I. Государственное строительство
К ЕДИНСТВУ В ДЕЙСТВИИ
Основа единой программы национально и социально ориентированных сил
КПРФ + ПДС НПСР
(http://pdsnpsr.ru)
I. Государственное строительство
Преамбула
Цель и смысл всех предлагаемых изменений – восстановление ответственного перед народом эффективного государственного управления, нацеленного на развитие страны и пресечение препятствующих ему паразитизма, произвола, бесконтрольности и безнаказанности власти и круга к ней приближенных. По существу, речь о законной и легальной, но революции – анти-паразитической, анти-олигархической и анти-бюрократической.
Данные основы единой позиции могут не в полной мере отражать все разнообразие взглядов участников переговорного процесса на необходимое в перспективе государственное устройство России (есть различия во взглядах на федерализм, президентскую или парламентскую модели и т.п. – это предмет детального обсуждения в будущем Конституционном Собрании), но является ответом на сегодняшние и ближайшие ожидаемые вызовы и результатом согласия на данном этапе широкого спектра социально и национально ориентированных политических сил.
Документ принят за основу, и дальнейшая его доработка предполагается после выдвижения единого кандидата в президенты России – с учетом личности и акцентов выдвигаемого кандидата. Документ структурирован не в соответствии с порядком положений действующей Конституции и не является проектом новой Конституции (должна разрабатываться Конституционным Собранием), но построен как структурированный перечень основных положений, принципиально отличающих позицию социально и национально ориентированных сил (КПРФ и ПДС НПСР) от положений действующей Конституции и практики управления государством ныне действующей властью.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Подготовка и принятие Конституционного закона о Конституционном Собрании – органе, уполномоченном разработать новую Конституцию.
2. Общенациональный референдум. Не просто расширение права народа на референдум, но и трактовка действующей конституционной нормы (а затем и ее корректировка в новой Конституции): «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы», и лишь затем – свободные выборы. Должен быть установлен перечень вопросов (начиная с принятия новой Конституции и уступки части суверенитета государства межгосударственным объединениям), решения по которым может приниматься исключительно по результатам общенационального референдума. Всякая попытка ограничения перечня вопросов, которые можно выносить на референдум, препятствования организации и проведению общенационального референдума – приравнивать к попытке узурпации власти и измене Родине (народу).
3. Президент. Чтобы государство не разлагалось по пословице «Рыба гниет с головы»: Президент – не абстрактный и безответственный «гарант Конституции», но ответственное перед народом высшее должностное лицо государства – подконтрольное, подотчетное и наказуемое. Президент – не исключение: на него, как и на любое должностное лицо, распространяется право парламента на парламентское расследование, причем, с правом его инициирования меньшинством — 20% депутатов каждой из палат парламента, а также с безусловной обязанностью Президента отвечать на вопросы парламентской комиссии по расследованию, при уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Реализуемая процедура импичмента – должна быть не сложнее, чем процедура уступки части суверенитета России (территории, вступления в межгосударственные объединения и т.п.). Гарантированная сменяемость власти – пост Президента занимать не более двух сроков по 4 года за всю жизнь.
4. Правительство. Отказ от лицемерной схемы «добрый царь, но злые бояре». Президент – глава исполнительной власти, глава правительства, без «мальчика для битья» в лице отдельного председателя правительства — как на деле лишь «зама по хозяйству». Формирование Правительства под непосредственным руководством Президента с публичным обсуждением каждой кандидатуры в Думе, с публичным объяснением Президентом оснований для назначения министра вопреки мнению Думы – при полной личной ответственности Президента за действия министра, назначенного им вопреки мнению Думы. И никаких «государственных услуг» гражданам со стороны исполнительной власти — только функции, полномочия и ответственность.
