Основные положения статистики в трудах в. и. ленина
В.И. Ленин определил основные положения методологии новой статистики, создающие предпосылки глубокого статистического анализа, выявления закономерностей развития общества в конкретно-исторических условиях.
Теоретическая основа статистики
Диалектический материализм и политическая экономия составляют теоретическую основу статистической науки. Категории статистики впервые получили освещение с позиций законов развития природы, общества и мышления. Особое значение для их понимания имеют такие фундаментальные понятия диалектического материализма, как сущность и явление, фирма и содержание, закон и закономерность, количество и качество, причинная связь, необходимость и случайность. Диалектика открыла новые возможности для статистики, а принципиальные положения политической экономии послужили прочной основой для объяснения качественной стороны социально-экономических процессов, протекающих в обществе. Общеметодологической основой статистики является ленинская теория отражения. Все данные статистики представляют собой «отражение» объективной действительности. Насколько реально и полно отражаются изучаемые явления, настолько достоверны показатели, используемые статистикой. Идея статистической репрезентативности (представительности) есть не что иное, как попытка найти критерии полноты отражения изучаемых статистикой объектов. Все, что зафиксировано статистическим наблюдением, имеет своим первоистоком реальный мир, в котором протекают социально-экономические процессы. Но статистика не просто зеркально, пассивно отражает их, а отражает творчески, с необходимой для практической деятельности степенью репрезентативности. «Сознание человека, – подчеркивал В. И. Ленин, – не только отражает объективный мир, но и творит его» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194). В самом деле, ни относительных, ни средних величин, ни индексов как таковых нет в объективном мире, это «творения» статистиков, с помощью которых мир познается. Вся статистическая методология – это отражение окружающего мира. Она создана человеком, стала частью его сознания и, следовательно, она расширяет наши представления о мире и позволяет управлять им.
Одно из фундаментальных положений марксистско-ленинской теории – классовая природа статистики. Оно означает, что беспристрастной статистики не бывает. Любое статистическое число идет на пользу или во вред тому или иному классу. Эта мысль развита В. И. Лениным в положении о партийном характере статистики как части партийного общегосударственного дела. Статистические данные в условиях социализма должны быть достоянием всех трудящихся. Гласность – вот непреложное ленинское требование к статистике. Действенный характер статистики В.И. Ленин связывал с практическими выводами.
Статистический факт
Факт – это то, что не может быть опровергнуто, следовательно, это то, что подтверждает теорию, выявляет тенденции, раскрывает закономерности. Понятие «статистический факт» было введено В.И. Лениным (см. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 142). Оно было нужно не только для осмысливания теоретических концепций, но и для выработки практических решений.
Статистический факт – категория науки. При рассмотрении статистического факта исследователь должен раскрыть его внутреннее содержание. За каждым фактом – люди, породившие его, имеющие определенные интересы, обусловленные их классовым положением. Факт – это микромир, в котором концентрируется и суть изучаемой статистической проблемы. Раскрыть этот мир – значит заставить заговорить факты. В этом состоит задача исследователя. При этом сами по себе отдельно взятые факты слепы, суть исследования – в обобщении фактов, в выводах, которые могут быть сделаны в результате «интеллектуального допроса» статистических фактов.
В.И. Ленин подчеркивал, что исследователь должен уметь отделить семена от плевел, основное от второстепенного, найти ведущее звено в цепи изучаемых событий. Статистика, таким образом, это не просто зеркало фактов, а «увеличительное стекло», позволяющее выделить то, что определяет развитие того или иного явления.
При изучении фактов В. И. Ленин переходил от общего к частному: от теоретической концепции к качественному анализу, затем – к конкретизации, количественному измерению.