Б.3.27. Маркетинг территорий
Цель учебной дисциплины «Маркетинг территорий» – дать студентам теоретические знания в области территориального маркетинга, сформировать навыки и умения в применении территориального маркетинга на практике с целью повышения территориального управления.
Основные задачи учебной дисциплины:
- изучить общие основы управления территорией с позиции маркетинга территорий;
- определить субъекты маркетинга территорий, их цели и интересы;
- научиться применять маркетинговые инструменты для повышения привлекательности территории как места проживания и осуществления деятельности;
- выбирать наиболее оптимальные процессы и методы управления по развитию комплекса инструментов маркетинга территорий;
- формулировать и корректировать цели, задачи, видение, соответствующие специфике внешней и внутренней среды территории;
- разрабатывать и применять необходимые механизмы для решения конкретных задач в области сегментации рынка и позиционирования территории;
- выявлять и развивать конкурентные преимущества территории;
- владеть специфическими знаниями и умениями в области формирования и выбора деловых и функциональных стратегий развития территории.
В процессе изучения данной дисциплины студенты знакомятся со следующими ключевыми вопросами:
1. Роль маркетинга территорий в разработке стратегических планов развития территории и реализации целевых программ территории: рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины; изучаются основные факторы территориального управления.
2. Субъекты маркетинга территорий: изучаются основные группы субъектов территориального маркетинга, особая роль органов власти в организации взаимодействия и координации деятельности разных субъектов территориального маркетинга.
3. Внутренняя и внешняя среда территории: изучение элементов макро- и микросреды территории, основных направлений их взаимодействия в территориальном маркетинге.
4. Комплекс средств (инструментов) маркетинга территорий: анализируется конкурентоспособность территории в сравнении с ее соседями, определяются целевые аудитории, наиболее значимые для улучшения качества жизни на территории, проводятся SWOT и STEP-анализ территории.
5. Сегментация рынка и позиционирование в маркетинге территорий: рассматриваются сущность и необходимость сегментации, базовая модель макросегментации, критерии микросегментации и выбор привлекательных для территории сегментов; позиционирование как комплекс продвижения территории.
6. Разработка деловых стратегий развития территории: изучаются стратегии маркетинга территорий: бренд – имидж, привлекательность, инфраструктура, персонал; определяются приоритеты, критерии и показатели оценки эффективности вариантов стратегии, планирование этапов развития, представление и обсуждение проектов маркетинговой стратегии территории, эффективность продвижения территории в рамках страны и мирового сообщества.
В результате освоения материалов дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции:
- умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
- умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
- умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);
- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11).
- способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);
- умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);
- способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);
- понимание основных закономерностей и владением базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36);
- владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы (ПК-38).
- владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49);
- способность оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);
- умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).
Приложение 5
Шаблон рабочей программы дисциплины (модуля)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
___________________________________________________
(Наименование вуза, факультета)
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа УЧЕБНОЙ дисциплины
______________________________
(Наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
081100 "Государственное и муниципальное управление"
Образовательная программа
высшего профессионального образования
"Государственное и муниципальное управление"
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
_____________________________________
(очная, очно-заочная.)
Город
Год
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) _______________________________ являются ________________________________________________________________________
Указываются цели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО.
2.Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к входным знаниям, умениям и готовности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).
Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.
3 Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины
Если в результате освоения дисциплины (модуля) формируется та или иная компетенция (-ции) целиком, то указывается название (-ния) соответствующей (-их) компетенции (-ий).
Если в результате освоения дисциплины (модуля) формируется только часть той или иной компетенции, то это указывается и дополнительно раскрываются компоненты формируемой компетенции в описательном виде.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать:__________________________________________________________________
- Уметь:__________________________________________________________________
- Владеть_________________________________________________________________
4. Методическая новизна дисциплины
5. Структура и содержание дисциплины (модуля) ______________________________
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц _______ часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Образовательные технологии
Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Практические занятия по дисциплине могут быть ориентированы на применение современных образовательных технологий, включающих деловые игры и бизнес-кейсы, научные дискуссии по наиболее острым проблемам менеджмента, совершенствования организации управления производством, и повышения его эффективности.
Применение аналитических материалов консалтинговых компаний, опыта российских организаций по использованию современных информационных технологий в управлении предприятием и on-line доступа к ведущим мировым практикам (электронно-образовательные ресурсы библиотеки ГУУ) позволяют сформировать у студента адекватное представление о современном состоянии, развитии и решении проблем в данной области.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ___% аудиторных занятий (определяется в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом специфики ООП).
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий.
Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, дается учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины.
Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
В процессе изучения дисциплины студент выполняет курсовой проект или реферат который является его самостоятельной работой и позволяет закрепить теоретические, методические и практические знания.
Курсовой проект может выполняться на основе предлагаемых кейсов или на базе реального экономического объекта – предприятия или организации. Цель курсового проекта определена как закрепление теоретических знаний и полученных навыков, связанных с определением роли и места производственных факторов, оказывающих влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры и в целом ведущей к совершенствованию организации управления производством
Рубежный контроль знаний осуществляется в форме экзамена или зачета.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
в) базы-данных , информационно-поисковые системы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) _____________________________________________________________________________
(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля). Например,
Сервер Sun Fire X4150 | |
Компьютеры: Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb | 18 |
Проектор:Sharp PG – A20X LCD 2000 Ansi | 2 |
Сканер EPSON PerfectionV30 | 2 |
Приложение 6
Аннотация программы производственной практики по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Целями производственной практики являются формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов, а также создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве - полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями.
В результате практики обучающийся должен развить умения нестандартно мыслить, реализации технологии научного исследования, умения готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований, определять проблему, формировать план исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, а также представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
На подготовительном этапе проводится определение цели, места и порядка прохождения практики, формирование индивидуального задания на практику, определение перечня и последовательности работ для реализации индивидуального задания (формирование плана исследования). Индивидуальное задание по производственной практике включает формулировку направления исследования, цели и задачи проведения исследования, общий обзор путей и методов решения подобных проблем, существующих в теории и практике управления персоналом, рекомендации по источникам информации в соответствии с заданным аспектом научно-исследовательской работы.
Основной (исследовательский) этап предполагает ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, реферирование информации с целью выявления проблемы и ее четкого формулирования, выбор, обоснование метода проведения исследования, планирование действий, сбор теоретического и фактического материалов для исследования, обработку полученных результатов, их анализ, систематизацию и осмысление с учетом имеющихся в литературе данных, подготовку к публикации научно-практической статьи (серии публикаций), оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати, а также формулирование выводов и рекомендаций.
На заключительном этапе обучающийся готовит отчет по производственной практике и защищает его.
Приложение 7