5. Суд. Для восстановления системы народовластия и народного представительства ключевая проблема – безнаказанность фальсификаций на выборах. Отсюда: судебная система — первый приоритет. Ключевое звено: суд присяжных – радикальное расширение компетенции, снятие ограничений; в том числе, распространение компетенции на споры о незаконных действиях и фальсификациях на выборах и референдумах. Пресечение произвола с протоколами судебных заседаний – полная аудио и видео регистрация и точное стенографирование (расшифровка) – обязательное приложение к протоколам этих основных первичных документов судебного слушания, право на замечания и дополнения сторон к протоколам. Пресечение манипулирования списками коллегий присяжных заседателей и радикальное расширение количества составов преступлений, по которым подсудимый вправе выбрать суд присяжных. Ограничение практики и даже теоретической возможности засекречивания судебных процессов – жесткое требование засекречивания исключительно того, что действительно представляет гостайну; но с оформлением как секретного приложения к несекретному судебному делу; введение уголовной ответственности за незаконное и, соответственно, необоснованное засекречивание материалов судебных дел, а также за незаконное ограничение допуска к ним (ДСП).
6. Дума. Расширение компетенции (прежде всего, полноценная контрольная функция) и свобода воли Парламента как собрания народных представителей. Роспуск Думы – исключительно при невозможности сформировать коалицию большинства. При иных неразрешимых конфликтах с Президентом, по инициативе Президента – исключительно перевыборы одновременно и Думы, и Президента.
7. Независимый контроль за властью. Возврат к исходной конституционной процедуре (без участия Президента) формирования руководства Счетной палаты и ее роли как высшего независимого контрольного органа, контролирующего не второстепенные (по сравнению с властью) предприятия и организации, но непосредственно высшую власть, работающего публично и представляющего всю информацию по результатам контроля Парламенту и напрямую обществу.
8. Совет Федерации. Формирование СФ как полноценной верхней палаты Парламента (без включения представителей исполнительной власти) из числа реальных региональных лидеров по двухмандатной системе – как формировался в 1993-м году первый выборный Совет Федерации.
9. Суверенитет. Никакого приоритета в России международных договоров над национальным законодательством. Вместо этого:
- обязательность лишь ратифицированных международных договоров, но не выше Конституции и конституционных законов и исключительно на взаимной с партнером основе (не допускающей, например, односторонних «санкций» Запада против России, при сохранении иных наших обязательств);
- исключение «общепризнанных принципов и норм международного права» — только закрытый перечень признанных Россией путем ратификации соответствующих конвенций;
- категорический конституционный запрет на передачу без общенационального референдума каких-либо территорий, включая акваторию моря, иным государствам а также запрет на какое-либо «совместное освоение» территорий с государствами, претендующими на эти территории – актуально для Южных Курил;
- конституционный запрет на вывод из под полной юрисдикции России каких-либо территорий страны, а также спорных вопросов по земле, природным ресурсам и недвижимому имуществу на территории России; пресечение ТОРов – как покушения (под предлогом интересов развития) на полноту юрисдикции и действия законов России.
10. Выборы. Ключевой вопрос – финансирование избирательных кампаний и управление СМИ – выведение партий и кандидатов (депутатов) из зависимости от банковско-финансовых структур и «административного ресурса». Гарантирование равных условий достаточного для ведения избирательной кампании доступа к массовым СМИ партиям и кандидатам, при уголовном преследовании за использование средств и ресурсов корпораций и скрытых источников финансирования, приоритет государственного (равного для всех) финансирования избирательных кампаний. Снятие необоснованных искусственных ограничений на участие в выборах («муниципальный фильтр» и т.п.). Обеспечение подлинной независимости ЦИК от президента, правительства и парламентского большинства. Обязательность публичных дебатов для кандидатов — участников выборов, при уголовном преследовании (судом присяжных) за дачу ложных показаний на дебатах.
11. Федерализм. Возврат субъектам Федерации полных прав на самостоятельное (в рамках единых конституционных требований) формирование своей системы власти, полномочий и налоговых источников финансирования, без принуждения к массовому обращению к «центру» за помощью.
