Глава 16. Становление системы управления государства России

Русское национальное государство сложилось в глубокой древности. Даже если руководствоваться официальной точкой зрения, имеющей в основании факт призвания на правление в Славии варяжского князя Рюрика, Россия существует 1153 года. Многочисленные находки этно-археологов и антропологов, летописные свидетельства соседей и артефакты национальной истории показывают, что развитая государственность в Восточной Европе имеет по меньшей мере трёхтысячелетнюю историю.

Археологи и антропологи доказали, что в расовом и этническом отношении население Восточной Европы не менялось последние двадцать тысяч лет.

Открытие в 1987 г археологами С. Г. Боталовым и В. О. Мосиным на Южном Урале города Аркаима - ровесника древней Трои – первого в знаменитой «Стране городов» - стало серьёзным аргументом в пользу значительной древности праславянской цивилизации и государственности. Масштабные исследования Аркаима под руководством Г. Б. Здановича подтвердили его индо-арийскую принадлежность[181]. За истекшие три десятка лет на территории между реками Белой и Енисеем открыто более сотни таких аркаимов, устроенных по единому плану, относящихся к единому культурно-хозяйственному типу и обладающих сходной материальной куль- турой. Самый крупный город той эпохи обнаружен в Новосибирской области неподалёку от озера Чаны на окраине посёлка Здвинск: в нём проживало около двадцати тысяч жителей (примерно столько же проживало в гомеровской Трое), занятых преимущественно ремеслом и торговлей. Один из городов этой цивилизации найден на берегу Иртыша неподалёку от деревни Батаково экспедицией омского археолога Л. Погодина. Анализ погребального инвентаря соседних с городами некрополей дал основания говорить о значительной имущественной дифференциации населения и возможных началах государственно организованного общества[182].

Воинственные предки древних славян около трёх тысяч лет назад наводили ужас на народы Ближнего Востока, что заставило древнееврейских пророков сделать соответствующую запись в Библии: Книга пророка Иезекииля в ряде стихов сообщает нам о князе Роса, Мешеха и Фувала народа Гог, проживавших в Земле Магог (Иез. 38: 1-9, 18-23)[183].

Многочисленные свидетельства античных современников живописуют нам особенности Скифской державы в Северном Причерноморье. Это государство располагало дифференцированной системой управления и всеми необходимыми для его эффективности атрибутами[184], но длительное время скифов отождествляли с некими северными иранцами. Только работы отечественных и зарубежных исследователей последней трети ХХ века таких как В.И. Абаев, Ж.Ж, Варбот, В.И. Георгиев, А. В. Десницкая, В. А. Дыбо, А. А. Зализняк, В.В. Иванов, В.М. Иллич-Свитыч, Г. А. Климов, В. В. Мартынов, В.Н. Топоров, О.Н. Трубачёв[185], Ж. Дюмезиль убедительно доказали славянские корни скифов. Особенно велика в этом заслуга этно-археологов, лингвистов и историков культуры. Оказалось, что одежду, известную нам по покрою и орнаментике изображений скифов на древнегреческих вазах, фресках и других культурных реликтах, ещё сто лет назад носили жители Воронежской, Курской и других Центрально-чернозёмных губерний.

В античной истории прочно прописался ряд народов, называвших себя русы. Это знаменитые этруски – учителя римлян, которые называли себя просто росены. На Балканах жили воинственные одрисы, к которым принадлежал и легендарный Спартак: они называли себя просто русы. В Приазовье на Кубани жили роксоланы, самоназвание которых было так же русы[186]. Историк VI века Иордан Гот в своей знаменитой «Гетике» писал: «Русы – суть племя из славян» [187].

