Системные и структурные составляющие мира политического
Один из путей определения сущности и содержания любого понятия — это выявление основных его контуров, параметров и составных элементов. Мир политического — это самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, отличная от экономической, социальной и духовной. Проблема его определения сводится к проблеме вычленения границ между ним и другими подсистемами человеческого общежития. Мир политического представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, институтов, отношений, процессов и т. д. и включает множество сфер, таких, как государственно-правовая, партийная, избирательная, механизмы принятия решений, структурные и системные компоненты и т. д.
Естественно, что политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико-культурной сферами, так и с миром политического в собственном смысле этого слова. Когда мы говорим о мире политического, то имеем в виду уже застывшие, статичные, существующие в каждый конкретный момент феномены, структуры, составные элементы, в также условия их нормального функционирования и взаимодействия друг с другом. Но политическое не ограничивается этим, одной из важнейших его характеристик является динамика, поскольку это сфера, которая подвергается постоянным изменениям. К тому же политическое в своей интегральной части содержит теоретический и социально-философский аспекты. В данном контексте оно охватывает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений и др.
При всем том в центре мира политического стоят государство, власть и властные отношения — основополагающие категории политической философии и политической науки, которые дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов и всего мира политического. Только поняв природу власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы, комплекса общественных отношений.
Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. А это определяет господствующие в обществе нормы и правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическую символику и знаковую систему, а также другие компоненты национальной культуры. В массиве национального сознания каждого народа имеются базисные, как бы врожденные элементы, определяющие сам дух, менталитет, характер данного народа, и они не могут не накладывать родовую печать на его политическую систему. Общественная природа человека такова, что он не может не идентифицировать себя с определенной культурой, традицией, с чем-то таким, чем он гордится: собственным языком, собственной символикой. Именно в национальной культуре человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себе подобными и, собственно говоря, узнает себя. Будучи формой выражения бытия человека, культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека. Можно сказать, что культура — это базис суверенного бытия людей.
Применительно к рассматриваемому здесь вопросу речь идет о политической культуре, в которой как бы в превращенной форме реализуется ряд важнейших аспектов политического мировоззрения людей и политической философии. Политическая культура — это комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. В этом смысле политическая культура составляет в некотором роде дух, который одушевляет формальные политические институты.
Мир политического состоит как бы из двух самостоятельных сфер. В нем выделяют конкретную, или повседневную, политическую практику, осуществляемую исполнителями всех уровней в лице чиновников, функционеров, служащих государства, партий, организаций, объединений, корпораций, институтов мирового сообщества или международно-политической системы, и сферу разработки политических
программ, идеологий, курсов стратегического характера на всех уровнях и принятия решений относительно путей, форм и средств их реализации. Это примерно соответствует тому водоразделу, который М. Вебер проводил между чиновником и политиком. Задача чиновника состоит исключительно в беспрекословном профессиональном выполнении принятых политиком решений. При этом он не несет ответственности за направление и содержание политического решения. Такую ответственность несут политики, которые берут на себя функцию разработки программных установок и основных направлений их реализации.
Исходя из подобных соотношений, австрийский социолог и политик А. Шеффле назвал первую сферу сферой «повседневной государственной жизни», а вторую — сферой «политики». В первой сфере все решения по каждому конкретному случаю принимаются в повседневной практической деятельности в соответствии с четко установленными правовыми или иными нормами, правилами, предписаниями и существующими прецедентами. Здесь уместно говорить не о политике в собственном смысле слова, а о повседневном административном управлении. О политике, считал Шеффле, мы вправе говорить лишь в тех случаях, когда речь идет о легитимизации нового положения вещей, например заключении договора с иностранным государством, принятии парламентом нового закона о налогах, проведении избирательной кампании, подготовке оппозицией акций протеста или подавлении правительством этих акций.
Разумеется, такое разграничение носит условный характер, поскольку новая расстановка политических сил и соответственно принятие политических решений возможны и в процессе повседневного государственного управления. С рассматриваемой точки зрения интерес представляет то, что в английском языке для обозначения политики используются два термина: «policy» и «politics». Как отмечал известный французский социолог Р. Арон, «слово "политика " в первом его значении — это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом». Во втором значении это слово «относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления. Политика как область — это совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение». Все это говорит о том, что политика представляет собой одновременно и сферу деятельности, и форму деятельности.
Государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельно взятой страны, но и как носитель государственного суверенитета на международной арене, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Поэтому естественно, что в мир политического составной частью входит система международных отношений, международно-политический аспект всех тех субъектов, отношений, процессов, принципов и др., которые в совокупности составляют мировое сообщество.
Этот факт особенно актуален в наши дни, когда усиливаются интеграционные тенденции во всех сферах жизни разных государств и народов, регионов и континентов, более того, когда международная система приобрела действительно всемирный характер, а международные отношения — поистине глобальные масштабы.
Все изложенное выше дает достаточные основания для вывода о том, что понятие политического значительно шире и богаче понятий государства, политической системы, власти. Однако при всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, имеют в виду особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Иначе говоря, под политическим подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам и отношениям в обществе, за которыми признаны окончательная власть и авторитет, существующие в этом обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.
Политические отношения
Естественно, что политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико-культурной сферами, так и с миром политического в собственном смысле этого слова.
Иначе говоря, важной структурно-функциональной составляющей мира политического являются политические отношения между различными социальными силами, борющимися за власть, за доступ
к системе принятия политических решений и т. д. Под политическими отношениями понимается взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти. Их сущность и формы определяются социальными, экономическими, этнонациональными, конфессиональными и иными факторами. Специфика политических отношений состоит в том, что они выражают взаимосвязи между субъектами через отношения власти, в той или иной форме определяют характер всех других общественных отношений. Взаимопереплетаясь, группируясь в пучки взаимосвязей на основе определенных реальностей и интересов, они интегрируются в общую структуру политической системы.
Поскольку борьбу за власть ведут различные социально-политические силы, преследующие свои цели и интересы, политические отношения пронизывает дух соперничества, конкуренции. Это верно на уровне как отдельно взятой страны, так и мирового сообщества, где в качестве субъектов политических отношений выступают отдельные государства. Поэтому и говорят о международных или межгосударственных отношениях.
Деятельность и функционирование политической системы предполагают определенные правила игры. Различают правила, призванные регулировать пути, способы и методы, с помощью которых члены общества могут воздействовать на политическую власть, и правила, определяющие способы реализации политической власти. Первые охватывают отношения подчинения и участия, а вторые — отношения управления и регулирования.
Именно в рамках политических отношений формируются правила и нормы политической игры, принимаются законы, образуются партии, организации, избираются выборные органы власти, появляются и воспроизводятся политические институты, реализуется политика государств на международной арене, создаются союзы, подписываются межгосударственные и международные договоры и т. д. На основе политических отношений складывается упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, имеющая определенный смысл. В процессе реализации политических отношений осуществляется политический процесс.
Любые отношения предполагают как минимум две стороны, между которыми они происходят. Без этого условия отношения просто невозможны. Эти две стороны могут быть представлены равноправными или равновеликими субъектами или же субъектом и объектом. В первом случае в качестве примера могут быть приведены
отношения двух равных по весу, влиянию и статусу партий при выдвижении единого кандидата на ту или иную выборную должность или же двух великих держав при заключении союза для противодействия общему врагу на международной арене. Наглядное представление о втором случае дают, например, отношения между управляющими и управляемыми субъектами в системе государственного управления.
Политический процесс
Политические отношения теснейшим образом связаны с политическим процессом. Последний по сути дела является результатом реализации политических отношений. Именно в политическом процессе в значительной степени раскрываются роль и функции как власти и государства в целом, так и различных органов государственной власти в частности. Это один из важнейших путей волеизъявления граждан, в ходе которого различные социально-политические силы пытаются защищать свои права и интересы, доводить их до властных структур и добиваться от них принятия того или иного комплекса мер и шагов для их реализации. Именно в ходе политического процесса принимаются сколько-нибудь значимые для общества решения.
Любой процесс протекает в силу участия в нем разнородных социально-политических сил с разными, зачастую конфликтующими интересами и устремлениями. Процесс — это движение, динамика. То же самое можно сказать и о политическом процессе, в ходе которого разрабатываются и принимаются жизненно важные для населения и государства решения, определяются формы, пути, условия и средства их реализации.
