Источниками административного права являются
Национальная безопасность, ее системообразующие элементы
В основе национальной безопасности государства лежат национальные интересы, национальные цели и национальные ценности, которые юридически закреплены в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность конкретной нации.
Национальные интересы выступают производными от потребностей граждан, их ценностных ориентаций и обеспечиваются возможностями экономической, политической, социальной, военной и других организаций государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того, составляющими национальных интересов выступают декларированные государством установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.
Национальные интересы государства принято делить на интересы во внешнеполитической сфере (международной) и во внутриполитической сфере (экономической, социальной, духовной, военной и др.).
Для понимания сущности национальных интересов можно выделить ряд их характерных признаков: призваны обеспечить выживание данного социума, безопасность, устойчивое и прогрессивное развитие страны; направлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальных групп по достижению поставленных ими целей; реализация осуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю; экономическую, культурную и др.); представляют собой осознанные, сформулированные и официально заявленные приоритеты в той или иной области.
Одним из вариантов классификации национальных интересов является деление их по социальной значимости и выделение трех групп национальных интересов: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы. К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и государства (суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации и т.д.). Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п. К третьей группе относятся все остальные интересы (как правило, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и др.). Границы между группами интересов условны, подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус жизненно важных и наоборот.
Организационно-правовые основы государственного управления в сфере обеспечения НБ РК.
Среди важнейших нормативно-правовых актов центральное место занимает Закон РК «Об органах национальной безопасности РК» от 21 декабря 1995 г. К числу иных важных нормативных актов относятся Законы РК: «О Государственной границе РК» от 13 января 1993 г., «О Пограничной службе РК» от 13 января 1993 г., «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г., «О национальной безопасности» от 6 января 2012 г., «О специальных государственных органах РК» от 13 февраля 2012 г., международные договорные и иные обязательства РК, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда РК.
Статья 11. Полномочия Совета Безопасности Республики Казахстан
1. Совет Безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности Совета Безопасности определяются Президентом Республики Казахстан.
Статья 12. Полномочия
Парламент Республики Казахстан осуществляет свои полномочия в области национальной безопасности в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
Статья 13. Полномочия Правительства Республики Казахстан
1) вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение законов в области национальной безопасности;
2) разрабатывает основные направления обеспечения национальной безопасности и организует их осуществление, в том числе организует разработку и реализацию Стратегии национальной безопасности;
3) руководит деятельностью министерств, иных центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности;
4) формирует перечни:
стратегических объектов, переданных в уставный капитал и (или) находящихся в собственности национальных холдингов и (или) национальных компаний либо их аффилиированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства;
стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилиированных с государством, а также физических лиц;
6) принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу национальной безопасности, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании отраслевого заключения уполномоченного органа соответствующей отрасли;
7) осуществляет иные полномочия по вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 14. Полномочия судов Республики Казахстан
Суды:
1) обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, исполнение Конституции, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, а также международных договоров Республики Казахстан;
2) отправляют правосудие по делам об уголовных и иных правонарушениях посягающих на безопасность человека и гражданина, общества и государства.
Статья 15. Полномочия государственных органов Республики Казахстан
1. Обеспечение национальной безопасности осуществляется государственными органами в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции:
16. Система Органов Национальной безопасности . Общая хар-ка структуры КНБ.
Ответ-Единую систему ОНБ РК составляют КНБ РК, его ведомства, территориальные и иные ОНБ, подразделения спец. назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подведомственные организации.
КНБ, его ведомства,территориальные и иные ОНБ могут создавать вне места их нахождения иные обособленные структурные подразделения, не подлежащие учетной регистрации в уполномоченном органе.
17. Служба в ОНБ как особый вид госслужбы.
ОТВЕТ- 1. Сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности находятся под защитой государства и при выполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти.
2. Законные требования сотрудников или военнослужащих органов национальной безопасности обязательны для исполнения гражданами, должностными лицами и организациями. Невыполнение законных требований сотрудников или военнослужащих органов национальной безопасности, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на них обязанностей, а также посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество членов их семей, близких родственников в связи с исполнением сотрудниками или военнослужащими органов национальной безопасности служебных обязанностей и служебного долга влекут установленную законами РК ответственность.