Нашим предкам досталась крайне неудобная с геополитической точки зрения территория на самом рубеже Великого Леса и Великой Степи, открытая для вражеских нападений с востока, юга и запада. Русский народ не только сохранил свои жизненные силы, но и создал мощное государство, контролирующее шестую часть земной суши. Всё это произошло благодаря двум величайшим хозяйственным открытиям. Уже семь тысяч лет назад наши предки научились строить рубленые избы с печами и тёплым деревянным полом, что позволяло им комфортно переносить самые суровые зимы. Около трёх тысяч лет назад наши предки начали применять для пашенного земледелия лошадь, сконструировав для этого хомут и необходимые предметы упряжи. Всё это позволяло использовать для земледелия не только удобные речные долины, но и сложные междуречья. Уже во времена Геродота народ сколотов, живший по берегам Днепра, практиковал товарное производство пшеницы и торговал хлебом с полисами Древней Греции и Малой Азии. Коммуникации сообществ свободных земледельцев позволили создать единый государственный организм как инструмент защиты национальных интересов и обороны от многочисленных супостатов, зарившихся на самодостаточное общество наших древних предков. Земледельческая община в раннегосударственную эпоху эффективно выполняла функции единицы общества, осуществлявшей национальный прогресс.

В начале нашей эры античные и восточные источники сообщают о трёх древнеславянских государствах Восточной Европы: Славии на севере в районе озера Ильмень, Куявии – государстве полян на Днепре и Артании. В V веке нашей эры в Приднепровье складывается Антская держава с центром в Киеве. Скудные сведения об этом древнерусском государстве мы находим в хронике византийского императора Зенона (476 - 491 гг), на шестом году правления которого блистательный Царьград – Константинополь посетил «владыка стран севера», имя которого Кий[188]. Кроме того, что русский князь был «в гостях» целых полгода и принял святое крещение, лукавые греки ничего нам не сообщили. Но даже эти скупые факты говорят о многом: лишь правитель сильного государства, обладающий авторитетом власти, мог позволить себе полугодовую отлучку за рубеж. Факт православия в V веке на Днепре косвенно подтверждают находки археологической экспедиции академика М.К. Каргера, обнаружившей в 1980 г фундамент церкви-ротонды и иную христианскую атрибутику в культурном слое, сложившимся за пол тысячелетия до официального Крещения Руси[189]. Антская держава пала, не выдержав натиска хазар.

Центр древнерусской политической жизни переместился на север в Славию. Здесь в 862 г происходят события, значимость которых до сих пор является предметом жаркой дискуссии исследователей и любителей истории. На престол княжества был призван варяг Рюрик. Некоторые апатриотичные авторы спешат объявить его шведом, датчанином, немцем, который взял да и основал нам – отсталым государственность. При этом игнорируется факт, что в языке скандинавских народов Русь того времени называется Гардарики – т.е. Страна Городов! Действительно, только по летописным источникам в то время у наших предков насчитывалось более двухсот городов. (Археологи позволяют утверждать наличие не менее пятисот!). Не мог народ, имеющий развитую городскую цивилизацию, не обладать не менее развитой государственностью. На три скандинавских королевства того времени приходится всего шесть городских поселений! Не будем вдаваться в аргументацию норманнистов, но остановимся на рассмотрении ключевого момента: кем был по национальности князь Рюрик?

Рюрик был варягом! Этот факт не отрицает никто! Но кто такие варяги и где они жили? Наиболее убедительные ответы на указанные вопросы дали, на наш взгляд, участники международной конференции «Начала русского мира», неоднократно проводившейся в Санкт-Петербурге под эгидой директора Института Истории РАН академика А.Н. Сахарова[190]. В конференции кроме исследователей из России работали учёные Швеции, Германии, Франции, Греции, Болгарии, Сербии, Украины, Беларуси и автор учебного пособия. Особый интерес вызвали сообщения немецких и шведских авторов, которые, опираясь на обширный круг зарубежных средневековых источников, доказали славянское происхождение Рюрика, который был представителем князей народа вагров, некогда проживавших в нынешней Земле Мекленбург-Передняя Померания ФРГ. Шведская исследовательница Лидди Грот на основе анализа палеогеографических источников доказала, что область Рослаген, из названия которой пытаются выводить имя России, во времена Рюрика была дном моря и только благодаря геотектоническим процессам стала сушей лишь в последние пятьсот лет[191]. Немецкие исследователи реабилитировали Готлиба Байера и Герарда Миллера, получивших приоритет основоположников норманнизма, указав на ошибочный перевод с немецкого на русский, в результате чего Рюрик, живший в Мекленбурге, принадлежавшем в ХVIII в Швеции, вдруг стал шведом. Один из наиболее авторитетных историков России академик РАН Чубарьян А.О.[192] аргументировано доказал славянские корни Рюрика, полагая, что человек, не владеющий языком подданных едва ли мог быть приглашен для управдения.

