести дополнительные расследования6. Затем на протяжении первых шести месяцев 1940 г. прокуратурой были проверены 1747 приговоров троек, в отношении 402 дел был начат пересмотр, а 850 дел были переданы НКВД для доследования7.
1 В октябре 1940 г. в РСФСР специальная комиссия занималась жалобами на плохую работу прокуратуры. См.: «Заместитель председателя комиссии советского контроля Р. С. Землячка секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю СНК СССР В. М. Молотову о результатах работы по проверке жалоб граждан, поступающих в Прокуратуру РСФСР» от [октябрь] 1940 г. // ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д. 139. Л. 48-50.
2 См.: «Прокурор Новосибирской области Захаров секретарю обкома ВКП(б) Боркову о пересмотре уголовных дел на лиц, осужденных тройкой УНКВД» от 15 сентября 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 497-499. Сколько из них осуждались «кулацкой» или «национальной тройкой» («особой тройкой»), к сожалению, установить не удалось.
3 Там же.
4 Там же.
5 Государственный архив Новосибирской области (далее — ГАНО). Ф. Р-20. Оп. 259. Л. 31.
6 Там же.
7 Там же. В промежутке между январем и 1 ноября 1940 г. в прокуратуру поступило 2247 жалоб по поводу приговоров, вынесенных милицейской тройкой. См.: «Доклад о работе отдела по спецделам Новосибирской области за период с 1 января 1940 г. по 1 ноября 1940 г.» // Там же. Оп. 256. Л. 1-10. См. также: Тепляков А. Персонал и повседневность Новосибирского УНКВД в 1936-1946 гг. ... С. 261-262. Пример реабилитации органами НКВД лица, осужденного тройкой, см. в: Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области. Нижний Новгород, 2003. Т. 4. С. 77. См. также: «Копия постановления в отношении Ядренкина А. О.» от 28 июля 1939 г. //
Давление на НКВД усиливалось в Новосибирской области еще и из-за того, что прокуратура размещалась непосредственно в здании областного управления НКВД1.
В Карелии органы НКВД в 1939-1940 гг. начали пересмотр 407 приговоров троек, при этом в 217 случаях было отказано в изменении приговора, 133 чел. были освобождены из лагерей, а в отношении 57 чел. — сокращены сроки заключения2.
В Киевской области УНКВД с 20 ноября 1938 г. по 20 января 1939 г. отобрало для пересмотра 902 дела3. В целом по Украине прокуратура насчитала за период с 1 января 1939 г. по 1 марта 1940 г. 170 855 жалоб (в республиканские органы — 46 695, в областные прокуратуры 16 областей — 124 160)4. Вслед за тем прокуратура УССР истребовала 1940 следственных дел (4,2 %), а областные прокуратуры соответственно — 28 296 дел (22,8 %)5. В областную прокуратуру до 16 апреля 1940 г. из 28 296 следственных дел поступило только 12 672 (44,8 %), из которых 10 030 дел было проверено6. При этом только в отношении 2390 дел последовал протест прокуратуры7. Это объясняется тем, что кульминация вмешательства прокуратуры в работу органов НКВД уже прошла. Так, если в Киевской области за два месяца 1938 г. было передано 902 дела для кассационного производства, то с 1 января 1939 г. по 1 марта 1940 г. — только 3258. Однако как в отношении Киева, так и Украины в целом неизвестно, сколько жалоб, а затем протестов прокуратуры касались приговоров, вынесенных тройкой.
Российский историк Владимир Иванов сообщает применительно к Ленинградской области об очень малом количестве жалоб от осуж
Боль людская. Книга памяти томичей, репрессированных в 1930-40-е и начале 1950-х годов / Сост. В. Н. Уйманов. Томск, 1999. Т. 5. С. 94-96.
1 См.: «Обзор [прокурора Новосибирской области А. В Захарова] прокурору СССР А. Я. Вышинскому по делам НКВД, прошедшим через облпро-куратуру за ноябрь 1938 г. — февраль 1939 г.» от 17 марта 1939 г. // ГАНО. Ф. Р-20. Оп. 4. Д. 3. Л. 1-10.
2 См.: ЧухинИ. Карелия-1937... С. 130.
3 См. документ № 212 в настоящем издании.
4 Следует отметить, что 31 632 жалобы (25,5 % из 124 160), направленные в адрес областных прокуроров, остались без последствий. При этом 34 220 жалоб (27,6 % из 124 160) передали другим органам, так как они не касались постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г.
5 См. документ № 218 в настоящем издании.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
денных тройкой. Так, до 15 мая 1939 г. в прокуратуру поступили только 852 жалобы, а во 2-й отдел УГБ — около 2001. Такое мизерное количество жалоб в соотношении с 32 714 приговорами, вынесенными тройкой в Ленинградской области, можно объяснить низким уровнем образования осужденных, тем более что в Новосибирской области и Карелии наблюдалось то же явление2.
Следует отметить, что первые спецотделы УНКВД Новосибирской области, Алтайского края и различных областей Украины поручили провести доследование, как того требовала прокуратура, о чем свидетельствуют некоторые дела осужденных тройками. При этом пересмотр затянулся. Так, осужденный тройкой по Алтайскому краю Д. М. Тихонов направил жалобу М. И. Калинину и С. М. Буденному 28 октября 1939 г., а прокуратура СССР передала ее в прокуратуру Алтайского края только 14 декабря3. В свою очередь, прокурор по спецделам Токарев истребовал дело в 1-м спецотделе УНКВД по Алтайскому краю 9 января 1940 г.4 Начальник же этого отдела вынужден был дважды (1 января и 28 марта 1940 г.) обращаться в 1-й спецотдел НКВД СССР за следственным делом5. В результате дело поступило к нему только 7 апреля 1940 г., т. е. прошло уже почти полгода с момента подачи жалобы6.
Следует отметить, что ни НКВД, ни милиция отнюдь не возобновляли судебные дела, несмотря на то что следствие проводилось в упрощенной форме. При этом следственная работа секретных служб и фактический материал (заключения экспертов и вещественные доказательства) не играли никакой роли. Проводились лишь повторные допросы свидетелей или привлекались новые. В некоторых случаях сельсоветы или колхозы предоставили новые справки на осужденных, дела которых пересматривались7.
1 См.: Иванов В. Л. Миссия ордена. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-40-х гг. На материалах Северо-Запада РСФСР. СПб., 1997. С. 233.
2 См. также сводную таблицу в: Юнге М., Бордюгов Г. Л., Биннер Р. Вертикаль большого террора...
3 См.: Следственное дело Тихонова Даниила Марковича и Пашкова Федора Васильевича. [6 августа 1937 г. — 3 сентября 1937 г.] // ОСД УАД Алтайского края. Ф. Р-2. Оп. 7. Д. П 23763. Л. 40-53.