Этапы становления системы органов государственной молодежной политики (ГМП).
Термин «государственная молодёжная политика» впервые вошел в юридическую систему нашей страны в 1991 году с принятием Закона СССР «Об общих началах ГМП в СССР».
Принято выделять четыре основных этапа процесса её развития:
I этап - 1991- 1993 гг. - этап зарождения ГМП в Российской Федерации.
В мае 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики». Начали создаваться комиссии, отделы по делам молодежи. Таким образом, в целом ряде регионов уже имелись государственные органы по работе с молодежью. В сентябре 1992 Президента РФ Б.Н. Ельцина с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями региональных комитетов по делам молодежи, им был подписан Указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»
. В целях формирования и проведения единой ГМП, было издано постановление Правительства РФ об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета РФ по делам молодежи. Определение комплекса целей, задач и содержания деятельности государства в отношении молодежи, что было зафиксировано в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях ГМП в Российской Федерации» от 03.06.1993г.
В целом данный этап характеризуется:
· интенсивными научными изысканиями, связанными с определением содержания ГМП в переходный период.
· созданием профильного органа федеральной исполнительной власти и началом формирования региональных и местных органов по молодежной политике и сети их учреждений;
· крайне ограниченным бюджетным финансированием данной сферы;
· поиском механизмов государственной поддержки молодых граждан и их объединений, молодежных инициатив, социальной защиты подрастающего поколения и т.д.
II этап - 1994-2000 гг. - этап становления (нестабильного развития) ГМП в РФ.
К чертам, характеризующим особенности становления молодежной политики в России в условиях перехода к рыночной экономике можно отнести:
· Осуществление молодежной политики на базе единой концепции, сформулированной в Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 03 июня 1993 года.
В мае 1995 года в Государственной Думе Российской Федерации прошли парламентские слушания «О реализации ГМП в РФ», которые способствовали принятию в июле того же года Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских объединений». Законы о молодежи или о молодежной политике были приняты в ряде субъектов России: в республиках Алтай, Бурятия, Коми, Мордовия, др.
· Перемещение центра тяжести законодательства о молодежи и государственной молодежной политики с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На данном этапе была сформирована сеть органов государственного управления, реализующих молодежную политику. В этот период был найден и апробирован социальный механизм реализации ГМП на федеральном уровне — Федеральная целевая программа «Молодежь России». Она была утверждена в 1994 г. Указом Президента Р Ф от 15.09.1994г. № 1922. В 1997г. Указом Президента Р Ф от 15.08.1997 г. она получает статус президентской. Федеральная целевая программа «Молодежь России» является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти.
Таким образом, несмотря на, казалось бы, значительный прогресс в реализации ГМП по целому ряду позиций относительно предыдущего этапа следует отметить, что для второго периода все же характерным является сильнейший дефицит финансового, кадрового, научно - методического обеспечения ГМП, отсутствие эффективной, сбалансированной нормативно - правовой базы ГМП, низкий статус на федеральном уровне органа, осуществляющего координацию деятельности государства и общественных институтов в этой сфере. В то же время, к концу 90-х годов был накоплен необходимый опыт осуществления ГМП в условиях рыночной экономики. При этом четко сформировались три уровня ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный.
III этап - 2000г. и конца 2006 года - этап стабилизации развития ГМП в Российской Федерации.
Данный период характеризуется тем, что ГМП признана важной составной частью социально - экономического, культурного и национального развития России. Его отличительным признаком является то, что ГМП придан межотраслевой характер. В этих целях в 2000 году постановлением Правительства РФ была образована Правительственная комиссия по делам молодежи под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко. Системной модернизации основ реализации ГМП на современном этапе стало введение в действие Концепции ГМП в Российской Федерации, которая одобрена Правительственной комиссией по делам молодежи (протокол № 4 от 05.12.2001 г.). В соответствии с данной Концепцией молодежь признается важнейшим стратегическим ресурсом общества. В целом современному этапу присущи следующие отличительные черты: 1. Достаточно интенсивно идут процессы, связанные с институциональным обеспечением государственной молодежной политики. Они вбирают в себя две группы явлений: формирование органов по молодежной политике на государственном и муниципальном уровнях и формирование системы учреждений по работе с молодежью. Повышение внимания к сфере государственной молодежной политики в том числе отражено и в том, что Министерством образования Российской Федерации в 2002 году учреждена отраслевая награда - знак «Почетный работник сферы молодежной политики», которым уже награждены свыше 100 человек. Совершенствуется механизм программно - целевого подхода реализации государственной молодежной политики. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000г. № 1075 утверждена ФЦП «Молодежь России (2001-2005 годы)». Идеология программы сохранена и базируется на следующих исходных принципах: социальное инвестирование; инновационное развитие; инициатива и самореализация. В программе нашли отражение реальные проблемы молодого поколения. В соответствии с этим, приоритетными направлениями деятельности на федеральном уровне сегодня являются: поддержка общественно значимых молодежных инициатив, общественно - полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие экономической самостоятельности граждан в реализации их права на труд; оказание социальных услуг для молодежи; профилактика правонарушений; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых россиян, их воспитания и образования. На данном этапе реализации программы важнейшими являются две задачи: включение в реализацию программы всех субъектов Российской Федерации (около 40 процентов из них еще не имеют собственных соответствующих программ поддержки молодежи); больший акцент на сельскую и рабочую, студенческую молодежь. Среди значимых мер выделяется принятие государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122. Одной из наиболее приоритетных задач государственной молодежной политики в данный период является решение жилищных проблем молодых граждан. Основой системы работы с молодежью должна стать социально - педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) - социальные и возрастные группы молодежи.
IV этап – с конца 2006г. и по настоящее время - современный этап ГМП в Российской Федерации.
В 2005 году, в год окончания срока действия программы «Молодёжь России» на 2001-2005 гг Проект был разработан группой специалистов Мин.обр.науки РФ при участии представителей ряда общественных организаций. В предложенном проекте Стратегии впервые были чётко сформулированы приоритеты ГМП. Проект Стратегии был одобрен коллегией Министерства образования в августе 2005 года. Утвержденная Постановлением Правительства от 18 декабря 2006 года Стратегия государственной молодежной политики России до 2016 года по сути первый с начала 90-х годов государственный акт федерального уровня в сфере воспитания российской молодежи. Стратегия – это документ, как утверждают разработчики, в котором заложены принципиально новые подходы к реализации молодёжной политики. Цель ГМП является развитие и реализация потенциала молодёжи в интересах России.. В настоящее время Стратегия ГМП претерпела три этапа изменений; дважды трансформация в документе, изменения, были связаны с реорганизацией федерального органа по молодёжной политике, и соответствующие изменения вносились в Стратегию. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2009 года в Стратегии появился новый приоритет реализации ГМП. Таким образом, на сегодняшний день Стратегия ГМП в РФ представляет 4 приоритетных направления: Совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, защиты их нравственности; Вовлечение молодёжи в социальную практику, её информирование о потенциальных возможностях развития; Развитие созидательной активности молодёжи; Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.. Гмп формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц. Структурным подразделением является Департамент молодёжной политики и общественных связей (Гусев). «Росмолодёжь» организует мероприятия, координирует действия, а Министерство спорта, туризма и молодёжной политики координирует направления, разрешает и контролирует. 17 ноября 2008 года была утверждена Стратегия 2020.