12. Местное самоуправление. Формирование полноценной системы местного самоуправления, с собственными источниками финансирования полномочий, при тотальном пресечении всей мощью государства криминализации этой сферы. Законодательно закрепленное поощрение производственной и потребительской кооперации на местном уровне и традиций солидарной экономической деятельности (кооперация, артели и т.п.). Пресечение какой-либо приватизации общественного пространства.
13. Пресечение конфликта интересов и клановости. Каждый случай назначения близкого родственника высокопоставленного политика и госчиновника на высокую и высоко оплачиваемую должность (вице-президент госкорпорации, банка и т.п.) – предмет публичного рассмотрения в парламентской комиссии по расследованию, с правом инициирования уголовного расследования и передачи дела на рассмотрение суда присяжных.
14. Отмена (корректировка) 282-й («русской») статьи УК РФ – законодательное закрепление невозможности и недопустимости осуждения по ней за критику власти и государственного устройства, а также за пропаганду национальных движений, в поддержку и защиту прав представителей различных национальностей, в том числе, прав русских и русского народа.
15. Суверенному государству – национально ориентированное экономическое регулирование. Экономические регуляторы – исключительно органы государственной власти. Никаких «учреждений с особым статусом», «саморегулируемых организаций» и т.п. Суверенная финансовая система под управлением ответственного Центрального банка как органа государственной власти, вписанного в систему исполнительной власти и нацеленного на реализацию государственной стратегии экономического развития.
II. Созидательная экономика
III. ОБЩЕСТВО
ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ
1. НЕ нынешнее потворствование только приближенным к власти хозяевам агрохолдингов, но стимулирование всего производства качественных сельхозпродуктов и продуктов питания. Гарантирование сбыта (в т.ч. закупки продукции сельхозпроизводства государством по фиксированным ценам с регулируемой рентабельностью производства) всей сельхозпродукции по долгосрочным программам развития сельского хозяйства.
2. НЕ нынешнее потворствование фальсификации продуктов питания, но возврат к системе ГОСТов на продукты питания (аналогично действующим в Белоруссии).
3. Жесткая уголовная ответственность за фальсификацию продуктов питания (включая добавление в продукцию животноводства пальмового масла и т.п.), а также за фальсификацию лекарственных средств.
К ЕДИНСТВУ В ДЕЙСТВИИ
Основа единой программы национально и социально ориентированных сил
КПРФ + ПДС НПСР
(http://pdsnpsr.ru)
I. Государственное строительство
Преамбула
Цель и смысл всех предлагаемых изменений – восстановление ответственного перед народом эффективного государственного управления, нацеленного на развитие страны и пресечение препятствующих ему паразитизма, произвола, бесконтрольности и безнаказанности власти и круга к ней приближенных. По существу, речь о законной и легальной, но революции – анти-паразитической, анти-олигархической и анти-бюрократической.
Данные основы единой позиции могут не в полной мере отражать все разнообразие взглядов участников переговорного процесса на необходимое в перспективе государственное устройство России (есть различия во взглядах на федерализм, президентскую или парламентскую модели и т.п. – это предмет детального обсуждения в будущем Конституционном Собрании), но является ответом на сегодняшние и ближайшие ожидаемые вызовы и результатом согласия на данном этапе широкого спектра социально и национально ориентированных политических сил.
Документ принят за основу, и дальнейшая его доработка предполагается после выдвижения единого кандидата в президенты России – с учетом личности и акцентов выдвигаемого кандидата. Документ структурирован не в соответствии с порядком положений действующей Конституции и не является проектом новой Конституции (должна разрабатываться Конституционным Собранием), но построен как структурированный перечень основных положений, принципиально отличающих позицию социально и национально ориентированных сил (КПРФ и ПДС НПСР) от положений действующей Конституции и практики управления государством ныне действующей властью.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Подготовка и принятие Конституционного закона о Конституционном Собрании – органе, уполномоченном разработать новую Конституцию.
