Тема: Теории возникновения государства.

Теория – это учение, являющееся обобщением практики, опыта, вырабатывающее общие научные принципы для объяснения явлений, фактов и воздействия на них в интересах общества[2].

На данный момент в науке существует 8 научно обоснованных теорий возникновения государства.

1). Теологическая теория (Фома Аквинский[3] и др.).Государственная власть происходит от Бога; государство вечно и неизменно, а светская власть вторична и производна от власти церкви.

Пример: Саудовская Аравия.

2).Патриархальная теория (Аристотель[4] и др.). Государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Глава государства (монарх) – это отец всего народа, объединённого в государство, осуществляет власть посредством издания законов, а главы отдельных семей осуществляют не государственную, а родительскую и супружескую власть.

3). Естественно-правовая теория (Томас Гоббс[5], Джон Локк[6], Жан-Жак Руссо[7], Александр Николаевич Радищев[8] и др.). Государству предшествовало естественное состояние человека. Данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, которые согласились объединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Государство возникает лишь после того, как люди получили свои естественные права.

4). Органическая теория (Герберт Спенсер[9] и др.).Общество и государство представляются как организм, и их сущность можно понять исходя из строения этого организма. Важной стороной этой теории Г. Спенсер считает утверждение, что государство образуется одновременно со своими составными частями, т.е. людьми, и будет существовать, пока существует человеческое общество.

5). Теория насилия (Людвиг Гумплович[10], Карл Евгений Дюринг[11], Карл Каутский[12] и др.).Государство возникает в результате насилия и завоевания, а государственная власть основывается на физической силе.

Смысл теории в том, что возникновение частной собственности, социальных классов и государства в целом является результатом внутреннего и внешнего насилия.

Внутреннее насилие – это физическое и экономическое воздействие более сильных социальных классов на менее сильные.

Внешнее насилие – это влияние военных захватчиков на проигравшее войну государство.

6). Психологическая теория (Жан Габриэль Тард[13], Лев Иосифович Петражицкий[14] и др.)состоит в утверждении психологической (т.е. внутренней) потребности каждого человека жить в рамках организованного общества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

Представители этой теории считают, что общество и государство – это следствие психологических закономерностей развития человека.

7). Материалистическая (классовая, марксистская) теория (Карл Маркс[15], Фридрих Энгельс[16], Владимир Ильич Ленин[17] и др.). Государство возникло прежде всего в силу экономических причин: изначально общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем – раскола общества на социальные классы с разными (вплоть до противоположных) интересами.

Как результат этих процессов возникает государство, которое сдерживает противоборство классов с помощью средств подавления и управления, но при этом обеспечивает преимущественно интересы экономически господствующего класса.

8). Договорная теория(Гуго Гроций[18], Бенедикт Спиноза[19], Дени Дидро[20] и др.). Первоначально люди преследовали каждый только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к войне «всех против всех».

В связи с этим возникла потребность в формировании института, защищающего интересы каждого.

Между каждым членом общества и государством заключается общественный договор, согласно которому суверенитет принадлежит народу, а правители государства – это уполномоченные народа.

Тема: Возникновение права.

Основной нормой поведения человека в первобытном обществе был обычай.

Обычай –общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения[21].

Т.е. обычаи регулировали отношения (как межличностные, так и по отношению ко всему обществу) и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека. Они действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также с религиозными догмами.

Они часто облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше.

Все обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. ЛИЧНОСТЬ вне этого общества была ничем.

И, что самое главное, социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали разделение интересов общества и каждого человека отдельно, а также не разделяли прав и обязанностей.

Формированию праваспособствовало имущественное расслоение общества (в истории это переход от родовой общины к соседской).

Представители зарождающегося экономически богатого класса людей были крайне заинтересованы в создании таких норм, которые не только их защищали, но и выражали их частные интересы.

Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения.

Общеобязательные законы устанавливали только богатые люди;

Появлялась всё бóльшая разница между правами и обязанностями бедных и богатых (разница в налогах; разница в наказании за одно и то же правонарушение и т.д.).

Отличие правовых норм от обычаев:

1). Обычаисоздавались всем обществом, а правоформируется либо непосредственно государством, либо с участием социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.д.) и под его контролем.

2). Обычаивыражали общую волю и защищали общественный интерес, аправоизначальноявлялось выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

3). Обычаиносили в основном нефиксированную форму, а правополучило своё внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов и договоров.

4). Обычаиохранялись от нарушений всем обществом, а правообеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационными и экономическими силами всего государства.

Таким образом, право – это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечёт для их участников определённые юридические последствия.

Иными словами, право – это единственный официальный определитель и критерий правомерного и неправомерного, законного или незаконного поведения людей.

Наши рекомендации