Многочисленность теорий происхождения государства и права
В мире всегда существовало множество теорий, объясняющих происхо-ждение государства и права. Существование их вполне естественно и по-нятно, если иметь в виду, с одной стороны, сложность и многогранность таких явлений, как государство и право. А с другой - гот факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоев, классов, наций, других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства и права. В основе та-ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо-мические, финансовые, политические и иные интересы.
Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними проти-воречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеет-ся в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоре-чий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникнове-ния, становления и развития государства и права.
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. А споры о приро-де государства и права продолжаются и по сей день.
Особая роль в решении вопроса о происхождении государства и права на протяжении истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного про-исхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обще-ству Иакова», - читаем мы в Библии Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
.
Но особенно широко данные идеи распространились на стадии перехо-да многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже ХП-ХШ вв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух ме-чей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй - они вручили государям, для того чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл этой теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной ор-ганизации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет госу-дарства и власти «не от Бога» Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
.
Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко из-вестного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права ана-логичен процессу сотворения Богом мира. Сам «божественный разум'» со-гласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хож-дение поныне. Поныне продолжают существовать и идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства и права, а особенно на закат отдельных государств и правовых систем ре-шающее влияние оказали нравы, мораль. Жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человече-ские черты и страсти вели к гибели государств. «Что послужило главной причиной упадка Римского государства?» - спрашивает, например, рим-ский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в известной своей работе «Заговор Каталины». И отвечает: «Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам» Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
.
После того, пишет Саллюстий, когда трудом и справедливостью воз-росло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген со-перник Римской державы и все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и все перевернула вверх дном. Римляне, ко-торые с легкостью и достоинством переносили лишения, опасности и труд-ности, не выдержали испытания досугом и богатством.
Все сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало ос-новы Римского государства, и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно, играли и играют значительную роль в процессе воз-никновения и развития государства и права. Важную, но не решающую Они являются, скорее, следствием, а не первопричиной. Хотя и выступают иногда, как в случае с Римской империей, на первый план.
Наряду с названными теориями важная роль в решении вопроса о про-исхождении государства и права на протяжении всей истории развития че-ловечества отводилась и другим теориям.