2. Общенациональный референдум. Не просто расширение права народа на референдум, но и трактовка действующей конституционной нормы (а затем и ее корректировка в новой Конституции): «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы», и лишь затем – свободные выборы. Должен быть установлен перечень вопросов (начиная с принятия новой Конституции и уступки части суверенитета государства межгосударственным объединениям), решения по которым может приниматься исключительно по результатам общенационального референдума. Всякая попытка ограничения перечня вопросов, которые можно выносить на референдум, препятствования организации и проведению общенационального референдума – приравнивать к попытке узурпации власти и измене Родине (народу).
3. Президент. Чтобы государство не разлагалось по пословице «Рыба гниет с головы»: Президент – не абстрактный и безответственный «гарант Конституции», но ответственное перед народом высшее должностное лицо государства – подконтрольное, подотчетное и наказуемое. Президент – не исключение: на него, как и на любое должностное лицо, распространяется право парламента на парламентское расследование, причем, с правом его инициирования меньшинством — 20% депутатов каждой из палат парламента, а также с безусловной обязанностью Президента отвечать на вопросы парламентской комиссии по расследованию, при уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Реализуемая процедура импичмента – должна быть не сложнее, чем процедура уступки части суверенитета России (территории, вступления в межгосударственные объединения и т.п.). Гарантированная сменяемость власти – пост Президента занимать не более двух сроков по 4 года за всю жизнь.
4. Правительство. Отказ от лицемерной схемы «добрый царь, но злые бояре». Президент – глава исполнительной власти, глава правительства, без «мальчика для битья» в лице отдельного председателя правительства — как на деле лишь «зама по хозяйству». Формирование Правительства под непосредственным руководством Президента с публичным обсуждением каждой кандидатуры в Думе, с публичным объяснением Президентом оснований для назначения министра вопреки мнению Думы – при полной личной ответственности Президента за действия министра, назначенного им вопреки мнению Думы. И никаких «государственных услуг» гражданам со стороны исполнительной власти — только функции, полномочия и ответственность.
5. Суд. Для восстановления системы народовластия и народного представительства ключевая проблема – безнаказанность фальсификаций на выборах. Отсюда: судебная система — первый приоритет. Ключевое звено: суд присяжных – радикальное расширение компетенции, снятие ограничений; в том числе, распространение компетенции на споры о незаконных действиях и фальсификациях на выборах и референдумах. Пресечение произвола с протоколами судебных заседаний – полная аудио и видео регистрация и точное стенографирование (расшифровка) – обязательное приложение к протоколам этих основных первичных документов судебного слушания, право на замечания и дополнения сторон к протоколам. Пресечение манипулирования списками коллегий присяжных заседателей и радикальное расширение количества составов преступлений, по которым подсудимый вправе выбрать суд присяжных. Ограничение практики и даже теоретической возможности засекречивания судебных процессов – жесткое требование засекречивания исключительно того, что действительно представляет гостайну; но с оформлением как секретного приложения к несекретному судебному делу; введение уголовной ответственности за незаконное и, соответственно, необоснованное засекречивание материалов судебных дел, а также за незаконное ограничение допуска к ним (ДСП).
6. Дума. Расширение компетенции (прежде всего, полноценная контрольная функция) и свобода воли Парламента как собрания народных представителей. Роспуск Думы – исключительно при невозможности сформировать коалицию большинства. При иных неразрешимых конфликтах с Президентом, по инициативе Президента – исключительно перевыборы одновременно и Думы, и Президента.
7. Независимый контроль за властью. Возврат к исходной конституционной процедуре (без участия Президента) формирования руководства Счетной палаты и ее роли как высшего независимого контрольного органа, контролирующего не второстепенные (по сравнению с властью) предприятия и организации, но непосредственно высшую власть, работающего публично и представляющего всю информацию по результатам контроля Парламенту и напрямую обществу.
