Экзаменационный билет № 16
Формы возникновения государства: афинская, римская, германская, восточная и их характеристика.
Наиболее общие закономерности происхождения, возникновения и развития государства связаны, прежде всего, с теми географическими особенностями, в которых жил и развивался конкретный народ, их культурными, религиозными и иными факторами. Географическое положение, религиозные верования, традиции, особенности культуры и природы – все эти факторы обуславливали соответствующие пути и формы образования государств у различных народов. Из всего многообразия государств в современном мире их можно объединить в группы, которым присущи некоторые общие черты.
Древние Афины. Это классическая, или чистая, форма возникновения государства, являвшаяся в значительной мере типичным примером образования государства вообще. Государство здесь возникает вследствие внутренних противоречий, зародившихся внутри родового строя, без влияния каких-либо внешних факторов. Три обстоятельства повлияли при этом на окончательное разложение родового строя. Во-первых, это реформы Драконта, направленные на: а) ограничение самоуправства правящей знати; б) урегулирование уличных распрей и ограничение в связи с этим древнего права кровной мести и в) защиту утверждающейся^частной собственности. Во-вторых, реформы Солона, важнейшей из которых явилось разделение всего населения в зависимости от имущественного положения на три разряда. Тем самым сделана была серьезная попытка подорвать самые основы родового строя. В-третьих, реформы Клисфена (509 г. до н.э.), учредившие взамен родоплеменного деления населения территориальное устройство (раздел всей Аттики на 10 территориальных племен-фил), и последовавшие за этим политические преобразования, которые довершили создание афинского государства.
Древний Рим. На образование государства в Древнем Риме существенное влияние оказала ожесточенная борьба между римской родовой знатью (патрициями) и плебеями (лично свободными людьми, стоящими вне римских родов). Борьба между ними в конечном счете взорвала родовой строй, и на его развалинах возникает уникальное в своем роде государство. До середины VI в. до н.э. плебеи считались чужеродным элементом и, по существу, не обладали политической правоспособностью, а вследствие этого не могли приобрести право собственности на землю. Борьба патрициев и плебеев занимает весь догосударственный период истории Рима. Важным событием в этой связи была реформа Сервия Туллия, шестого римского царя. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ (трибу). Учреждено было 4 городских и 17 сельских триб, состоящих из гентильных и соседских общин, в которых жили как плебеи, так и патриции. Таким образом, Сервий, Туллий перемешал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен. Впоследствии законодательство Рима последовательно закрепляет усиливавшиеся притязания плебеев. В законах XII таблиц закрепляется их правовое положение. Далее римское законодательство признает законность браков плебеев с патрициями (444 г. до н. э.); допускает выбор плебеев в состав жреческих коллегий (300 г. до н.э.) и т.д. Удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества: сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает, и в начале III в. до н.э. Рим предстает сильным и монолитным государством. Таким образом, для античных государств характерно то, что их становление происходило через последовательное разложение родового строя в процессе перехода от коллективной к частной собственности на землю.
Франкское государство. Возникновение государства у франков происходило иначе, чем это было характерно для античных и восточных государств. Существенное значение здесь имел фактор завоевания и подчинения варварскими племенами обширной территории Римской империи. Завоевание ускорило, стимулировало государствообразующие процессы, способствовало возникновению государства.
Образование государства у франков - восточно-германских племен, среди которых более всего выделялись салические франки, совпадает с распадом родоплеменного строя и зарождением феодальных отношений. Этот фактор, а также потребность держать в повиновении население огромных территорий Галлии обусловили то, что на смену учреждениям родоплеменного строя приходят новые институты власти. Военный вождь уступает место королю и лично преданной ему дружине. Формируется новая публичная власть, возникает государство. Охватывавшее территорию почти всей Западной Европы, Франкское государство к середине IX в. распадается на три королевства - западно-франкское (Франция), восточно-франкское (Германия) и срединное (Италия).
Восточный, или азиатский, путь возникновения государства представлял собой постепенный переход первобытно-родового строя в общество с государственной организацией. Причинами этого процесса явились: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ для развития поливного земледелия; необходимость объединения в этой связи больших масс людей и территорий и, соответственно, учреждение единого, централизованного руководства этими массами.
Общим для всех восточных государств являлось: господство государственной и общественной собственности на основные средства производства, в особенности на землю, вследствие чего разделение общества производилось не по признаку наличия или отсутствия собственности (как это было характерно для Европы), а по занимаемому социальным субъектом положению в иерархической государственной системе; наличие мощного чиновничьего аппарата, который фактически и являлся собственником средств производства; строгая централизация'государственного аппарата, во главе которого находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и являющийся воплощением Бога на земле. Таким образом, отсутствие на Востоке неотъемлемого элемента западной системы - понятия частной собственности, земельной прежде всего, составляет главное отличие государств восточной цивилизации.
Правоспособность: понятие, содержание, виды.
Правоспособность – это признаваемая государством общая возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем.
У людей правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью.
Правоспособность лица никто не может ограничить, и никто не может быть ее лишен. Правоспособность признается априори как безусловная и бесспорная аксиома – нечто само собой разумеющееся.
Правоспособность может быть полная и ограниченная. Полная правоспособность есть способность иметь все доступные лицу в данном обществе права, как частные, так и публичные. Огранигенная правоспособность есть неспособность к обладанию правами в определенной сфере. Например, при старом порядке ограничена была правоспособность женщин и иностранцев. Ограничения правоспособности возможны вследствие причин: 1) естественных (неполнолетие, дефектная психика); 2) социальных (принадлежность к неполноправному классу или к иностранному гражданству либо осуждение уголовным судом) и 3) несовместимость одних правоотношений с другими, например, свидетель не может быть обвинителем и защитником.