Основные стадии законотворческого процесса
1) Стадия законодательной инициативы. Ее правом обладает президент РФ, совет федерации, члены совета Федерации (любой), депутаты государственной думы, правительство, представительные органы субъектов федерации, конституционный суд и высшие суды. Прокуратура не имеет права законодательной инициативы. Законопроект вносится в государственную думу.
2) Обсуждение законопроекта происходит в государственной думе, проводится в 3х слушаниях. После принятия законопроекта в течении 5 дней он передается в Совет Федерации. Совет Федерации либо одобряет простым большинством голосов, либо не рассматривает его в течении 14 дней – не хватило времени – одобрен. Если рассмотрен и не одобрен, то создается согласительная комиссия из представителей Совета Федерации и депутатов ГосДумы. Согласительная комиссия не пришла к однозначному решению, тогда он возвращается в ГосДуму, и ГосДума. Если законопроект будет одобрен двумя третями голосов депутатами госдумы, то он считается принятым и одобренным, завершается третья стадия, которая называется «принятие законопроекта». После этого закон направляется президенту для подписания. Президент должен подписать и опубликовать закон в течении 14 дней. Если президент отклоняет закон, то госдума и Совет Федерации двумя третями голосов могут его принять. После этого президент обязан подписать и опубликовать закон в семидневный (7) срок. Официальный источник – «Российская газета», не опубликованные законы не применяются. Промульгация закона – подписание и опубликование закона. «Собрания законодательств Российской Федерации» - второй источник.
Подзаконные нормативно-правовые акты. Понятия и виды
Подзаконные нормативно-правовые акты – этонормативно-правовые акты, принятые на основании и исполнения законов. Они конкретизируют и обеспечивают исполнение законов и применение с учетом специфики регулируемых отношений.
Виды подзаконных нормативно-правовых актов
Президент РФ - указы и распоряжения
Правительство – постановление и распоряжения
Министерства и ведомства – приказы и инструкции
Органы власти субъектов федерации – постановления, распоряжения
Органы местного самоуправления – решения, постановления, распоряжения
Учреждения, предприятия – уставы, приказы, правила
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действия во времени
Нормативно-правовые акты вступают в силу:
1) С момента принятия – локальные,
2) С момента опубликования («Российская газета»)
3) По истечении определенного срока с момента опубликования
4) С момента указанного в самом акте или специально принятом для этого акте
5) С момента получения адресатом
Действует принцип у нас – закон обратной силы не имеетозначает, что его действие не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в юридическую силу. Исключения:
1. Когда об этом прямо указано в законе
2. Когда смягчается уголовная ответственность
3. Когда отменяется уголовная ответственность
Нормативно-правовой акт теряет силу
1. По завершению времени его действия (временный)
2. Юридическая отмена – когда его отменяет орган, его принявший
3. Фактическая отмена. Когда новый нормативно- принят, а старый еще не отменен
4. Когда изменяются условия, на которые был рассчитан нормативно-правовой акт – действует только у нас в России
Действие нормативно-правового акта в пространстве
Общие правила
Действие нормативно-правового акта распространяется на территорию, на которую распространяется действие полномочия органа, принявшего нормативно-правовой акт.
Принцип экстерриториальности означает суда, воздушные судна, территории консульств и посольств находятся под юрисдикцией той страны, которой они принадлежат. Континентальный шельф – 12 мильная зона – тоже территория государства.