РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, постановку целей и выбор путей ее достижения (ОК-3);
- быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- нетерпимо относиться к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- понимать сущность и значение римского права в развитии современного общества (ОК-10);
- иметь навыки работы с компьютером (ОК-11);
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
- владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
- владеть навыками ведения здорового образа жизни, участвовать в занятиях физической культурой и спортом.
Юрист должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- выполнять должностные обязанности по обеспечению законности, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- выявлять и пресекать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
- принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- толковать различные правовые акты (ПК-15);
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
- преподавать дисциплину «Римское право» на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- эффективно осуществлять правовое воспитание ПК-19).
В результате освоения дисциплины «Римское право» будущий юрист
должен:
Знать:
- периодизацию истории римского права, исторические системы римского права;
- природу и сущность римского государства и права, их основные закономерности возникновения, функционирования и развития;
- признаки разграничения сфер публичного и частного права;
- исторические типы и формы римского государства и права, их сущность и функции;
- систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- правовое положение субъектов римского права;
- основы семейного и вещного права, в том числе права собственности и прав на чужие вещи, включая ипотеку;
- общие положения обязательственного права, включая гражданско-правовые договоры, деликтные обязательства;
- сущность и содержание основных юридических понятий, категорий, институтов, правовых статусов, разработанных римским правом и применяющихся в современном законодательстве;
- субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: гражданского права, гражданского процесса, наследственного права,
- способы защиты гражданских прав, формы, виды и условия гражданско-правовой ответственности.
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- понимать характерные особенности и принципы современного этапа развития цивильного права;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с принципами права, руководствуясь законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации при возникновении имущественных споров, выявляя истинную волю сторон правоотношения;
- правильно составлять и оформлять юридические документы;
- ясно и четко, последовательно формулировать юридические заключения, логически обосновывая вывод;
- проводить отграничение имущественных и личных, публичных и частных, договорных и внедоговорных правоотношений;
- разрешать возникающие имущественные споры на основе, прежде всего норм и принципов конституционного, гражданского права, гражданско-процессуального права с учетом международной практики;
- выявлять и анализировать коллизии законодательства
- использовать основные положения римского права при решении профессиональных задач;
-систематизировать законодательные акты и использовать их в соответствии с законом;
Владеть:
- юридической терминологией;
- навыками юридического мышления;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- методами правового регулирования при реализации норм материального и процессуального права.
Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Разделы (темы) учебной дисциплины | Аудиторные занятия | Всего часов на аудиторную работу | Самостоятельная работа студента | Формируемые компетенции | Формы текущего и рубежного контроля успеваемости* | ||
Лекции | Практические/семинарские занятия | ОК | ПК | ||||
Тема 1. Историческое и современное значение римского права, его периодизация. Причины рецепции. Критерии разграничения частного и публичного права | 1-3 | 1-4 | Опрос, коллективное обсуждение подходов к решению практических казусов, тестирование | ||||
Тема 2. Источники (формы выражения) римского права | 4-6 | 5-7 | Опрос, коллективное обсуждение подходов к решению практических казусов, тестирование | ||||
Тема 3. Защита прав. Иски. Правовое положение лиц | 6-7 | 8-10 | Опрос, коллективное обсуждение подходов к решению практических казусов, тестирование | ||||
Тема 4. Брачно-семейные отношения | 7-9 | 11-12 | Опрос, коллективное обсуждение подходов к решению практических казусов, тестирование | ||||
Тема 5. Категории вещей и права на вещи. | 13-14 | Опрос, коллективное обсуждение подходов к решению практических казусов, тестирование | |||||
Тема 6. Наследственное право | 15-17 | Опрос, коллективное обсуждение подходов к решению практических казусов, тестирование | |||||
Тема 7. Обязательства и их виды | 12-13 | 18-19 | Опрос, коллективное обсуждение подходов к решению практических казусов, тестирование | ||||
ИТОГО: | 24 (в том числе ИРС – 5 часов) |
Форма итогового контроля: зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