Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности
Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности
КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности.
По данным консалтинговой фирмы CorporateRegister.com, в 2010 г. в мире опубликовано уже около 4000 отчетов в области корпоративной ответственности, что превосходит показатели 2000 г. более, чем в четыре раза.
В академическом сообществе дискуссия по проблемам КСО ведется и отражается в мировой научной литературе начиная с 1950-х годов. За этот период вышло множество монографий и научных статей.
В них описывается множество концепций, ассоциируемых с КСО. Наибольшую известность получили:
• корпоративная социальная восприимчивость;
• корпоративная социальная деятельность;
• этика бизнеса;
• корпоративная филантропия;
• социальные проблемы;
• корпоративная социальная добросовестность;
• корпоративная социальная политика;
• менеджмент заинтересованных сторон (управление стейкхолдерами);
• корпоративное гражданство;
• устойчивое развитие;
• корпоративная устойчивость;
• корпоративная репутация;
• социально-ответственное инвестирование;
• тройная отчетность;
• корпоративная социальная отчетность.
Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они дополняют и развивают друг друга.
В результате логичным этапом стали попытки создания комплексной модели КСО, включающей в себя ранее выработанные концепции в качестве составных элементов, дополняющих друг друга. Эти концепции представлены на рис. 6.1.
Первое определение социальной ответственности в 1953 г. дал Г. Боуен: «Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества».
Определение Боуэна, говоря о поведении бизнесмена или корпорации, желательном для общества, подразумевает наличие общественного договора, согласующего поведение бизнесмена с целями и ценностями общества. Конкретные условия этого договора могут быть различными в разных странах и меняться с течением времени, но договор в целом сохраняется как основной источник легитимности бизнеса, или, другими словами, — общество гарантирует свободу предпринимательства, если предприниматели в своей деятельности учитывают ожидания общества. Ответственной в контексте КСО можно назвать организацию, топ-менеджеры которой в случае возможности выбора между различными по ресурсоемкости (но приемлемыми по прибыльности) управленческими решениями готовы выбрать более ресурсоемкий вариант, если он лучше отвечает ожиданиям собственных сотрудников и общества.
Также понимание социальной ответственности в рамках определения Боуэна предполагает признание общественной роли самого бизнесмена как морального агента, способного не только воспринимать и учитывать ценности общества, но и активно принимать участие в их формировании.
Эти два подразумеваемых условия — общественный договор и моральный агент, определяют источники социальной ответственности.
Принципы КСД
1. Институциональный принцип легитимности: общество обеспечивает бизнесу легитимность и наделяет его властью. В долгосрочной перспективе эту власть теряют те, кто с точки зрения общества, не использует ее ответственно.
2. Организационный принцип публично-правовой ответственности: организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их взаимодействия с обществом.
3. Индивидуальный принцип свободы управленческого выбора: менеджеры являются моральными агентами. В каждой области корпоративной социальной ответственности они обязаны использовать имеющуюся у них свободу выбора для достижения социально-ответственных результатов.
Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности
КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности.
По данным консалтинговой фирмы CorporateRegister.com, в 2010 г. в мире опубликовано уже около 4000 отчетов в области корпоративной ответственности, что превосходит показатели 2000 г. более, чем в четыре раза.
В академическом сообществе дискуссия по проблемам КСО ведется и отражается в мировой научной литературе начиная с 1950-х годов. За этот период вышло множество монографий и научных статей.
В них описывается множество концепций, ассоциируемых с КСО. Наибольшую известность получили:
• корпоративная социальная восприимчивость;
• корпоративная социальная деятельность;
• этика бизнеса;
• корпоративная филантропия;
• социальные проблемы;
• корпоративная социальная добросовестность;
• корпоративная социальная политика;
• менеджмент заинтересованных сторон (управление стейкхолдерами);
• корпоративное гражданство;
• устойчивое развитие;
• корпоративная устойчивость;
• корпоративная репутация;
• социально-ответственное инвестирование;
• тройная отчетность;
• корпоративная социальная отчетность.
Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они дополняют и развивают друг друга.
В результате логичным этапом стали попытки создания комплексной модели КСО, включающей в себя ранее выработанные концепции в качестве составных элементов, дополняющих друг друга. Эти концепции представлены на рис. 6.1.
Первое определение социальной ответственности в 1953 г. дал Г. Боуен: «Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества».
Определение Боуэна, говоря о поведении бизнесмена или корпорации, желательном для общества, подразумевает наличие общественного договора, согласующего поведение бизнесмена с целями и ценностями общества. Конкретные условия этого договора могут быть различными в разных странах и меняться с течением времени, но договор в целом сохраняется как основной источник легитимности бизнеса, или, другими словами, — общество гарантирует свободу предпринимательства, если предприниматели в своей деятельности учитывают ожидания общества. Ответственной в контексте КСО можно назвать организацию, топ-менеджеры которой в случае возможности выбора между различными по ресурсоемкости (но приемлемыми по прибыльности) управленческими решениями готовы выбрать более ресурсоемкий вариант, если он лучше отвечает ожиданиям собственных сотрудников и общества.
Также понимание социальной ответственности в рамках определения Боуэна предполагает признание общественной роли самого бизнесмена как морального агента, способного не только воспринимать и учитывать ценности общества, но и активно принимать участие в их формировании.
Эти два подразумеваемых условия — общественный договор и моральный агент, определяют источники социальной ответственности.