8. Совет Федерации. Формирование СФ как полноценной верхней палаты Парламента (без включения представителей исполнительной власти) из числа реальных региональных лидеров по двухмандатной системе – как формировался в 1993-м году первый выборный Совет Федерации.
9. Суверенитет. Никакого приоритета в России международных договоров над национальным законодательством. Вместо этого:
- обязательность лишь ратифицированных международных договоров, но не выше Конституции и конституционных законов и исключительно на взаимной с партнером основе (не допускающей, например, односторонних «санкций» Запада против России, при сохранении иных наших обязательств);
- исключение «общепризнанных принципов и норм международного права» — только закрытый перечень признанных Россией путем ратификации соответствующих конвенций;
- категорический конституционный запрет на передачу без общенационального референдума каких-либо территорий, включая акваторию моря, иным государствам а также запрет на какое-либо «совместное освоение» территорий с государствами, претендующими на эти территории – актуально для Южных Курил;
- конституционный запрет на вывод из под полной юрисдикции России каких-либо территорий страны, а также спорных вопросов по земле, природным ресурсам и недвижимому имуществу на территории России; пресечение ТОРов – как покушения (под предлогом интересов развития) на полноту юрисдикции и действия законов России.
10. Выборы. Ключевой вопрос – финансирование избирательных кампаний и управление СМИ – выведение партий и кандидатов (депутатов) из зависимости от банковско-финансовых структур и «административного ресурса». Гарантирование равных условий достаточного для ведения избирательной кампании доступа к массовым СМИ партиям и кандидатам, при уголовном преследовании за использование средств и ресурсов корпораций и скрытых источников финансирования, приоритет государственного (равного для всех) финансирования избирательных кампаний. Снятие необоснованных искусственных ограничений на участие в выборах («муниципальный фильтр» и т.п.). Обеспечение подлинной независимости ЦИК от президента, правительства и парламентского большинства. Обязательность публичных дебатов для кандидатов — участников выборов, при уголовном преследовании (судом присяжных) за дачу ложных показаний на дебатах.
11. Федерализм. Возврат субъектам Федерации полных прав на самостоятельное (в рамках единых конституционных требований) формирование своей системы власти, полномочий и налоговых источников финансирования, без принуждения к массовому обращению к «центру» за помощью.
12. Местное самоуправление. Формирование полноценной системы местного самоуправления, с собственными источниками финансирования полномочий, при тотальном пресечении всей мощью государства криминализации этой сферы. Законодательно закрепленное поощрение производственной и потребительской кооперации на местном уровне и традиций солидарной экономической деятельности (кооперация, артели и т.п.). Пресечение какой-либо приватизации общественного пространства.
13. Пресечение конфликта интересов и клановости. Каждый случай назначения близкого родственника высокопоставленного политика и госчиновника на высокую и высоко оплачиваемую должность (вице-президент госкорпорации, банка и т.п.) – предмет публичного рассмотрения в парламентской комиссии по расследованию, с правом инициирования уголовного расследования и передачи дела на рассмотрение суда присяжных.
14. Отмена (корректировка) 282-й («русской») статьи УК РФ – законодательное закрепление невозможности и недопустимости осуждения по ней за критику власти и государственного устройства, а также за пропаганду национальных движений, в поддержку и защиту прав представителей различных национальностей, в том числе, прав русских и русского народа.
15. Суверенному государству – национально ориентированное экономическое регулирование. Экономические регуляторы – исключительно органы государственной власти. Никаких «учреждений с особым статусом», «саморегулируемых организаций» и т.п. Суверенная финансовая система под управлением ответственного Центрального банка как органа государственной власти, вписанного в систему исполнительной власти и нацеленного на реализацию государственной стратегии экономического развития.