3. Сведения о сотрудниках и военнослужащих органов национальной безопасности, выполняющих (выполнявших) задания в специальных службах иностранных государств и иных зарубежных организациях, преступных группах, составляют государственные секреты и могут быть преданы гласности лишь в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
4. Сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.
5. Сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности за совершение уголовных и иных правонарушений несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
18.Порядок комплектования ОНБ
Единую систему органов национальной безопасности РК составляют КНБ РК и его ведомства, территориальные и иные органы НБ, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подведомственные организации.
КНБ, его ведомства, территориальные и иные органы НБ могут создавать вне места их нахождения иные обособленные структурные подразделения, не подлежащие учетной регистрации в уполномоченном органе.
1. КНБ
1) образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики;
2) осуществляет руководство ведомствами КНБ, территориальными и иными органами национальной безопасности, а также подведомственными организациями;
2-1) организует планирование обеспечения органов национальной безопасности имуществом, его эксплуатацию,
3) непосредственно реализует основные направления деятельности органов НБ
3-1) принимает нормативные правовые акты по вопросам организации деятельности органов национальной безопасности и реализации возложенных на них задач;
5) является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, свою символику и знаки отличия.
2. Статус и полномочия КНБ определяются Положением о Комитете национальной безопасности.
2-1. Символику, знаки отличия и ведомственные награды органов национальной безопасности утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя КНБ РК
Ведомства КНБ
1. Ведомства КНБ создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач по отдельным направлениям их деятельности.
2. Ведомства КНБ:
1) образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом Республики Казахстан по представлению председателя КНБ РК
2) возглавляются директорами, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
3) являются юридическими лицами, имеют действительное и условное наименования.
Территориальные органы КНБ
1. Территориальные органы КНБ по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач на соответствующей территории.
2. Территориальные органы КНБ по областям, городу республиканского значения и столице Республики являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, печати и штампы, счета, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения.
3. В оперативно-служебной деятельности территориальные органы КНБ независимы от местных представительных и исполнительных органов и их должностных лиц.
Статья 10. Органы ВКР
1) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
1-1) являются воинским формированием;
2) имеют действительные и условные наименования, печати и штампы;
3) в оперативно-служебной деятельности независимы от командования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
Статья 10-2. Органы ВКР КНБ
Органы военной полиции Комитета национальной безопасности предназначены для выполнения возложенных на них задач в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Подразделения специального назначения
Подразделения специального назначения создаются для пресечения актов терроризма и иных особо опасных преступных посягательств на личность, общество и государство.
Подразделения специального назначения участвуют в оперативно-боевых и иных мероприятиях, проводимых органами национальной безопасности в порядке, определяемом Председателем Комитета национальной безопасности.
Источниками административного права являются
акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы.
Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество
источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли:
разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью
своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной
потребностью исполнительной власти.
Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и
еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.
Существует значительное число чисто административно - правовых
источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно
могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и
уголовного).
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит,
и по их юридической силе все источники административного права нужно
разделить на несколько типов:
1) Законы ( Конституция РК, Основы законодательства, Законы, кодексы);
2) Решения областных, районных, городских и т.д.;
II. Акты государственной администрации;
1) Указы, распоряжения Президента;
2) Постановления, распоряжения Совета министров;
3) Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;
4) Постановления, распоряжения акимов;
5) Приказы, постановления иных органов управления;
6) Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений
3. Предмет, метод и система административного права.
Говоря об административном управлении как предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность специальных государственных органов - органов государственного управления.
Следует отчетливо понимать, что административное право - это
совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Государственное управление, как один из видов государственной
деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности
специальных государственных органов в целях руководства различными
областями общественной жизни.
О методах административного регулирования. Они позволяют ответить на вопрос: как, каким образом, какими способами осуществляется регулирование.
Административному праву характерны, прежде всего, предписания (возложение
прямой юридической обязанности что-либо сделать) и запрет (запрещение
совершать определенные действия) как средства регулирования общественных
отношений. Хотя в процессе административно-правового регулирования используются и другие способы: дозволение, согласование, основанные на равенстве сторон, но они применяются в незначительной степени.
Под системой административного права понимаются совокупность
административно-правовых норм, объединенных в институты и регулирующих однородные общественные отношения. Традиционно административное право
делится на общую и особенную части, каждая из которых включает в себя
определенные правовые институты. Так, общую часть составляют правовые нормы и институты, общие в деятельности всех органов государственного управления
всех отраслей, сфер государственного управления. Особенная же часть
охватывает нормы, действующие в конкретных отраслях государственного
управления (государственное хозяйство, охрана природы и использовании природных ресурсов, государственная сфера социальной, культурной жизни и т.д.).
