Модуль 1. история политической мысли. политическая власть и политические системы.
Модуль 1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
Тема (в соответствии с тематическим планом): 1-4. Всего 18 ч. (лк. – 10 ч.: сем. – 8 ч.)
№ | Название темы | Лк. | Сем. |
Тема 1. Политология как научная дисциплина | 2 ч. | 2 ч. | |
Тема 2. Этапы исторического развития политических идей. Основные социально-политические школы и концепции. | 4 ч. | 2 ч. | |
Тема 3. Политика и власть | 2 ч. | 2 ч. | |
Тема 4. Политическая система общества и политические режимы | 2 ч. | 2 ч. |
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИН.
1. В письменной форме дайте определения следующим понятиям:политика, политология, функции политологии, сравнительная политология, прикладная политология, парадигмы политологии
Назовите причины, обусловившие интерес к социально-полит. проблематике? Каковы причины возникновения политики?
3. Как соотносится экономика и политика, политика и мораль, политика и право? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. Согласны ли Вы с выражением Ленина «Морали в политике нет, а есть только целесообразность»?
С именами каких мыслителей прошлого связано развитие политических исследований?
5. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите примеры такого подчинения
6. Заполните таблицу: На основе учебника определите содержание политики каждого уровня:
Уровни политики | Содержание политики |
1.Низший | |
2.Локальный | |
3.Национальный | |
4.Международный |
7. Назовите основные функции политологии (не менее 4), раскройте их содержание
Что изучают следующие разделы науки о политике?
Разделы | Что изучают? |
1. Политическая философия | |
2. Политическая социология | |
3. Политическая антропология | |
4. Политическая история | |
5. Политическая психология | |
6. Политическая география |
Как Вы считаете: влияет ли политика на профессиональную деятельность, которой Вы рассчитывайте заниматься после окончания вуза?
Темы докладов: 1) Политология как наука, 2) Основные парадигмы и школы политологии,3) Методика политологического исследования
4)Политическая наука современной России: основные задачи, пути развития, перспективы.
Тема 2. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ
1. В письменной форме дайте определения следующим понятиям:античные полис, тирания, аристократия, олигархия, охлократия, полития, демократия, «теория общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, социализм (социал-демократизм), славянофильство, западничество, революционный радикализм, народничество русский анархизм, марксизм, политическая идеология, политическое сознание, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, анархизм, популизм, демагогия.
Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы гос. правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?
6. Т.Гобс и Ж.Ж.Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках одного какого-либо органа; Дж.Локк и Ш.Монтескье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?
7. Вопрос-эссе. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно подчиняться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А.Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейской государство. А как считает вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.
Сторонников какой идеологии называют «левыми»?
Заполните таблицу
Ценности, идеи | Консерватизм | Либерализм | Социал-демократизм |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Прокомментируйте п.1 ст.13 Конституции РФ «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п.2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Может ли страна жить без государственной идеологии?
Тема 3. ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ
1. В письменной форме дайте определения следующим понятиям:кратология, власть, легитимность, легальность, типы легитимного господства, ресурсы и источники власти, субъект и объект политики, гражданское общество, группы интересов, лоббизм, корпоративизм,
2. В современной политологической теории сформировалось несколько подходов к определению полит. власти:
А) Психологическое (бихевиористское) определение – тип поведения, основанный на изменении поведения др. людей, проявлении особых психологических качеств политического лидера
Б) Телеологическое – достижение определенных целей.
В) Инструменталистское – возможность в ходе реализации власти использовать определенные средства, например, насилие.
Г) Структуралистское – особые отношения между управляющим и управляемыми.
Д) Конфликтологическое – возможность принятия решения, регулирующего отношения (в частности, по распределению благ) в ходе разрешения конфликтных ситуаций.
Е) марксистское – господство одного класса над другим.
Проанализируйте представленные подходы и оцените возможность использования данных определений для изучения совр. России.
Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения. И все же тоталитаризм – исторически обреченный режим.
8.1. Почему? 8.2. Приведите примеры использование гуманистических идей в целях утверждения тоталитарного режима.
Определите общие и различные черты в подходах Ф.Ницше и Г.Тарда к пониманию природы человеческого общества и путей общественного развития. Сформулируйте свою позицию по вопросу о природе политического лидерства.
