Понимание и реализация корпоративной социальной ответственности
Комплексный подход развивали ученые Л. Престон, Дж. Пост, А. Керолл. Вершина комплексного подхода — трактовка А. Керолла, который дал свое определение КСО.
Под КСО понимается «соответствие деятельности организации экономическим, правовым и дискреционным (филантропическим) ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период времени».
Несколько позже Керолл уточнил свое определение следующим образом: «КСО представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в видепирамиды. Исповедующая КСО фирма должна стремиться получать прибыль, исполнять законы, быть этичной, а также быть хорошим корпоративным гражданином».
Пирамида А. Керолла изображена на рис. 6.3. Лежащая в основании пирамиды Керолла экономическая ответственность подразумевает непосредственную обязанностьорганизации на рынке как производителя товаров и услуг удовлетворять какие-либо потребности потребителей и таким образом
извлекать и свою прибыль.
Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие деятельности компании тем ожиданиям общества, которые зафиксированы в правовых нормах.
Этическая ответственность требует от деловой практики организации соответствия тем ожиданиям общества, которые не оговорены в правовых нормах, но основаны на существующих нормах морали.
Филантропическая или дискреционная ответственность
побуждает фирму к благотворительным действиям, направленным на оказание помощи нуждающимся, в том числе при реализации социальных программ.
Далее А. Керолл, развивая комплексную концепцию, предложил модель КСО, которая включила три измерения:
1) корпоративная социальная ответственность — возможные уровни: экономическая, правовая, этическая, дискреционная;
2) корпоративная социальная восприимчивость — диапазон изменений от реактивной к проактивной: реактивная, оборонительная, адаптивная и проактивная;
3) релевантные общественные проблемы — охрана окружающей среды, безопасность продукта, дискриминация, безопасность рабочих мест, взаимодействие с акционерами т.д.
Продолжила подобное развитие идеи многомерной КСО модель, разработанная С. Вартиком и Ф. Кохреном, сделавшими упор на корпоративную социальную деятельность (КСД). При этом они опирались на трехмерную модель А. Керолла, но каждому измерению Керолла дали свои названия: принципы, процесс, политика.
Модель КСД С. Вартика и Ф. Кохрена приведена в табл. 6.1.
Корпоративная социальная деятельность представляетсобой основополагающую взаимосвязь между принципами социальной ответственности, процессом социальной восприимчивости и политикой, направленной на решение общественных проблем.
Кроме того, авторы данной модели выявили направляющие силы (источники) корпоративной социальной деятельности( в табл. 6.2).
Наиболее законченную форму категория КСД приобрела в работах Д. Вуд и Д. Свансон.
По мнению Вуд, термин «деятельность» подразумевает действия и результаты, а социальная восприимчивость — не один процесс, а совокупность разных процессов.
Корпоративная социальная ответственность дает ответ на вопрос: почему компания должна действовать тем или иным образом?
Корпоративная социальная восприимчивость отвечает на вопрос: как именно действует компания?
Д. Вуд предложила следующую модель корпоративной социальной деятельности (КСД), включающую принципыКСД, процессы КСД и результаты корпоративного поведения.
Принципы КСД
1. Институциональный принцип легитимности: общество обеспечивает бизнесу легитимность и наделяет его властью. В долгосрочной перспективе эту власть теряют те, кто с точки зрения общества, не использует ее ответственно.
2. Организационный принцип публично-правовой ответственности: организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их взаимодействия с обществом.
3. Индивидуальный принцип свободы управленческого выбора: менеджеры являются моральными агентами. В каждой области корпоративной социальной ответственности они обязаны использовать имеющуюся у них свободу выбора для достижения социально-ответственных результатов.