Политический процесс охватывает действия различных субъектов политических отношений, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. Его результатом может быть сохранение и стабилизация существующего положения, постепенная реорганизация или отмена выполнивших свою функцию, изживших себя или показавших свою неэффективность институтов, органов, принципов государственно-политической системы, смена правительства и даже режима, создание новых институтов, принятие новых законов и нормативных актов и др.
Отражая происходящие в обществе изменения, политический процесс регулирует распределение власти между различными социально-политическими силами. Он протекает в различных формах. Речь идет прежде всего об избирательном процессе, главная
задача которого состоит в обеспечении представительства различных групп, общин, слоев, классов во властных структурах. Мы говорим о демократическом процессе, процессе перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии, о процессе перерождения демократии в диктаторский режим, механизме и процессе согласования интересов, процессе принятия решений, законотворческом процессе и т. д.
Выше отмечалось, что в политическом процессе, как и в политических отношениях, участвуют минимум две стороны. При этом возможно как сотрудничество, так и ожесточенная конкуренция вовлеченных в него сторон. Политический процесс может приобретать массовый характер, когда речь идет, например, о выборах всех уровней. Он может осуществляться также между узким кругом должностных лиц, например, при принятии законов в парламенте или какого-нибудь решения по конкретным вопросам. Процессы могут протекать на разных уровнях: международном, общегосударственном, региональном, местном, внутри разных социально-демографических групп, слоев, политических партий и т. д.
Как правило, политический процесс протекает в рамках существующего в каждый конкретный период политического режима с соблюдением общепринятых правил игры, большей частью регулируемых конституционными нормами. В этом случае он постоянно легитимизирует и воспроизводит существующие отношения, принципы, институты и нормы. Речь идет о стабильных политических процессах, которые протекают в стабильной экономической и социально-политической среде и для которых характерны устойчивые механизмы принятия политических решений и отработанные формы политической мобилизации граждан. Это, как правило, общества с высоким уровнем легитимности политической власти, правовых норм и политической культуры, где преобладают диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус.
В такие периоды более или менее глубокие изменения, происшедшие в обществе, находят свое выражение в экономических, социальных и иных реформах, призванных привести его институциональные структуры в соответствие с изменившимися реальностями. На протяжении всего XX столетия именно такая картина наблюдалась в крепко укоренившихся западных демократиях, которые с помощью широкомасштабных реформ коренным образом изменили лицо так называемого свободно предпринимательского капитализма ХIХ в.
Политические процессы даже в рамках стабильных политических систем носят сложный, нелинейный характер, их описание в рамках
даже самой совершенной теории не представляется возможным. Это особенно верно применительно к нестабильным, склонным к частым переменам и нестабильности политическим системам. В спокойные времена, когда между основными социально-политическими силами существует консенсус или согласие по основополагающим вопросам государственного устройства и правилам политической игры, эти процессы носят плавный, временами вялотекущий характер. Проблемы решаются по мере их возникновения и, что особенно важно, позволяют избегать внепарламентских, противоправных, насильственных действий со стороны тех или иных социально-политических сил.
В переходные, кризисные периоды, связанные с далеко идущими социальными, экономическими, политическими и иными изменениями, они протекают бурно, стремительно. Здесь речь идет о нестабильных, быстро сменяющихся политических процессах, возникающих и развивающихся в условиях кризиса власти и государственно-политической системы в целом. Так, например, в период реформ 90-х годов прошлого века в России процессы трансформации прежней тоталитарной политической системы в демократическую и централизованно плановой экономики в рыночную протекали такими «калейдоскопическими» темпами, что за 10—15 лет она прошла путь, равный тому, который западные страны преодолели за несколько десятилетий, а то и поколений.
Многие политические процессы обладают собственным внутренним ритмом или цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия участвующих в них субъектов, структур и институтов. Например, электоральный процесс осуществляется в связи с избирательными циклами, и соответственно политическая активность населения тесно связана с периодами выдвижения кандидатов в государственные органы, обсуждения их кандидатур и избрания. Пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает.
Все изложенное выше дает достаточные основания для вывода о том, что понятие политического значительно шире и богаче понятий государства, политической системы, власти и т. д. Однако при всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, речь все же идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами и др., которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Иначе говоря, под политическим подразумевается все то, что имеет отношение к феноменам, институтам, организационным формам и отношениям в обществе, за которыми признана окончательная власть и авторитет, существующие в этом обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.