Реальность Рюрика – славянина у нас не вызывает сомнения, но мы будем рассматривать его лишь как основателя великокняжеской и царской династии в России, где Рюриковичи правили до 1598 г. Русская государственность, как мы указывали выше, возникла за много веков до его призвания. Но Рюрик был правителем только в Славии. После его смерти в 882 г мощным походом на юг регент государства Олег объединил Славию и Киевскую землю в единую Русскую державу. Именно Олег (879 – 912 гг) стал основателем единого государства Киевской Руси, объединив большинство земель между Балтикой и Чёрным морем и утвердив национальные приоритеты в войнах с Хазарией и Византией.

Русское феодальное государство формировалось на собственной национальной территории как естественный результат экономико-политических процессов восточных славян. Жизнь в сложных природно-ландшафтных и геополитических условиях предопределила не только господствующий культурно - хозяйственный тип, но и характер политического поведения. Доминирующей единицей общества была соседская земледельческая община-мир, регламентирующая все виды коммуникаций в государстве и обществе.

Империя Рюриковичей была типичным раннефеодальным государством в составе Христианского супер-этноса[193]. Принятие христианства по образцу православного благочестия Византии в 988 г князем Владимиром – Красно Солнышко подняло международный авторитет Русского государства и способствовало укреплению системы великокняжеской власти. Но естественные процессы социально-экономического и политического характера привели в 1139 г к распаду единого государства.

Ослабление Руси усугубилось внешними факторами: в ХIII веке наши предки подверглись агрессии Великой Степи. Батыево нашествие и ещё более сокрушительные нашествия конца ХIII века темников Золотой Орды Бурундая, Неврюя, Куремсы и Дюденя разорили и обезлюдели Северо - Восточную Русь. Страна более чем на два века попала в данническую зависимость от Золотой Орды и уплачивала ежегодно десятую часть от всего. Народу одновременно пришлось восстанавливать экономику и государственную самостоятельность, осваивать новые территории и копить силы для национального возрождения.

1389 г следует считать датой основания современного Русского государства: в этом году, предвидя скорую смерть, герой Куликова Поля Великий князь Московский и Всея Руси Дмитрий Донской без согласования с Золотой Ордой передал княжество и престол своему сыну Василию. В те годы властному субъекту не было дела до выстраивания парадигмы государственного управления.

Лишь через полтораста лет в годы правления Василия III (1503-1533 г.г.), когда Московское государство не только освободилось от гнёта Орды, но превратилось в Россию (площадь государства выросла с 430 тыс. кв. км до 2.8 млн. кв.км!), актуальной стала задача формирования государственной парадигмы управления. В 1523 г Филофей - старец Елизарова монастыря во Пскове в письме Государю Василию Ивановичу написал: «Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства придоша в конец и снидошася во едино царство нашего Государя, то есть Ромейское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не бытии!»[194]. Концепция «Москва – Третий Рим»на многие годы стала государственной идеей России, формировавшей внутреннюю и внешнюю политику державы и коммуникации управления как таковые. В том же 1523 г полностью была ликвидирована феодальная раздробленность и Северское княжество – последний самостоятельный удел - было присоединено к России.

В эту эпоху складывается важнейшая особенность Русской государственности, предопределившая характер и содержание внешней и внутренней политики державы, отличный от Западной Европы. Самодержавие России выросло из самоуправления городов и территорий как ответ на внешние вызовы, создававшие угрозы существованию государства и нации. В Западной Европе самоуправление и гражданские институты стали результатом длительной борьбы горожан с самодержавным абсолютизмом королей и феодальных владетелей. Поэтому всё население России от придворной аристократии до черносошных крестьян и крепостных было подданными Всероссийского Государя-самодержца и различалось лишь числом повинностей в пользу Государства. Население стран Западной Европы сословно различалось числом привилегий, что было немыслимо для России.

