Классификация юридической техники
1. Техника изложения воли законодателя– юридическая техника, которая предполагает при создании, оформлении и упорядочении юридических актов соблюдение следующих правил:
1) синтаксических– это такие правила, в которых исходной единицей текста является предложение, способное выразить законченную мысль;
2) стилистических– это правила, предполагающие наличие в тексте нормативного правового акта простого стиля, четких и кратких формулировок, устойчивых словосочетаний и уместного использования обязываний, дозволений, запретов;
3) лингвистических– это правила, которые предполагают, что язык и стиль в юридических актах не должны отличаться друг от друга, так как им присущи директивность и официальность стиля;
4) терминологических– это правила, предполагающие использование при изложении правовых предписаний общеупотребительных, специальных технических и специальных юридических терминов, которые должны быть ясными, общепризнанными, однозначными, устойчивыми, точными, обладающими адекватным выражением и ограниченной смысловой специализацией.
Средства изложения воли законодателя:
1) нормативное построение, т. е. организация правовых предписаний по структуре и употребление их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и иных норм права);
2) юридические конструкции, т. е. представление правового материала в виде типовых моделей, схем (состав преступления, трудовой договор и т. д.);
3) отраслевая типизация, т. е. использование при изложении правовых предписаний конструкций, нормативных построений и терминологии конкретной отрасли права.
Приемы изложения правовых предписаний:
1) абстрактный;
2) казуистический;
3) прямой;
4) ссылочный;
5) бланкетный.
2. Техника документального оформления– структурная организация юридического текста и его оформление посредством официальных реквизитов в виде логически связанных абзацев, частей статьи, статей, параграфов, глав, разделов и частей.
Официальный характер юридическому акту придают такие реквизиты, как:
1) наименование акта;
2) заглавие акта;
3) даты принятия и введения в действие;
4) порядковый номер;
5) подписи;
6) печати.
3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта:
1) правотворческая;
2) правоприменительная;
3) интерпретационная.
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Предмет правового регулирования– совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли.
Требования к предмету правового регулирования:
1) устойчивость;
2) типичность;
3) наличие характера повторяемости событий и действий;
4) способность воспринимать правовые требования;
5) возможность правового контроля со стороны государства и общества;
6) заинтересованность государства в правовом регулировании.
Структура предмета правового регулирования:
1) субъекты общественных отношений;
2) содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов);
3) объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей;
4) социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства.
Метод правового регулирования– совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения.
Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:
1) общее взаимоположение субъектов;
2) порядок возникновения прав и обязанностей;
3) степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений;
4) способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений.
Виды методов правового регулирования:
1) императивный,который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений;
2) диспозитивный,предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;
3) метод дозволений, обязываний и запретов,который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений;
4) субординационный,который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих;
5) поощрительный,который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера;
6) метод автономии и равенства сторон,подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений;
7) рекомендательный,направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов;
8) иные методы правового регулирования.
ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Признаки публичного права:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;
2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;
3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;
4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.
К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:
1) конституционное;
2) административное;
3) уголовное;
4) финансовое;
5) земельное;
6) уголовно–исполнительное;
7) уголовно–процессуальное и др.
Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.
Признаки:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;
2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;
3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;
4) объединение нескольких отраслей права.
К частному праву относятся следующие отрасли права:
1) гражданское;
2) семейное;
3) трудовое и др.;
Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:
1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;
2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;
3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;
4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:
1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;
2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;
3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.
Система нормативных актов– это совокупность правовых актов, которые характеризуются согласованностью, иерархичностью и дифференциацией по отраслям и институтам права.
Система нормативных актов в РФ включает в себя:
1) правовые акты общефедеральных органов;
2) акты субъектов РФ;
3) акты местного самоуправления;
4) акты прямого народного волеизъявления.
Классификация в системе нормативных актов:
1) в зависимости от субъекта правотворчества:
а) нормативные акты законодательных (представительных) органов;
б) нормативные акты исполнительных органов;
в) нормативные акты правоохранительных органов;
г) нормативные акты контрольно–надзорных органов и т. д.;
2) в зависимости от сферы действия:
а) общефедеральные;
б) акты субъектов РФ;
в) акты органов местного самоуправления;
3) в зависимости от срока действия:
а) акты неопределенно длительного действия;
б) временные акты;
4) в зависимости от способов установления государством:
а) принимаемые;
б) санкционированные;
в) признанные;
5) по юридической силе:
а) законы;
б) подзаконные нормативные акты.
Отличия нормативного правового акта от акта применения права:
1) нормативный правовой акт носит общий характер, а акт применения права – индивидуальный;
2) нормативный правовой акт регулирует определенный вид общественных отношений, а акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;
3) нормативный правовой акт применяется неоднократно, а акт применения права – однократно, так как носит разовый характер;
4) нормативный правовой акт не персонифицирован, он ориентирован на неопределенное количество лиц, которые оказались в типичных жизненных ситуациях, а акт применения права ориентирован на конкретных лиц, так как направлен на разрешение конкретной ситуации;
5) нормативный правовой акт является нормативной основой правового регулирования и устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права, а акт применения права реализует эти нормы, проводя общеобязательные нормативные предписания в сферу конкретных жизненных ситуаций;
6) нормативный правовой акт действует до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права прекращает свое действие после непосредственной реализации;
7) нормативный правовой акт устанавливает правовые предписания, а акт применения права только применяет содержащуюся в нем норму права.