Тема: Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства –это внутренняя структура государства, характеризующая его национально-территориальное деление, которое в свою очередь раскрывает характер взаимоотношений между высшими органами государственной власти и органами власти составных частей государства и их правовое положение.

Форма государственного устройстваотражает:

1). Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

2). В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на:

1). Унитарное – государство, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты, воеводства), не обладающие самостоятельностью и не имеющие статуса государственных образований. В таком государстве создаётся единая централизованная система государственных органов: один парламент, одни президент, одно правительство, единое законодательство, единое гражданство.

Примеры: Украина, Белоруссия, Литва, Китай, Финляндия.

2). Федеративное – государство,которое представляет собой добровольное объединение нескольких суверенных государств. Входящие в состав федерации государственные образования получают статус субъектов федерации (в разных странах они именуются по-разному: штаты, республики, области, земли и т.д.). При этом создаются новые федеральные органы власти, которым федерация передает часть своих властных полномочий, ограничивая тем самым свой внутренний суверенитет.

Примеры: РФ, США, Канада, Мексика, Бразилия.

В основе такого построения государства лежит принцип децентрализации. Компетенция между федерацией и субъектами разграничивается общефедеративной конституцией или договором между центром и субъектами.

3). Конфедеративное –временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения каких-либо определённых целей (экономических, оборонительных и т.д.). Однако при этом новое государство, в отличие от федерации, не создаётся, поэтому субъекты конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. В конфедерации нет единой территории, единой валюты и единого гражданства. Субъекты конфедерации продолжают самостоятельно осуществлять всю полноту власти на своей территории. Общие органы власти могут создаваться для координации деятельности объединённых государств по вопросам, явившимся причиной их объединения. Но при этом принятые ими решения должны быть утверждены высшими органами власти субъектов конфедерации и только после этого вступают в силу на их территории.

Выход из конфедерации возможен по решению любого её субъекта в одностороннем порядке.

Примеры: Содружество Независимых Государств (СНГ);Европейский Союз (ЕС);

Союзное Государство (РФ + Белоруссия).

Конфедерации – это непрочные государственные объединения: они либо распадаются после достижения поставленных целей, либо перерастают в более прочный союз – федерацию.

Особая форма государственного устройства – империя(лат. imperium– власть).Это сложное государство, созданное насильственным путём в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Составные части империи имеют, как правило, неодинаковое положение.

Примеры:

Османская империя (1299-1922 гг.);Британская империя (1497-1949 гг.);Российская империя (1721-1917 гг.);Центральноафриканская империя (1976-1979 гг.).

Тема: Политический режим.

Политический режим– это совокупность приёмов и способов осуществления политической власти, отражающих её содержание и характер. Такие приёмыи способыскладываются под влиянием взаимодействия и противоборства политических сил, а также функционирования всех политических институтов.

Политические режимы подразделяются в зависимости от характера средств и способов, используемых государственной властью.

1). Демократический политический режим.В этом случае государственная власть формируется народом. Народ признаётся её источником, поэтому высшие органы власти (например, парламент) избираются населением и являются институтами представительной демократии.

Выборы носят демократический характер: они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, которое обеспечивает свободу волеизъявления избирателей. Также используются институты прямой (непосредственной) демократии, когда население само принимает те или иные решения, например, путём всенародного голосования в форме референдума (Конституция 1993 г.).

Демократический режимобеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, а также равный доступ всех граждан и их объединений к участию в общественных и государственных делах. При таком режиме существует многопартийность, легальная (законная) оппозиция, инакомыслие не подавляется.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в т.ч. и частной) и рыночные отношения.

2). Антидемократический политический режим.Он характеризуется контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Народ не признаётся источником власти и фактически отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются, фактически ограничиваются и ущемляются.

Различают 2 вида антидемократического политического режима:

а). Тоталитарный режим, при котором государство осуществляет всеобщий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Ограничения существуют и в политической, и в личной жизни граждан.

В экономике преобладает государственная собственность, и государство имеет жёсткое регулирование экономическими отношениями, в т.ч. командными методами. Экономика в основном ориентирована на военную промышленность, т.е. происходит её милитаризация. Любые партии, кроме правящей, как правило, запрещены.

Одним из видов тоталитаризма является фашистский режим, при котором господствует идея превосходства одной расы или нации. Ему свойственна агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель.

б). Авторитарный режим, являющийся промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан. Также ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, и сосредоточением больших властных полномочий в руках главы государства и правительства.

Наши рекомендации