Особенности системы управления в России
В России как в федеративном государстве сложилось три уровня государственного управления: центральный, или федеральный, и субъектов Федерации, а также уровень местного самоуправления, выведенного согласно конституции за скобки государственной власти. Такая градация проявляется, в частности, в том, что государственная собственность разделена на две крупные и относительно автономные подсистемы: федеральную и субъектов Российской Федерации. Имущество, входящее в федеральную собственность, принадлежит Российской Федерации в целом. В результате федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации — это два самостоятельных объекта управления.
Важно учесть и то, что в Российской Федерации, как и в большинстве федеративных демократических государств, в соответствии с конституцией местные органы власти отнесены к числу институтов гражданского общества, наделенных комплексом полномочий и прерогатив по управлению местными делами. (Эта проблема более подробно рассмотрена в главе, посвященной системе местного самоуправления.)
Поскольку важнейшим условием сохранения единства страны является создание единого экономического, социального, политического и социокультурного пространства, особую значимость и актуальность приобретают поиск и разработка оптимальной системы взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Это в свою очередь предполагает создание и укрепление механизмов реализации разносторонних экономических, финансовых, торговых, инвестиционных связей между ними как по горизонтали, так и по вертикали.
Важность такой постановки вопроса станет очевидной, если учесть, что на протяжении 1990-х годов многие руководители регионов проявляли склонность к противопоставлению интересов своего региона общегосударственным интересам. Некоторые республики и области часто принимали законы, противоречащие Конституции Российской Федерации. Создавались даже так называемые губернаторские партии, всецело подчинявшиеся руководителю региона. До сих пор сохраняется ситуация, когда средства массовой информации полностью контролируются руководителями регионов.
В кризисных ситуациях, как это было, например, после дефолта в августе 1998 г., руководители отдельных областей принимали меры, направленные на ограничение движения товаров за пределы своих границ. Такая политика, естественно, не могла не ослабить властную вертикаль, продолжение развития такой ситуации грозило серьезными негативными последствиями для перспектив российской государственности.
Только в последние несколько лет все более отчетливо проявляется тенденция к преодолению таких и подобных им негативных процессов и восстановлению властной вертикали. Преодолев своего рода анархию, характерную для взаимоотношений центра и субъектов Федерации в первой половине 1990-х годов, власти федерального центра и субъектов Федерации сейчас прилагают усилия для восстановления властной вертикали при оптимальном разделении предметов ведения, должного вертикального разделения властных полномочий между соответствующими уровнями государственной власти.
Во многих республиках, краях и областях уже отменены законодательные и нормативно-правовые акты, противоречащие федеральной конституции. Созданы семь федеральных округов, которые призваны усилить контроль федерального центра над деятельностью властных структур субъектов Федерации. Предпринимается комплекс других мер по укреплению российской государственности. О действенности этих мер свидетельствует, в частности, провал на губернаторских выборах последних лет целого ряда действующих губернаторов, которые чуть ли не уверовали в свое всевластие и неуязвимость.
7.5. Какое содержание вкладывается в понятие «политика»?
Система управления, или управляющая система, служит в качестве инструмента реализации политики государства. Это вполне объяснимо, если учесть, что основополагающая функция государства — это управление социальными, экономическими, технологическими, духовными и иными отношениями и процессами, происходящими в обществе, всеми важнейшими сферами общественной жизни.
Понятия «политика» и «политическое» характеризуются многозначностью. Но на вопрос, что такое политика, люди, как правило, отвечают по-разному. Говорят, например, о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.
Что же все-таки представляет собой политика? Политика в собственном смысле слова представляет собой, с одной стороны, сферу деятельности людей, где осуществляется взаимодействие между различными, зачастую противоборствующими или конфликтующими социально-политическими силами по поводу власти и властных отношений. В этом плане политика теснейшим образом связана с миром политического. Более того, нередко эти понятия используются в качестве синонимов. С другой стороны, под политикой понимается форма деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельно взятой личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, наукой, здравоохранением и т. д. В более узком смысле это понятие используется для характеристики и описания деятельности государства в различных сферах общественной жизни. Иначе говоря, под политикой понимается комплекс основных направлений деятельности государства, которые выражают сущность и социально-политическое назначение государственного управления обществом.
Политика является результатом и проявлением функционирования мира политического. В качестве основных субъектов политики выступают как государство, так и различные государственные и политические институты и учреждения, партии, организации, движения и даже отдельные личности. Она связана с принятием решений людьми, наделенными для этого соответствующими полномочиями со стороны общества. Именно с помощью политики государство определяет смысл существования общности людей в рамках государства, общую волю и общий интерес всех членов общества, а партии, организации, движения и т. д. — свои цели, волю и интересы своих членов.