5. С помощью таблицы «Мотивация власти и тип личности» (Каверин С.Б. Потребность власти. М., 1991. С.19) попытайтесь охарактеризовать доминирующие мотивы в поведении известных вам российских политических лидеров (современных или исторических).
Преобладающая потребность | Отношение к власти | Условное обозначение типа личности |
Потребность в свободе | Власть как стремление к независимости и самостоятельности | Нонкорформист |
Гедонистические потребности | Власть как источник материального благополучия и др. личных выгод | Конформист |
Потребность в самоутверждении | Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы | Диктатор |
Потребность в самовыражении | Власть как игра | Авантюрист |
Потребность быть личностью | Власть как служение людям, обществу | Демократ |
Существует точка зрения, согласно которой политическая власть в тоталитарной системе никогда не заинтересована в увеличении образованных людей. Можно ли согласиться с данным подходом. Обоснуйте свою позицию?
Посланник Сардинского королевства при русском дворе Жозеф де Местр сообщил на родину о новых законах, изданных Александром I, утверждая: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Согласны ли Вы с подобной логикой? Приведите, пожалуйста, аргументы «за» и «против» такой идеи.
Темы докладов: 1) Реформы в постсоветской России: произошла ли смена элит? 2) Харизматическое лидерство
3) Российская история с точки зрения циркуляции политических элит. 4) Политико-психологические концепции лидерства
5) Политические портреты современных российских лидеров. 6) Социальные группы и политическое поведение
Модуль 3. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Тема (в соответствии с тематическим планом): 8-10 Всего 16 ч. (лк. – 10 ч.: сем. – 6 ч.)
№ | Название темы | Лк. | Сем. |
Тема 5. Сущность и содержание политического процесса | 4 ч. | 2 ч. | |
Тема 6. Основные проблемы и тенденции современного мирового политического процесса. Тест | 4 ч. | 2 ч. | |
Тема 3. Международные политические отношения и внешняя политика | 2 ч. | 2 ч. |
Тема 8. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1. В письменной форме дайте определения следующим понятиям: политическое развитие, политическая модернизация, «первичная» и «вторичная» («догоняющая») модернизация, имитационная модернизация, «синдром развивающегося общества», кризис модернизации, политический менеджмент и маркетинг, политические коммуникации, «масс-медиа», избирательная система, активное и пассивное избирательное право, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, кризис легитимности, конституционный кризис, правительственный кризис, кризис идентичности, кризис политического участия, этнополитический кризис
Что общего между политическим развитием страны и уровнем ее экономического роста? Способствует ли рост экономики совершенствованию демократии? Предоставляет ли демократическая система управления государством благоприятные условия для успешного развития экономики?
Темы докладов
Социокультурные особенности современной российской политической модернизации.
Реформы и контрреформы в истории России: опыт ретроспективной политологии.
«Имитационная модернизация» (анализ опыта развития СССР).
Политическая модернизация и социальные конфликты.
Концепции политической модернизации.
Критерии политического развития.
Порядок проведения и организация референдума в демократических странах
Политический маркетинг
Технология проведении избирательной компании.
Основные способы формирования имиджа кандидата в депутаты
Избирательная система в современной России
Конституционный кризис в политической истории.
Внутриполитический кризис, этапы формирования и проявления.
Особенности национальной политики России в современных условиях.
Содержание политических средств, методов и путей разрешения межнациональных конфликтов.
Прогнозирование этнополитических конфликтов.
Конфликт как фактор стабильности общества (на примере теории конфликта Р.Дарендорфа).
Кризис политического участия: способы и пути его преодоления.
Используя учебный материал и историческую литературу, проанализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и развитие конкретных политических конфликтов в мировой и российской истории. Заполните таблицу.
Факторы | Политические конфликты в истории человеческого общества |
1.Биологические | |
2.Психологические | |
3.Демографические | |
4.Географические | |
5.Социально-экономические | |
6.Этнические | Например, грузино-абхазский конфликт (2009 г.) |
3. На основе учебной литературы раскройте содержание понятия «глобализация политических процессов». Приведите примеры. Каким образом глобализация влияет на политические процессы? (см., например, Политология: Учебник / Под ред. В.А.Ачкасова. М.: Юрайт-Издат, 2006, 2009 (Гл. 20. «Политическая глобалистика», п. 20.2.. «Глобализация как экономический и политический процесс»)
После распада СССР роль России в мировой политике заметно ослабла (1985-1990 гг.). На основе научной литературы (статьи, монографии) покажите современные тенденции развития России в мировой политике и сделайте вывод о возрастающей или ослабевающей роли российского государства в международной политике?