Дело укрепления государства продолжил Иван Васильевич IV, который 16 января 1547 г официально принял царский титул и короновался на Царство. Русский титул «царь» (как и немецкий «кайзер») восходит к имени Цезарь. В годы правления Ивана IV в стране вводится единое денежное обращение, учреждается регулярная армия, городское самоуправление и окончательно в пользу России решается конфликт Великого Леса и Великой Степи (в 1552 г по праву завоевания в состав России входит Казанское ханство, в 1556 г – Астраханское; в 1554 г добровольно присоединяются остатки Большой Орды и Башкирия, в 1555 г номинально принимается в русское подданство Сибирское ханство). Иван IV проводит губную и земскую реформы, даруя подданным начала самоуправления.

На рубеже веков, не смотря на Смутное время и междуцарствие, русский народ делает колоссальный рывок на восток: в 1581 г началась экспедиция Ермака в Сибирь, а уже в 1646 г казачий отряд Василия Пояркова вышел к Тихому океану. Всего за шестьдесят лет наши предки, стартовав на Урале, вышли встречь солнцу к Великому Морю-океану!

Великая смута, Русско-польская война и воцарение династии Романовых[195] знаменовали для России начало XVII века. Практически всё столетие страна посвятила восстановлению экономики, системы управления и накоплению политических сил, что позволило в следующее столетие Российской империи войти в число Великих держав, определяющих политические и экономические процессы планеты.

Существенные перемены в системе государственного и местного управления происходят в рамках реформ Петра Великого. Приказная и воеводская системы управления заменяются созданием коллегий, управлявших сферами жизни государства, происходит разделение страны на губернии и провинции.

Крупнейшие города России получили бурмистерские палаты,которые одновременно были и местным органом, управлявшим посадом, и ведали сбором большей части налогов, собиравшихся прежде приказами. Ейподчинялись местные выборные посадские органы городов — земские избы, возглавившие их земские старосты стали называться бурмистрами. С созданием этого органа самоуправления посадское население было изъято из управления и суда воевод, что показательно для возросшего значения купечества и городов. С образованием губерний в 1709—10 гг финансовые функции бурмистерских палат и земских изб отошли к губернским учреждениям. Бурмистерская палата и земские избы остались в качестве ратуш — выборных органов посадского населения.

После впечатляющей победы в Северной войне Пётр Алексеевич принимает 11 ноября 1721 г титул Императора Всероссийскогои звание Отца нации. Со времени Полтавской баталии слова «За Веру, Царя и Отечество!» становятся официальным символом России.

Следующий важный этап формирования государственной парадигмы управления связан с административной реформой Екатерины Великой (1762 – 1796 г.г.). В начале царствования ею предпринимается созыв Уложенной Комиссии, которой вменялось систематизировать законы империи[196]. Выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ было обозначено как основная цель . 14 декабря 1766 года Екатерина II публикует Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. (Дворянам разрешалось избирать одного депутата от уезда, горожанам — одного депутата от города. В комиссии работало более 600 депутатов, 33 % из них было избрано от дворянства, 36 % — от горожан, куда также входили и дворяне, 20 % — от сельского населения - государственных крестьян и свободных землепашцев. Интересы православного духовенства представлял депутат от Священного Синода.) В качестве «технического задания» для Комиссии в 1767 году императрица подготовила «Наказ» — теоретическое обоснование просвещённого абсолютизма в России, который перекликается с сочинениями Ш. Монтескьё «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях»[197]. Правда через полтора года после начала работы Комиссия была распущена, так и не выполнив предначертанных задач[198].

7 ноября 1775 г. было создаётся «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стала действовать двухзвенная структура — наместничество, уезд (в основе которого лежал принцип численности здорового населения). Из прежних 23 губерний были образованы 53 наместничеств, в каждой из которых проживало 350—400 тысяч душ мужского пола. Наместничества делились на 10—12 уездов, в каждом по 20—30 тысяч душ мужского пола.

Генерал-губернатор управлял несколькими наместничествами, во главе с наместниками (губернаторами), герольд-фискалами и рефатгеями. Генерал-губернатор имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях. Генерал-губернаторам были подчинены губернские прокуроры и тиуны. Генерал-губернатор подчинялся непосредственно императору а император в качестве совещательного органа использовал Сенат. Генерал-губернаторов назначал Сенат.