Именно с помощью политики государство осуществляет управление важнейшими сферами жизни людей, обеспечивая реализацию общей воли и интересов всех членов общества. Поэтому не случайно политику иногда называют «искусством управлять». Она в той или иной форме и степени затрагивает всех граждан государства. В ней принимают участие огромные массы людей, преследующих свои социальные, экономические, культурные и иные интересы. Степень сложности и многогранности политики зависит от масштабов экономического, социального, этнонационального, конфессионального и других форм плюрализма в обществе.
Политика призвана решать жизненно важные для общества повседневные и стратегические проблемы, разрабатывать и реализовывать программы обеспечения жизнеспособности, эффективного
функционирования и дальнейшего развития как общества в целом, так и отдельных его подсистем. В этом плане говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, в области образования, здравоохранения и др.
Политика как форма деятельности ее субъектов проявляется в политическом процессе, в ходе которого каждый из этих субъектов защищает и «продвигает» свои интересы. Характер и особенности политических процессов обеспечивают функционирование или, напротив, противодействуют функционированию политической системы. Их содержание, формы и направления самым непосредственным образом зависят от формы государственного правления или типа политической системы, от национальных, исторических, социально-экономических, социокультурных и иных факторов и т. д.
В этом смысле политика включает как конфликты, борьбу и конкуренцию за власть и влияние, так и совместные действия людей в поисках оптимальных путей функционирования и развития общества и государства. Поэтому и говорят о политических конфликтах, политической борьбе, политическом курсе, политических программах и т. д.
Для целей эффективной реализации политики в важнейших ее проявлениях субъекты Федерации должны обладать соответствующими ресурсами — материальными, финансовыми, людскими и др. Особенно важное значение с этой точки зрения имеет ресурс власти. Без власти не может быть нормальной, эффективной политики. Правы те исследователи, которые считают, что любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение тем или иным образом связано с властью.
Политика — это не только борьба и конкуренция за власть и влияние различных противоборствующих или конфликтующих социально-политических сил и интересов, но и форма их взаимодействия в целях поиска оптимальных путей развития общества и государства.
Политика воплощает в себе взаимосвязь и взаимозависимость, диалектику внутренних и внешних условий и факторов развития общества и государства. Поэтому естественно, что политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя политика
Внутренняя политика представляет собой совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной и других важнейших сферах общественной жизни. Ключевое значение
имеет деятельность государства, направленная на обеспечение условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, его целостности, жизнеспособности и стабильности.
Для реализации целей внутренней политики государство использует широкий спектр средств, таких, как государственный бюджет, налоги, система социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения, судебные и правоохранительные органы.
Политика государства в различных сферах общественной жизни отнюдь не ограничивается общегосударственным уровнем деятельности центральных властей, осуществляющих ее с помощью бюджетно-финансовых и иных рычагов. В действительности масштабы и роль государства значительно шире. Как уже говорилось выше, различают три уровня управления в государстве: общегосударственный, региональный и местный. Соответственно политика тоже осуществляется на этих трех уровнях. При этом надо учитывать и то, что регионы, области, края, республики в Российской Федерации, штаты в США, Индии, Мексике, земли в Германии и т. д. имеют свои собственные интересы и цели, не всегда совпадающие с общегосударственными. Они вправе принимать политические решения по вопросам, имеющим жизненно важное значение для населения своего региона или муниципалитета. Действия по их реализации при определенных условиях могут негативно отражаться на политике центральных властей, направленной на достижение единых общегосударственных стандартов уровня жизни, социального обеспечения, систем образования, здравоохранения, трудовых отношений, ценообразования и др.
Внутренняя политика государства в зависимости от направления может быть экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и др. К примеру, именно государству принадлежит главная роль в обеспечении гарантий свободы предпринимательской деятельности, защите прав собственника, прав потребителей и т. д. Особенно незаменима роль государства как гаранта поддержания конкурентной среды, где определяющее значение имеет антимонопольное или антитрестовское законодательство. Государство играет незаменимую роль в валютной и финансовой сферах, обеспечивая гарантии надежности национальной валюты и стабильность денежной системы. Ключевое место в политике государства занимают составление, принятие и распределение государственного бюджета по соответствующим статьям, определяющим, куда пойдут и как будут израсходованы обозначенные в нем средства.
Особенно актуальна роль государства в управлении экономическими процессами в периоды спадов и кризисов, когда на первый план выходят проблемы мобилизации всех ресурсов для восстановления экономики.
