Правовая культура: понятие, структура, функции

Правовая культура – качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с существованием права в обществе. Это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики. Речь идет о юридическом опыте и практике народа в конкретный исторический период.
Структура правовой культуры . Она складывается из качественной оценки следующих институтов:

Позитивное право (действующее законодательство)
Источник права
Правоотношения
Законность и порядок
Реализация (применение) права
Государственный аппарат – его структура, практическая деятельность
Индивидуально-правовые акты
Правосознание
Юридическая наука, литература, образование и пр.
Еще раз отмечу, что правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние.
Уровни правовой культуры:
Индивидуальный – на уровне отдельной личности – знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защитить

Корпоративный – на уровне социального объединения, коллектива
Общий – на уровне общества в целом
Общечеловеческий – правовая культура человеческой цивилизации в мировом масштабе
Виды правовой культуры:
Обыденная, массовая правовая культура, основанная на здравом смысле и жизненном опыте
Профессионально-юридическая правовая культура, вытекающая из специального образования и юридической практики
Доктринальная (научная) правовая культура ученых-правоведов, базирующаяся на систематизированном научном знании

Функции правовой культуры:

- познавательно-преобразовательную,

праворегулятивную,

ценностно-нормативную,

правосоциализаторскую, коммуникативную.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.

Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Характер правового воспитания системный.

Основные элементы правового воспитания:

1) субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;

2) объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;

3) содержание воспитания– передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.;

4) методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:

а) убеждение;

б) принуждение;

в) личный пример;

г) поощрение;

д) наказание и т. д.;

5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:

1) правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;

2) правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);

3) правовое просвещение;

4) юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.;

5) самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.

Виды форм правового воспитания:

1) письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.;

2) устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ ПРАВА И ИСТОЧНИКА ПРАВА

Форма права– совокупность определенных способов закрепления и внешнего выражения правовых норм.

Стороны формы права:

1) внутренняя– структура и система норм права в виде институтов и отраслей права;

2) внешняя– совокупность юридических источников, которые внешне формально закрепляют правовые явления.

Признаки форм права:

1) фиксирование и закрепление права;

2) источник правовой информации;

3) организация содержания права;

4) наличие официальных реквизитов и т. д.

Основные виды форм права:

1) правовой обычай– санкционированное государством обычное правило поведения, которое сложилось исторически ранее и вошло в привычку в результате длительного использования и повторения определенных действий;

2) правовой прецедент– это решение уполномоченного государственного (судебного) органа по определенному юридическому делу, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных дел;

3) нормативный договор– добровольно заключенный договор, который выражает общность интересов сторон, имеет нормативное содержание и влечет взаимную ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора;

4) правовая доктрина– принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных;

5) нормативный правовой акт– официальный, властно–волевой акт–документ компетентного государственного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит нормы права.

Виды актов:

а) в зависимости от субъектов правотворческой деятельности:

– акты, принятые на референдуме;

– акты государственных органов;

– акты иных социальных организаций;

– совместные нормативно–правовые акты;

б) по срокам действия:

– акты неопределенно–длительного воздействия;

– временные акты;

в) в зависимости от сферы действия:

– общефедеральные;

– нормативные акты административно–территориальных единиц;

– акты органов местного самоуправления;

– локальные акты;

г) по юридической силе:

– законы;

– подзаконные акты.

Источники права– внешняя форма выражения правовых норм.

Виды правовых источников:

1) материальные;

2) идеальные;

3) юридические;

4) объективные;

5) субъективные;

6) главные;

7) второстепенные (дополнительные).

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта:

1) норма права – это установленное государством правило поведения, а статья нормативного акта – это часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права;

2) норма права и статья нормативного акта соотносятся как форма и содержание, так как в одной статье нормативного акта могут содержаться как одна норма права, так и несколько норм права, либо одна норма права может содержаться в нескольких статьях;

3) норма права – это правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативного акта – это средство выражения правовой нормы, основным структурным элементом которого выступает статья;

4) норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права;

5) закрепление в статье нормативного акта одного структурного элемента нормы права, а остальные элементы – в другой статье нормативного акта либо в других нормативных актах.

Способы изложения правовых норм в нормативных актах:

1) прямой(простой, комплектным) – способ изложения норм права, при котором норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта, так как в статье нормативного акта прямо изложены все элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) правовой нормы;

2) отсылочный– способ изложения норм права, при котором в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится прямая отсылка к другой конкретно указанной статье этого же нормативно акта либо конкретному нормативному акту, в которых содержатся недостающие элементы либо более детально раскрыто их содержимое;

3) бланкетный– способ изложения норм права, при котором в статье нормативного акта предполагаемые нормы права упоминаются, но их содержание не приводится, а отсылка к ним дается не в конкретной статье нормативного акта, а в иных нормах либо определенных нормативных актах, так как недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права, содержащиеся в других нормативных правовых актах;

4) абстрактный– способ изложения, при котором нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками;

5) казуистический (казуальный)– способ изложения норм права, при котором указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях нормативного акта. С помощью этого способа в статьях нормативного акта подробно описываются права, обязанности, меры наказания либо иные правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений.

Наши рекомендации