Признаки права, его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.
Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права. Формирование права шло несколькими путями. Во – первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы. Во – вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.
Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:
1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.
2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.
3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.
4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.
12. Многообразие теорий происхождения государства и права.
- теологическая – настаивает на божественном происхождении государства, ее смысл заключается в возвышении власти церкви над государством, исходя из мысли о том, что нет государства и власти не от Бога. Эту теории разрабатывал в 12 веке Фома Аквинский.
-патриархальная-основоположником этой теории является Аристотель, который считал, что разрастание первобытной семьи в род, общину, племя приводит к образованию государства, где власть отца (вождя) становится властью монарха. (сторонник теории Р. Фильмер)
- договорная – возникла на рубеже 17-18 веков. Авторы: Дж Локк, Руссо, Гоббс, Радищев. Эта теория исходит из того, что государство является продуктом сознательного объединения людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, которое должно защищать их и регулировать отношения между ними. Этот договор создавал гос-во, устанавливал политическую систему и определял компетенцию государства.
- органическая – считает, что государство является результатом органической эволюции. Г. Спенсер и Вормс считали, что человечество является результатом эволюции животного мира, следовательно, и государство есть биологический продукт, как и любой живой организм, оно рождается, развивается, стареет и гибнет.
-психологическая – государство возникает в силу свойственных человеку правовых переживаний, стремления подчиняться и стремления подчинять.
- теория насилия- Авторы: Дюринг, Каутский. Государство возникает вследствие захвата или завоевания одного народа другим.
- материалистическая теория – государство возникает прежде всего в силу экономических причин, а именно общественного разделения труда, появления собственности и классового разделения общины.
- патримониальная – Автор: Галлер. Государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть распространяется на проживающих на ней людей.
- ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.