С учетом всего этого можно утверждать, что современная рыночная экономика не может существовать и эффективно функционировать без взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Обоснованность этого тезиса станет особенно очевидной, если учесть, что для нормального и эффективного функционирования рыночной экономики требуются благоприятная социальная, организационная, нормативно-правовая среда, политическая стабильность, поддерживаемые силой и авторитетом государства.
Одним из важнейших инструментов обеспечения этих условий является социальная политика государства. Социальная политика — это комплекс мер, принимаемых и реализуемых государством для достижения благосостояния широких слоев населения, предотвращения диспропорций в доходах различных групп населения, уменьшения и смягчения последствий социального неравенства, создания сносных условий жизни неимущих и малоимущих, стариков, инвалидов и др.
Данное направление государственной политики очень важное, поскольку социальная инфраструктура играет ключевую роль как в определении магистральных направлений развития самого общества, так и в обеспечении общих условий функционирования и развития экономики. В условиях неразрывной взаимосвязи социальной и экономической сфер социальная политика призвана решать принципиально важные экономические задачи. Дело в том, что социальная политика направлена на предотвращение и преодоление нестабильности в обществе, что имеет решающее значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики.
Круг вопросов, которые охватывает социальная политика, весьма широкий и касается почти всех сфер общественной жизни и большинства граждан государства. Главная ее задача — обеспечение справедливого распределения доходов. При этом речь идет не только об имущих и неимущих, богатых или бедных, но и о делении населения на различные категории: по половому признаку, расовой принадлежности, возрастному признаку, на работающих и безработных, лиц с различным образованием и т. д.
Военная политика — это часть общей политики государства, служащая обеспечению национальной безопасности страны от внешних
и внутренних угроз, защиты и реализации национальных интересов, территориальной целостности, суверенитета страны и т. д. Главная цель военной политики — разработка и реализация мер по укреплению обороноспособности страны, и прежде всего путем сохранения на должном уровне, а при необходимости — путем наращивания вооруженных сил. В этом отношении военная политика имеет как внутриполитический, так и внешнеполитический аспект. Здесь, как ни в одной другой сфере, наблюдаются теснейшая взаимосвязь и единство внутренней и внешней политики государства.
Самостоятельным объектом государственной политики являются межнациональные отношения. Как известно, в современном мире большинство стран являются многонациональными. В условиях, когда этнонациональный фактор вышел на передний план и стал катализатором многих противоречий и даже вооруженных конфликтов, межнациональные отношения приобретают все возрастающее значение. Проблемы этнонациональных, культурных, языковых меньшинств в последние десятилетия становятся все более значимыми и в тех странах, которые, во всяком случае в теории, считаются государствами одной нации (например, Франция, Германия, Великобритания и др.).
Политика государства в этом направлении призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Важно учитывать, что на государство ложится особая ответственность за защиту и обеспечение интересов, прав и свобод не только отдельно взятого человека или гражданина, но также этнонациональных, конфессиональных, культурных и иных меньшинств. Государство называется правовым именно потому, что оно гарантирует равные права всем своим гражданам, независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания. От неукоснительного соблюдения этого золотого правила во многом зависят перспективы существования многонациональных государств.
Важной составной частью внутренней политики является политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, или экологическая политика. Она имеет своей целью рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие био- и социосфер, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Значимость экологической политики постоянно возрастает. Это объясняется большей частью постоянным и неуклонным расширением ареала человеческой деятельности, включая глубины океанов и космическое пространство.
Политику нельзя считать раз и навсегда данной и неизменной реальностью, не подлежащую каким бы то ни было изменениям. Это — феномен исторический, подверженный изменениям в зависимости от общественно-исторических, социально-экономических, политических, геополитических и иных условий существования данного государства. Обоснованность этого тезиса становится очевидной, если учесть, что с течением времени одни проблемы устаревают и утрачивают свое значение, а другие, наоборот, выходят на передний план и приобретают приоритетное значение. В зависимости от этого меняются содержание, характер и направления внутренней политики государства.
В современных условиях политика теснейшим образом связана с той или иной степенью вмешательства государства в общественно-политические, социально-экономические и иные процессы. Так, в XX в. спектр политических курсов был весьма широк — от существенного ограничения вмешательства государства в социальную и экономическую сферы в демократических странах до полного огосударствления экономики в тоталитарных государствах. В демократических странах характер, направления и масштабы такого вмешательства в значительной степени зависят от исторических, социокультурных, политико-культурных и множества других факторов. Например, на протяжении 1990-х годов в силу сложившихся условий главная задача, стоящая перед российским государством, заключалась в том, чтобы вывести экономику страны из глубокого системного кризиса, снизить рост инфляции, реализовать программу приватизации государственного имущества. С решением этих проблем в первые годы нынешнего столетия на первый план выдвинулись проблемы обеспечения стабильного экономического роста, сокращения разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения, сокращения числа бедных в стране и др.
