Тема 3.15. Современные теории права

Плюрализм школ и теорий по взглядам на понятие, сущность, истоки и функционирование права, его причины. Теологическая теория права. Теория естественного права. Юридический позитивизм. Нормативизм. Психологическая школа права. Теория солидаризма в праве. «Социологическая юриспруденция». Марксистская теория права. Проблемы правопонимания в российской науке: эволюция представлений.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем объясняется плюрализм в современном правопонимании?

2. Раскройте сущность теологической теории понимания права.

3. Как понимают право представители теории «естественного права»?

4. В чём сущность юридического позитивизма и нормативизма в правопонимании?

5. Как понимают право представители психологической школы права?

6. Дайте характеристику марксистской теории права.

7. Назовите основные проблемы правопонимания в российской науке.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст М., 2005

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. М., 2004

3. Декларация прав и свобод гражданина от 22 ноября 1991 г. М., 2003

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-3. Официальный текст М., 2007

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Официальный текст М., 2007

6. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 - ФКЗ

7. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г № 1-ФКЗ, с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 1997 № 1, 2001 № 51.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текс М., 1996.

9. Таможенный кодекс Российской Федерации. Официальный текст М., 2005.

Литература

Основная

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. (для юрид. вузов) М.: Омега-Л, 2007.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

3. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» М.: ПРИОР, 2001, 2005.

4. Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009.

5. Теория государства и права: учебник/ под ред. Р. А. Ромашова. – Спб: Юрид. центр Пресс, 2005.

Дополнительная

1. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. - М., ЭКСМО, 2005

2. Иванов А.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия – М.: Экзамен, 2006.

3. Карпов М.П. Теория государства и права: учебно-наглядное пособие М.: РИО РТА, 2007.

4. Морозова Л.А. теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006.

5. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Хрестоматия – М.: Приор, 2000.

6. Радько Т. Н. Хрестоматия по теории государства и права / под общей ред. И. И. Лизиковой. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009.

7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина –М.: Юрийт-Издат, 2005.

8. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

9. Якушев А.В. Теория государства и права: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам. – М., ПРИОР, 2007.

Методические указания (рекомендации) по написанию

Курсовой работы, подготовке к зачёту и экзамену.

1. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. М., РИО РТА, 2004.

Программное обеспечение

1. Справочно-поисковая система «Консультант-плюс»

2. Справочно-поисковая система «Гарант»

3. Компьютерная презентация тем курса.

4. Тестовые задания по отдельным темам, разделам дисциплины

и всему курсу

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в 1 семестре в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам зачёта – 20 баллов. Во 2-м семестре максимальная оценка успеваемости по результатам текущего и промежуточного контроля составит 70 баллов, а максимальная оценка результатов итогового контроля составит 30 баллов

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:

№№ по/п   Учебный модуль   Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы:

№№ по/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
Тестирование 0 – 4
Курсовая работа 0 – 10
Блиц-опрос по определениям 0 – 3
Доклад на семинаре 0 – 5
Ответ на теоретический вопрос 0 – 4
Конспектирование источника 0 – 4
Выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы 0 – 4
Письменный реферат 0 – 5
Участие в научно-исследовательской работе 0 – 5

Распределение способов контроля по учебным модулям

№№ по/п Учебный модуль   Способы (формы) контроля
    Модуль 1   Блиц-опрос по определениям - 6 (3 + 3); тестирование – 8 (4 + 4); доклад на семинаре – 5; ответ на теоретический вопрос - 8 (4 + 4); конспектирование источника – 4; выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы – 4.
          Модуль 2 Блиц-опрос по определениям - 6 (3 + 3); тестирование – 8 (4 + 4); доклад на семинаре – 5; ответ на теоретический вопрос - 8 (4 + 4); участие в научно- исследовательской работе – 5; конспектирование источника 4; выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы 4; письменный реферат - 5.
      Модуль 3 Блиц-опрос по определениям - 6 (3+3); тестирование – 12 (4+4+4)); доклад на семинаре – 10 (5+5); ответ на теоретический вопрос -12 (4+ 4+4); участие в научно- исследовательской работе – 5; курсовая работа – 10; выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы – 8 (4+4); конспектирование источника – 4; письменный реферат – 5.

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

90 – 100 баллов - «отлично»;

70 – 89 баллов - «хорошо»;

60 – 69 баллов - «удовлетворительно»;

менее 60 баллов - «неудовлетворительно».

Оценка «зачтено» ставится студенту, если он набрал от 60 баллов и более, «не зачтено», если набрал менее 60 баллов.

Наши рекомендации