Понятиегосударственной гражданской службы.

Государственная служба — это «служение» на благо государства — по значению, и профессиональная деятельность работников государственных организаций — по определению.[1]

Государственные служащие — сотрудники госслужб, реализующие политику государства в управлении, охране и поддержании правопорядка в стране, иными словами, граждане, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы в соответствии со служебным контрактом. По источникам финансирования госслужащие делятся на 2 категории: федеральные госслужащие (получают денежное содержание из федерального бюджета) и госслужащие субъекта РФ (финансируются из бюджета соответствующего субъекта РФ).

Примерами государственных органов в России можно назвать: Правительство РФ, Администрацию Президента России, Совет Федерации, Государственную думу, МЧС, Вооруженные силы РФ, налоговые инспекции, полицию, органы исполнительной власти, суды, органы муниципального самоуправления.

Принципы работы в государственной системе четко определены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».[2]

Принципами гражданской службы являются:

-первостепенное значение прав и свобод человека и гражданина;

-единство организационных и правовых основ гражданских служб Российской Федерации всех уровней от федерального до муниципального;

-равный доступ граждан к госслужбе и равные условия ее прохождения, независимо от пола, национальности, религиозных убеждений, места жительства, имущественного и должностного положения; имеют значение владение государственным языком Российской Федерации и профессиональные и деловые качества кандидата;

-компетентность и профессионализм служащих;

-стабильность в работе госорганов;

-доступность информации о гражданской службе;

-защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность;

-взаимодействие с гражданами и общественными объединениями.

Какие права, обязанности и ограничения накладывает госслужба. Закон раскрывает как основные, так и дополнительные права, и гарантии для госслужащих. Основные гарантии соответствуют общероссийским условиям труда:

-своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

-оплата отпусков — основного и дополнительного;

-оплата больничных;

-медицинское и пенсионное страхование;

-отдых в выходные и нерабочие праздничные дни;

-возмещение расходов при служебных командировках, переезде в другую местность при переводе с предоставлением служебного жилья.

Дополнительные права предоставляют возможность:

-предложения иной должности при сокращении;

-получения единовременной разовой субсидии на приобретение жилья;

-транспортного обслуживания либо компенсации расходов на использование личного автомобиля в зависимости от категории должности;

-дополнительного профессионального образования с сохранением места работы и денежного содержания.

В статье 15 Закона перечислены основные обязанности госслужащего (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации")[3]:

-соблюдение законодательства РФ,

-служебного распорядка,

-добросовестное исполнение должностных обязанностей по регламенту,

-правомерных поручений руководителей,

-поддержание уровня квалификации,

-хранение гостайны,

-бережное отношение к госимуществу.

А также работник госструктур должен предотвращать конфликт интересов, соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные законами РФ.

А 17 Статья Закона приводит список действий, несовместимых с работой по госконтракту (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[4]:

-работать на выборной должности;

-заниматься предпринимательской деятельностью;

-приобретать ценные бумаги;

-представлять интересы третьих лиц в госоргане;

-получать подарки, связанные с исполнением должностных обязанностей;

-выезжать за пределы РФ (кроме служебных командировок);

-использовать в личных целях госимущество;

-разглашать служебную информацию;

-публично высказываться о деятельности своего департамента и его руководителя.

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет, что госслужащие — люди, работающие в органах законодательной, исполнительной или судебной власти. Военнослужащие, полиция, депутаты всех уровней, президент в их число не входят. Полный перечень профессий, подпадающих в число слуг государства можно посмотреть в специальном реестре должностей.

Время работы госслужащих рассчитывают по Федеральному закону от 27.07.2004 N 79 (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Общий срок работы в органах федеральной или местной власти необходим для начисления надбавок, рассчета продолжительности отпуска, размеров, сроков, величины пенсии. Что входит в стаж гражданской государственной службы, определяют:

  • Федеральные законы: «О системе госслужбы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58[5], «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79[6], «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166[7];
  • Указ Президента РФ: «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации…» от 19.11.2007 № 1532.[8]

Не так давно достоверно можно было говорить о том, что государственная служба реформируется согласно с планом четырёхлетних федеральных программ, утверждающих главой России. На данный момент ключевые задания всех реформ достигнуты: сформирована обновлённая нормативно-правовая основа госслужбы, внедрены требуемые институты. Пришла очередь и к следующему этапу – настроить и правильно отрегулировать созданную систему.

На фоне указанной стратегической работы, проходила обязательная корректировка действующего законодательства страны. К примеру, в период с 2017–2018 года в существующий закон, касательного поднятого вопроса, внесли ряд принципиальных доработок: появились новые ограничения для служащих в указанной сфере, а также уточнён вопрос прохождения испытательного срока.

На данный момент Государственная дума рассматривает законопроект, задача которого заключается в регулировке продолжительности отпуска. В частности, депутаты хотят установить одинаковые границы основного отпуска, вне зависимости от должности каждого представителя госслужбы – 30 календарных дней. Cледует также позаботиться об установлении соотношения продолжительности отпуска за выслугу лет и стажа гражданской службы: при стаже более 1 года – дополнительный день, больше 5 лет – 5 дней, 10 лет – 7 дней, 15 дней – 10 дней.

Ещё один не менее важный законопроект – поэтапное повышение пенсионного возраста служащих госслужбы. В отношении мужчин до 65 лет, тогда как женщинам – 60 лет. Кстати, его приняли в первом чтение ещё в декабре 2015 года. Очередная законодательная инициатива: необходимость проведения квалификационных требований ко всем должностям в сфере государственной службы с законом об образовании. Обозначенные предложения должны периодически вносятся с учётом демографической ситуации в стране, а также предполагают, что на службе останутся лишь опытные специалисты и профессионалы своего дела.

Главным приоритетом кадровой политики считается необходимость формирования профессионально подготовленного состава работников. С этой точки зрения, наибольшей актуальностью обзаводятся адаптационные и аттестационные программы для лиц, претендующих занять должность госслужащего. Сюда же можно отнести стажёрские программы и наставническую форму обучения. На территории субъектов России проводятся конкурсы за возможность получить звание «Лучший государственный служащий».

Наши рекомендации