В то же время в различных сферах требуются разные формы и средства реализации политики. Например, в духовной сфере эффективность политики нельзя и невозможно оценивать по показателям прибыльности и конкурентоспособности продукции, как это принято в сфере экономики. Здесь основополагающее значение имеют критерии обеспечения духовного здоровья общества, без которого невозможна и рыночная экономика, придерживающаяся принципа добросовестной конкуренции.
Очевидно, что разные политические силы по-разному могут относиться к такому вмешательству. К примеру, сторонники монетаризма и экономического либерализма, придерживаясь так называемой концепции
минимального государства, считают, что роль правительства в регулировании деятельности субъектов экономической деятельности должна быть сведена к минимуму. По их мнению, наилучшим инструментом регулирования этой деятельности является «невидимая рука рынка». Соответственно они — за политику сокращения государственных расходов в экономической, социальной, образовательной, научной и иных сферах. Для сторонников кейнсианства, наоборот, азбучной истиной является необходимость активной политики государства в важнейших сферах общественной жизни. На этом основании они поддерживают политику правительства, направленную на поддержание покупательной способности населения в качестве инструмента экономического роста, создания рабочих мест, реализации широкомасштабных государственных социальных программ и т. д. Что касается приверженцев тоталитаризма, то большинство из них выступает за тотальное огосударствление экономики, ее полное подчинение государству.
В целом можно сказать, что внутренняя политика государства играет решающую роль в создании и защите социальной и экономической инфраструктуры, защите всех институтов гражданского общества и обеспечении надлежащих условий их жизнеспособности и эффективного функционирования.
Внешняя политика
Как уже указывалось, государство — субъект политики, выступающий в качестве ее носителя не только внутри страны, но и на международной арене. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, вступать в межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир.
Ведущую роль в системе международных отношений играют великие державы, несущие особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности. Их особая роль на мировой арене признана практически всем мировым сообществом, и это несмотря на утвердившийся в международном праве принцип равноправия всех без исключения государств независимо от размера их территории, экономической и военной мощи, политического влияния.
Немаловажное место в мировой политике занимают также межгосударственные союзы, всемирные и региональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства
(ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др. Заметную роль играют международные организации в решении проблем сырья и энергетики (например, ОПЕК). Важные функции возложены на Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и обеспечить развитие атомной энергии в мирных целях.
Существенным фактором мировой политики стали ежегодные совещания по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам «Большой семерки», а теперь, после того как Россия стала членом этой организации, — «Большой восьмерки», в которую входят восемь наиболее индустриально развитых стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония, Италия и Канада, а также Россия. Главное внимание на совещаниях «Восьмерки», как правило, уделяется решению таких вопросов, как обеспечение экономического роста, сглаживание несбалансированности внешнеэкономических связей, инфляция, безработица. Вместе с тем все большее внимание уделяется военно-стратегическим, внешнеполитическим и другим вопросам.
Активными субъектами, или агентами, международных отношений в последнее время стали многонациональные и транснациональные корпорации, оказывающие все возрастающее влияние не только на характер функционирования и тенденции развития мировой экономики, но и на политические, социальные, культурные и иные процессы во всемирном масштабе. Сегодня решения, принимаемые в их штабах, порой могут сказаться на жизни граждан отдельных стран, особенно малых и средних, в большей степени, чем решения, принимаемые их правительствами.
Основу международной политики составляют взаимоотношения, сотрудничество, противоречия, конфликты между разными народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой для всех них верховной власти. Одна из главных функций международных отношений — найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов разных государств. Предельно острым выражением конфликта является война. Но в современном мире государства прибегают к войне как способу обеспечения своих национальных интересов лишь в том случае, если все другие средства не дали положительного результата. Как правило, государства предпочитают решать возникающие между ними споры за столом переговоров, на путях взаимного сотрудничества и поиска согласия. Поэтому конфликт и консенсус, спор и согласие в единстве обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового
сообщества. Интенсивность конфликтов и устойчивость согласия зависят от конкретной ситуации в мире, от расклада социальных и политических сил, экономических, военно-политических и других факторов.
В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, основные внешнеполитические функции возложены на министерство иностранных дел; в США внешней политикой занят государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем; во Франции — министерство внешних сношений; в Аргентине — министерство внешних сношений и культа и т. д. Будучи важным звеном в механизме государственного управления, внешнеполитическое ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.
