Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
2Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
3Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.
4Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
6Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
7А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
8Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
10И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
11Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.
Господь облдичает фарисеев, приводя их в ярость…. Когда же эта беседа завершается, то Господь заключает: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие….». Лицемерие, то есть, притворство, исполнение роли напоказ, действительно вещь страшная. Здесь Господь говорит о том, что иудейские вожди демонстрируют благочестие, занимаясь актерством перед народом. Такое напускное благочестие обычно именуется ханжеством. Когда тебя хвалят за что-то сделанное тобой доброе, то и правда велик соблазн начать делать добрые дела «на публику», дабы заработать еще больше похвал. Грдый человек легко поддастся на этот соблазн. Гордость же сидит в практически каждом из нас, поэтому призыв остерегаться этой ловушки более чем актуален. Иудейские вожди, слыша похвалы, поверили в свою праведность и начале заботиться об этом внешнем образе, занимаясь уже иключительно им…. Но это уже не имеет никакого отношения к духовной жизни, а обольщение и себя и других. Когда же ложь раскрывается, то такой «благочестивый» обычно впадает в сильную ярость….. Что сказать? Господь говорит о том, что жить подобает так, чтобы окружающие, видя наши добрые дела, хвалили Бога, но это не означает, что надо именно так заботиться о внешнем образе. В Евангелии от Матфея приведена фраза по этому поводу: «твоя же левая рука да не знает, что делает правая….». В добре человек призван не ради самих дел, но ради размягчения окаменения наших душ, дабы они научались любви Божией…. Итак, эти слова читаются для нас, дабы мы, лишенные всего этого, понимали – в каком направлении двигаться.
И чтения праздника преподобного Иоанникия. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.
14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.