Государственное противодействие монополизму

В странах с рыночной экономикой государство заинтересова­но в развитии конкуренциив ее форме, приближающейся к совер­шенной, чистой. Такая конкуренция побуждает соревнование между производителями, что ведет к росту качества производи­мых товаров и услуг, снижению издержек производства и обра­щения, стремлению к более полному удовлетворению потребнос­тей населения. Возбуждая качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономического положения государства на мировой арене.
В то же время органы государственной власти обладают огра­ниченными возможностями управления конкуренцией, включая ее стимулирование. В среде товаропроизводителей и продавцов товаров и услуг существует неистребимое стремление к монопо­лизму и недобросовестной конкуренции во имя достижения соб­ственных выгод и устранения соперников с рынка. Государство в лице органов власти препятствует монополизму посредством про­ведения антимонопольной политики,направленной на всемерное ограничение монополистических тенденций посредством запре­тов деятельности монополий, устранения их с рынков, принуди­тельного дробления крупных компаний.
Приходится в то же время отмечать, что некоторые коррумпи­рованные государственные чиновники и даже органы способны поддерживать неявно, а то и явно монополистов в результате под­купа или непосредственного участия в монополистической деятельности и в монополизированных компаниях. Подобная форма внешне скрытого локального монополизма под «крышей» государ­ства особенно свойственна и проявляется в российской экономи­ке периода рыночных трансформаций
Распространение монополизма в любых его формах приводит к ощутимым потерям для государства и общества, экономики и предпринимательства. Негативные последствия захвата рынков монопольными структурами проявляются в следующем:
1) монополисты способны устанавливать высокие цены пред­ложения на свои товары при явно ограниченной возможности покупателей противостоять монопольному ценовому сговору;
2) производители-монополисты не заинтересованы в развитии производства, повышении качества товаров и услуг, более полном удовлетворении потребностей покупателей, так как им не угро­жают конкуренты, а высокую прибыль можно получать путем уве­личения цен при ограниченном объеме производства;
3) монополизм порождает неэффективное распределение ресур­сов в пользу монополистов вне зависимости от эффективности их производства, отдачи ресурсов;
4) монополисты, увлеченные собственной выгодой, в мини­мальной мере озабочены интересами государства и общества, без­жалостно вытесняют из производства и с рынка своих соперников;
5) монополизм подобно раковой опухоли способен разрастать­ся, включая в свою орбиту новых и новых участников, и по мере обретения силы сращиваться с аппаратом государственной влас­ти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.
В связи с подобными негативными проявлениями монополиз­ма практически все государства вынуждены проводить антимоно­польную деятельность,опирающуюся на обширный арсенал мер. Антимонопольная деятельность государства в зависимости от сте­пени и форм проявления монополизма направлена на предупреж­дение, ограничение, подавление, пресечение действий, препят­ствующих конкуренции или извращающих ее путем превращения в недобросовестную.
Государственное антимонопольное регулирование в виде зап­ретов осуществления монопольного производства и продажи то­варов возникло более полутора тысяч лет тому назад. В качестве основного инструмента противостояния монополистическим тен­денциям стало использоваться антимонопольное законодательство,ограничивающее или запрещающее монополии. Антимонопольные законы стали крайне необходимыми в связи с возникновением исключительно крупных монополистов в виде мощных корпораций.
Неценовая конкуренцияопирается преимущественным образом на повышение качествапродукции, товаров, услуг при неизмен­ных рыночных ценах на них. Используются также расширение ас­сортимента, оказание дополнительных услуг. Особое значение в неценовой конкуренции имеют маркетингв виде мер по продви­жению продукции на рынок и ее сбыту благодаря активной рек­ламной кампании, стимулированию продаж, привлечению поку­пателей. Основным орудием неценовой конкуренции служит сни­жение производственных затрат,что позволяет увеличить прибыль при фиксированной цене и направить дополнительную прибыль на совершенствование технологии, обеспечивающее повышение технического уровня, качества, надежности продукции. Частич­но экономия затрат направляется на проведение маркетинговых мероприятий, призванных создать конкурентные преимущества.





Наши рекомендации