4. Административно-правовые отношения.
Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:
они возникают в процессе государственного управления;
имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия.
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.
В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.
Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения).
Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты.
Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).
5. Понятие и виды субъектов административного права.
Необходимо уяснить, что граждане РК в управленческих отношениях могут
выступать в двух основных качествах: как субъекты подчинения или как
активные участники этих отношений.
Для совершения этих действий граждане РК должны обладать
административной правоспособностью (она возникает с момента рождения и
прекращается со смертью) и действительностью (в полном объеме наступает в
18 лет).
Следующим элементом административно-правового статуса граждан РК
являются права и обязанности в сфере государственного управления.
Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства таков:
лица, не являющиеся гражданами РК, пользуются всеми правами и свободами, а
также несут все обязанности, установленные Конституцией РК, законами
Правительство РК является высшим исполнительно-распорядительным
органом, возглавляет систему исполнительных органов, осуществляет
руководство их деятельностью. Если Президент в общем генеральном плане
определяет внутреннюю и внешнюю политику, то Правительство осуществляет
непосредственное руководство, управление в различных сферах государственной
жизни в масштабах всей республики. Оно организует управление
государственной собственностью, решает все вопросы государственного
управления, за исключением отнесенных Конституцией к компетенции Парламента
и Президента РК
К центральным органам государственного управления или органам
исполнительной власти в Казахстане относятся министерства, агенства и
ведомства (комитет, главное управление, агентство, инспекция при
Правительстве РК или департаменте и т.п.). Названные органы присущи любой
стране мира и являются субъектами административного права.
Наиболее многочисленная группа организаций в любом обществе - это
предприятия. Предприятиями называются организационные образования, основной
целью которых является извлечение прибыли, а основной формой деятельности -
хозяйственно-коммерческая деятельность. По закону они самостоятельные
субъекты с правами юридического лица, осуществляющие хозяйственно-
коммерческую деятельность.
В переходный период следует квалифицировать предприятия следующим
образом:
1. В зависимости от формы собственности:
а) предприятия, основанные на частной собственности;
б) предприятия, основанные на государственной собственности;
в) предприятия, основанные на собственности иностранных юридических и
физических лиц;
г)предприятия, основанные на смешанных формах собственности.
2. По организационно-правовой форме:
а) кооперативы (в том числе колхозы);
б) коллективные предприятия;
в) товарищества;
г) акционерные общества;
д) государственные предприятия и т.д.
6. Предмет и задачи курса "Административная деятельность ОНБ РК"
Курс "Административная деятельность органов национальной безопасности" – это специальная юридическая дисциплина, изучающая закономерности государственного управления в сфере национальной безопасности, а конкретно в контрразведывательной деятельности.
Предметом данного курса являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов национальной безопасности по обеспечению национальной безопасности , которые регулируются административно-правовыми нормами.
7. Основные институты административного права и их использование в КРД
Система административного права – это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты.
Административное право состоит из трех частей в зависимости от определенного в их содержании регулируемых общественных отношений:
Первая часть включает нормы, регулирующие общественные отношения общего характера, т.е.
- общие для всего управления (административно-правовые институты – группы норм, регулирующие однородные общественные отношения, закрепляющие принципы государственного управления исполнительной деятельности);
- регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц);
- определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти;
- регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих (ст. 34 КоАП РК);
- упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей;
- определяющие формы и методы государственного управления;
- обеспечивающие законность управления (гл. 1-9 КоАП РК).
Вторая часть включает нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления. Данные нормы подразделяются на основные группы (институты), регулирующие управление в сферах межотраслевой, социально-политической, обеспечивающей безопасность граждан общества и государства, социально-культурной деятельности государства. В рамках перечисленных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление отдельными отраслями (транспортом, здравоохранением, образованием, обороной и т.д.), межотраслевыми сферами (учетом и статистикой, стандартизацией, метрологией и т.д.) (гл. 9-1 – 30 КоАП РК).
Третью часть составляют нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности. Эти нормы определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о наложении административных наказаний (гл. 31-44 КоАП РК)