Результаты реформы управления вызвали расцвет экономики: в последней четверти XVIII века российская империя по объёму ВВП и темпам роста производства выходит на первое место в мире! Но это была лебединая песня хозяйства, имеющего в основании систему крепостнической эксплуатации.

При реформировании упор делался на использование возможностей городов, Но городов - центров уездов - было недостаточно и Екатерина II даровала статус города многим крупным сельским поселениям или пограничным крепостям, сделав их административными центрами. Среди новообразований был и Омск, в 1782 г получивший статус города. Таким образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами.

Город выводился в отдельную административную единицу. Во главе его вместо воевод был поставлен городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а части делились на кварталы, контролируемые квартальным надзирателем.

Жители городов получили Магдебургское право, освобождавшее их от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом. На основе Магдебургского права в 1785 году в России была составлена «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (также известная как «Жалованная грамота городам»). Магдебургское право продолжало предоставляться и после присоединения территорий Речи Посполитой к Российской империи. В 1831 году указом императора Николая Первого Магдебургское право было отменено по всей империи, кроме Киева, где оно сохранилось до 1835 года.

Исследователи отмечают ряд недостатков проведенной при Екатерине II губернской реформы. Так, Н. И. Павленко пишет, что новое административное деление не учитывало сложившиеся связи населения с торговыми и административными центрами, игнорировало национальный состав населения (например, территория Мордовии была поделена между 4 губерниями): «Реформа кромсала территорию страны, как бы резала «по живому телу»[199]. Н. Д. Чечулин указывает, что губернская реформа привела к значительному увеличению расходов на содержание бюрократического аппарата. Даже по предварительным расчетам Сената, её осуществление должно было привести к увеличению общих расходов госбюджета на 12-15 %; однако к этим соображениям отнеслись «со странным легкомыслием»; вскоре после завершения реформы начались хронические дефициты бюджета, которые так и не удалось ликвидировать до конца царствования. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн руб. в 1762 г. до 36,5 млн руб. в 1796 г.) — намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза) и больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII—XIX вв[200].

Во время правления внука Екатерины Великой Николая I (1825-1855) создаётся официальная государственная идеология Российской империи. Основные принципы «Теории официальной народности» были изложены графом С.С. Уваровым 19 ноября 1833 г при вступлении в должность министра в докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»[201]. Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), - утверждал граф Уваров - открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность. Позднее эта идеологема воплотилась в символ «Православие, Самодержавие, Народность». Триада графа Уварова являлась идеологическим обоснованием политики Николая I, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России, заявлявших, что «прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее же выше всяких представлений»[202]. Но национально-самобытная идеология не улучшила управление и не спасла империю от экономического и политического кризиса после поражения в Крымской войне.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Обоснуйте тезис о том, что в России самодержавие выросло из самоуправления земель и городов.

2. Назовите технологические изобретения, позволившие древним славянам освоить земли в зоне рискованного земледелия.

3. Назовите этапы развития городского самоуправления в России в XVI- XVIII веках.

4. Раскройте сущность парадигмы государственного управления, сформулированной монахом Филофеем.

5. Обоснуйте сущностные различия национальной политики Российской империи и стран западной Европы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Что дало возможность России победить во многовековом геополитическом споре «Великого леса» и «Великой степи?

2. Почему в России в XVIII веке не смотря на мощное развитие промышленности происходит «второе издание крепостничества»?

3. Что позволило русским землепроходцам в XVI – XVII веках за 40 лет освоить территорию от Урала до Тихого океана?

4. Какие инновации в систему государственного управления были внесены в рамках реформ Петра Великого?

5. Когда Россия начинает хозяйственное освоение Америки?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Истоки Русской государственности.

2. Особенности управления Русских аристократических республик.

3. Самоуправление сельской земледельческой общины – основание устойчивости развития Русского общества.

4. Причины превращения Руси в Россию.

5. Сущностные различия централизованного государственного управления России и Западной Европы.

6. «Табель о рангах» Петра Великого как важнейший социальный лифт в управлении Россией.

7. Управление экономикой России в XVIII веке.

8. Управление промышленностью в условиях крепостничества.

9. Русское купечество как единица общества Российской империи.

10. Историческое значение многовекового движения России «встречь Солнцу».

Наши рекомендации