Б.3.12. Принятие и исполнение государственных решений
Цель учебной дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» - дать обучающимся знание теории и практических аспектов процесса разработки, планирования, принятия и исполнения управленческих государственных решений (УГР), организации их эффективной реализации и контроля в системе государственной службы.
Основные задачи учебной дисциплины:
- подготовить высококвалифицированных специалистов широкого профиля, умеющих разрабатывать и реализовывать управленческие государственные решения на основе применения современных моделей управления и принятия государственных решений;
- научить будущих государственных и муниципальных служащих основам теории принятия управленческих государственных решений, методам диагностики и анализа проблемных ситуаций, базирующихся на теории и практике оптимального управления и теории систем;
- развить у обучающихся способности к деятельности: управленческой; информационно-аналитической; проектно-исследовательской; организационной; инновационной.
В процессе изучения данной дисциплины студенты знакомятся со следующими ключевыми вопросами:
1. Основы методологии и теории разработки УГР: предназначение теории РУР как научной дисциплины. Понятие решения, управленческого решения, государственного решения, политического решения, административного решения, ЛПР, проблемы (факторы). 3 парадигмы принятия решений. Процесс подготовки управленческих государственных решений в системе ГиМУ. 3-х, 6-ти этапные схемы Саймона, 8-ми этапная циклическая схема, общая 12-этапная схема ПРУР. Общее планирование. Формы разработки. Формы реализации. Классификация и типология УР.
2. Методы и технологии разработки УГР в органах ГиМУ: Методологические основы РУР в системе ГиМУ. Общие подходы к управлению: процессный, ситуационный, системный. Системный подход. Миссия организации. Целевая ориентация. Цель. Постановка по SMART(ER). Целевые технологии (ЦТ). Разработка, оценка, анализ и выбор возможных альтернатив. Алгоритмические, Активизирующие, Экспертные, Эвристические методы. Метод сценариев. Дерево решений.
3. Организационные и социально-психологические основы подготовки и реализации УГР: роль человеческого фактора в процессе подготовки УГР. Основы коммуникации руководителя и подчиненного. Планирование. Постановка целей и делегирование полномочий подчиненным. Эффективное проведение совещаний (традиционных и IT-виртуальных). Модели руководства. Управленческие навыки эффективного руководителя.
4. Качество, контроль и ответственность в процессе разработки и реализации УГР: качество и эффективность УГР. Системы качества ISO900X. Матрица распределения компетенций KPI (Key Performance Indicators). Контроль и ответственность при реализации УГР.
5. Информационно-аналитическое обеспечение процесса разработки и принятия УГР: роль информации и ИТ в процессе разработки и принятия УР. Применение Excel. Экспертные системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличия от частной организации;
- виды государственных решений и методы их принятия;
- общую методологию и технологию разработки УГР на государственной службе;
- содержание процесса планирования при разработке УГР;
- организационные и социально-психологические основы подготовки и реализации УГР;
- технологию оценки качества и эффективности разработки УГР.
уметь:
- осуществлять обоснованный выбор критериев целесообразности;
- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
- диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;
- оценивать и выбирать альтернативные варианты решения;
владеть:
- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации, современными методами управления человеческими ресурсами;
- навыками поиска и критической оценки информации, необходимой для принятия управленческого государственного решения.
Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций:
ОК-1; ОК-4; OK-7; OK-8; ОК-14; OK-15; OK-16; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-7; ПК-12; ПК-13; ПК-23
Общая трудоемкость дисциплины - 3 зач. ед. (108 ч.);
Аудиторные занятия - 24 ч. (лекции – 12 ч., семинары – 12 ч.)