Главным средством осуществления внешней политики является дипломатия. Общепризнанный принцип межгосударственных отношений — взаимность. Это значит, что государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности. Дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Они призваны способствовать укреплению связей между государствами, решению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях. Сам факт их установления служит свидетельством международно-правового признания государствами друг друга, — признания фактического (де-факто) и юридического (де-юре).
Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства: посольства, миссии, консульства, торговые и иные представительства. Важнейшая их функция состоит в информировании своего правительства о положении дел и событиях в стране пребывания, а также в информировании правительства страны пребывания о политике представляемого ими государства.
Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества в экономической, политической, культурной и иных областях. Дипломаты разрабатывают соглашения о торговле, о таможенных пошлинах, транспорте, почтовом и телеграфном сообщении, валютных расчетах. Дипломатам приходится решать такие деликатные вопросы,
как предоставление права политического убежища и выдача преступников, защита прав человека и др.
Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т. д. Совокупность этих факторов в переложении на внешнюю политику фокусируется в концепции национального интереса.
Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическим положением и ресурсными возможностями государства в точках пересечения множества взаимопереплетающихся, взаимосвязанных, взаимодополняющих, конфликтующих, разнонаправленных интересов, предпочтений, целей. Реальные, объективные национальные или государственные интересы, ориентированные на сохранение суверенитета, территориальной целостности страны, являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государств и реализации международных отношений. Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием.
Это особенно верно в отношении так называемых ложных или превратно понятых национальных интересов. Здесь имеются в виду такие интересы, которые сформулированы исходя из идеологических предпочтений, устремлений отдельных группировок правящего класса к установлению своей гегемонии в отдельном регионе или во всем мире.
Столкновение реальных интересов порождает реальные конфликты, но реальные конфликты на международной арене могут быть порождены и так называемыми ложно понятыми и превратно сформулированными национальными интересами или соображениями национальной безопасности. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., а также при американо-английской агрессии против Ирака весной 2003 г. И в том, и в другом случае лидеры обеих держав не сумели отделить долгосрочные стратегические национально-государственные интересы от сиюминутных, конъюнктурных целей и вовлекли свои народы в дорогостоящие, заранее обреченные на позорное поражение авантюры.
Существуют различные по своей значимости национальные интересы. Они подразделяются на главные и второстепенные, постоянные
и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Главные и постоянные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. К главным национальным интересам относятся прежде всего обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, его безопасности, стабильности и процветания. Они обеспечиваются государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными и, наконец, путем угрозы применения или реального применения силы вплоть до объявления войны.
Второстепенные и переменные интересы носят производный характер и, изменяясь под влиянием многих факторов, могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.
Среди главных целей государства в системе мирового сообщества, соответствующих его национальным интересам, ключевое место занимает обеспечение безопасности страны, стабильности политической системы, благополучия общества. Главная составляющая национального интереса — императив самосохранения государства. В крайнем своем выражении эта цель выступает как обеспечение выживания государства, отстаивания всего того, что придает смысл, значимость самому его существованию. В таком контексте национальная безопасность тесно связана с защитой общественно-политической системы страны. В этом случае речь идет о способности государства защищать и отстаивать свои внутренние интересы, принимая меры по сохранению единства сообщества, целостности национального государства как носителя общих ценностей, характеризующих образ жизни данного народа.
Очевидно, что область исследования национальной безопасности охватывает средства, формы и методы, с помощью которых то или иное государство планирует и разрабатывает внешнеполитическую стратегию, обеспечивает свою безопасность. Государство располагает разными средствами защиты своих интересов. Самым радикальным из них является применение или угроза применения насилия. Нация не может жертвовать своими законными интересами и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью войны.
Главная ответственность за реализацию этой функции возлагается на вооруженные силы. В начале ХIХ в. известный германский военный
теоретик Клаузевиц сформулировал свой знаменитый афоризм: «Война есть продолжение политики иными средствами». Но государственные деятели действовали в духе этого афоризма задолго до Клаузевица. Дело в том, что отношения между государствами характеризуются взаимными противоречиями, конкуренцией и конфликтами. В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между соперничающими сторонами. Агрессия, война одного государства против другого столетиями воспринимались политиками как законное и приемлемое средство разрешения возникающих конфликтов. В условиях ядерного века главными целями мирового сообщества является сохранение и обеспечение международной безопасности, создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира и возникновение глобального конфликта. Основные принципы поддержания мира и международной безопасности сформулированы в Уставе и других документах ООН. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии, неприменения насилия при разрешении международных споров.