Темы докладов
1) Права человека: история и современность. 2) Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные этапы формирования
3) Механизмы защиты прав человека. 4) Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы
5) Состояние прав человека в современной России. 6) «Взлеты» и «падения» гражданского общества в российской истории.
Темы докладов
Россия и мировые глобальные процессы.
Особенности формирования внешнеполитического курса России в начале 2000 гг.
Глобалисты и антиглобалисты: содержание политических подходов.
Россия в системе современных международных отношений.
Международные межгосударственные политические организации.
Роль международных общественных организаций.
Международные политические движения.
ПРИМЕРНЫЙ ПИСОК СТАТЕЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ
(все указанные статьи имеются в библиотеке ВИПЭ):
Блинов В.В. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии // Полис. – 2008.– № 5. – С.135-153.
Блинов В.В. Политико-психологический анализ консервативных ценностей современной России // Полис. – 2008.– № 5. – С.153-160.
Блинов В.В. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии // ПОЛИС. 2008. № 5. С.135-153.
Васильев Л.С. Человек и власть в истории // Полис. 2009.№ 1. С.23-38.
Дахин А.В. Система власти в России 2000 гг. и модели политического управления регионами // ПОЛИС. 2009. № 2. С.52-60.
Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта / ПОЛИС. 2008. № 5. С. 55-77.
Дука А.В. Эволюция константы: российские элиты в историческом контексте // ПОЛИС. 2008. № 6. С.180-186.
Заемский В.Ф. Современные проблемы миротворческой деятельности ООН // ПОЛИС. 2009. № 2. С.130-139.
Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
Кортунов С.В. Диалектика национальной и международной безопасности: некоторые проблемы // ПОЛИС. 2009. № 1. С.7-29.
Козлов Н.Д. Политические культуры регионов России: уравнение со многими неизвестными // Полис. – 2008.– № 4. – С.8-27.
Конобадзе Ш.Ш. Институционализация согласования интересов субъектов РФ…// Полис. – 2008.– № 4. – С.102-112.
Козырева П.П. Правовое сознание и доверие // Полис. – 2008.– № 4. – С.86-102.
Лукин А.В. Мифы о российской политической культуре и российская история // ПОЛИС. 2009. № 1. С.56-71.
Любичановский С.В. Внутренний кризис системы управления: тектологический подход // Полис. – 2009.– № 6. – С.53-60
Лебедев Д.В. Демократии без суверенитета не существует // Свободная мысль. – 2008.– № 9. – С.67-73.
Мельвиль А.Ю. Россия 2020: альтернативные сценарии и общественные предпочтения // ПОЛИС. 2008. № 4. С.66-86.
Младенович М. Армия в политической системе // Свободная мысль. 2009. № 2. С.61-73.
Мусихин Г.Н. Модели современного капитализма в новой политэкономии: между наукой и идеологией // Полис. – 2009.– № 3. – С.84-98.
Михалева Г.М. Когда был выбран путь? Российские партии 1993-2000 гг. // Полис. – 2009.– № 2. – С.163-186.
Мосейко А.Н. Трансформация образа России на Западе в контексте культур в последней трети ХХ в. // Полис. – 2009.– № 2. – С.23-36.
Орлов Б. Особенности политической культуры социал-демократии // Свободная мысль. 2009. № 3. С.97-109.
Попова О.В. Особенности политической идентичности в России и странах Европы // ПОЛИС. 2009. № 1. С.143-158.
Попов П.П. Выборы в России: институциональная перспектива // ПОЛИС. 2008. № 5. С.113-125.
Пивоваров Ю.С. Русская политическая традиция и современность. М., 2006.
Пернацкий В. Россия между социализмом и капитализмом // Свободная мысль. 2008. № 9. С.87-101.
Понедельников А.В. Региональные административно-политические элиты России: прошлое, настоящее, будущее // Полис. – 2008.– № 6.
Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «обществу потребителей»…// Полис. – 2009.– № 1. – С.100-118.
Попова О.В. Особенности политической идентичности в России и странах Европы // Полис. – 2009.– № 1. – С.143-158.
Перегудов С.П. Политическая система России после выборов 2007-2008 гг. …// Полис. – 2009.– № 2. – С.23-39.
Розов Н.С. Глобальный кризис в контексте мегатенденций мирового развития и перспективы российской политики // ПОЛИС. 2009. № 3.
Розов Н.В. Коллегиально разделенная власть и условия поэтапного становления демократии в России // ПОЛИС. 2008.№ 5. С.74-90.
Семененко Н.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. – 2008.– № 5. – С.7-19.
Солменниеми С., Бородина А.В. Логика развития общественных организаций в современной России // Полис. – 2009.– № 1. – С.158-171.
Стельцова Я.Р. Европейский взгляд на внешнюю политику России // ПОЛИС. 2008. № 6. С.169-180.
Сморгунов Л.В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций // ПОЛИС. 2009. № 1. С.118-130.
Смирнова Н.Ю., Моисеев Н.Н. О политической науке и будущем человека // ПОЛИС. 2008. № 4. С.185-188.
Симонян Р.Х. Элита или номенклатура? Размышления о российском правящем слое // ПОЛИС. 2009. № 2. С.114-125.
Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. 2008. № 9. С.11-121.
Туровский Р.Ф. региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. – 2009.– № 2. – С.77-96.
Уолцер Майкл Глобальное пространство не существует // Свободная мысль. – 2009.– № 2. – С. 5-17.
Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // ПОЛИС. 2009. № 2. С.7-23.
Чихарев Н.А. Масштабы и ритмы демократии // ПОЛИС. 2009. № 3. С.54-65.
Церковь и политика // ПОЛИС. 2008. № 2. С.6-68.
Шейнис Ю.С. Превращение избирательной системы в России // ПОЛИС. 2009. № 6. С.39-53.
Шаратан О.И. Становление постсоветсткого неоэтакратизма // Полис. – 2009.– № 1. – С.5-38.
Шемекин Я.Г. Динамика восприятия образа России в западном цивилизационном сознании // Полис. – 2009.– № 2. – С.5-23.
Якушев М. Россия и становление греческой государственности // Свободная мысль. 2008. № 11. С.135-149.
Требования к защите статьи:
- Учащийся вправе выбрать любую статью из списка, при этом разрешается брать для подготовки статьи и др. научных журналов.
- Дублирования статей запрещается (когда одну статью готовит одновременно несколько человек).
- При подготовке статьи, необходимо ее прочитать, осмыслить, законспектировать основные положения, высказать свое мнение.
- Оформление статьи как рукописно, так и машинописно. Выявленные проблемы, подходы, главные мысли выделяются. (объем: 5-10 л.).
- На титульном листе указывается: автор статьи, название статьи, источник, а также данные того, кто статью готовил
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ МОДУЛЕЙ
- Все задания модулей выполняются в письменной форме.
- При выполнении заданий необходимо дать обоснованный ответ.
- При выполнении заданий необходимо пользоваться учебной, научной и справочной литературой.
- Необходимо выполнить все предложенные задания.
- После завершения изучения каждого модуля тетради с выполненными заданиями собираются для проверки и выставления соответствующего балла.
- По завершению работы учащийся должен подготовить к защите статью (выступление в устной форме 5-7 мин.)
- Успешное выполнение всех или большинства заданий, включая защиту статьи дает возможность более дифференцированно подойти к экзамену и заработать учащемуся «положительный актив» в виде определенной суммы баллов
Модуль 1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
Тема (в соответствии с тематическим планом): 1-4. Всего 18 ч. (лк. – 10 ч.: сем. – 8 ч.)
№ | Название темы | Лк. | Сем. |
Тема 1. Политология как научная дисциплина | 2 ч. | 2 ч. | |
Тема 2. Этапы исторического развития политических идей. Основные социально-политические школы и концепции. | 4 ч. | 2 ч. | |
Тема 3. Политика и власть | 2 ч. | 2 ч. | |
Тема 4. Политическая система общества и политические режимы | 2 ч. | 2 ч. |
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИН.
1. В письменной форме дайте определения следующим понятиям:политика, политология, функции политологии, сравнительная политология, прикладная политология, парадигмы политологии